Демидова Елена
Здоровьесберегающие технологии в ДОО как фундамент здоровья и становления личности ребенка
▼ Скачать
+ Заказать документы
«Здоровьесберегающие технологии в ДОО как фундамент здоровья и становления личности ребенка».
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:
забота о здоровье – это важнейший
труд воспитателя. От жизнерадостности
бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие прочность знаний, вера в свои силы.»
В. А. Сухомлинский
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в ДОО как фундамент здоровья и становления личности ребенка» размещена в разделах
Цель: обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Задачи работы:
1. Создать здоровьесберегающую среду – пространство самореализации.
2. Помочь ребенку накопить необходимый опыт и знания для успешного выполнения главных задач воспитательно-оздоровительной работы.
3. Сформировать через активную деятельность здоровый организм ребенка его динамическое и устойчивое состояние к экстремальным ситуациям.
4. Стимулировать дошкольника к включению в процесс физического развития и двигательной активности, побуждать его к самопознанию и одновременно создавать условия для внутренней активности личности.
5. Направлять совместную работу педагогов и родителей на развитие и закаливание организма ребенка.
6. Формировать навыки саморегуляции поведения дошкольника, направленные на осознанное сохранение и укрепление организма ребенка.
Здоровьесберегающие технологии – система мер по охране, сохранению и укреплению здоровья ребёнка.
Дошкольный возраст является решающим в формировании здоровья. Именно в период до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очевидна значимость формирования у детей знаний и практических навыков здорового образа жизни. Под здоровым образом жизни понимается активная деятельность людей, направленная на сохранение и улучшение собственного здоровья.
Основными составляющими здорового образа жизни являются:
-оптимальный режим дня,
- рациональное сбалансированное питание,
- закаливающие процедуры в режиме дня,
- личная гигиена,
- превалирование положительных эмоций.
Приобщение детей к здоровому образу жизни предполагает использование эффективных педагогических технологий. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ – это технологии, направленные на решение задач сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей-педагогов-родителей.
Здоровьесберегающая деятельность ДОО осуществляется в различных направлениях :
- Медико-профилактическое обеспечивает сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала.
- Физкультурно-оздоровительное – направлено на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка, реализуется в основном руководителями физического воспитания.
-Социально-психологическое – на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка, реализуется в основном психологом.
- Спортивно-досуговое – на развитие физических качеств.
- Образовательное – на обучение здоровому образу жизни.
- Информационно-просветительное - на приобщение семьи к здоровому образу жизни и взаимодействие с дошкольным учреждением по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей.
Содержанием всех направлений деятельности являются различные методы и технологии здоровьесбережения, разнообразие которых должно максимально быстро и эффективно приблизить всех субъектов здоровьесберегающей деятельности к конечному желаемому результату – модели “идеально здорового ребенка”.
Контингент групп детей компенсирующего вида составляют дети с различными особенностями. Для них свойственна эмоциональная возбудимость, некоторое отставание в развитии двигательной сферы, скованные и некоординированные движения при выполнении упражнений, недостаточно развитая моторика пальцев рук. Необходимость применения здоровьесберегающих технологий для данного контингента дошкольников не только актуальна, но и обязательна в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду.
В нашей группе создаются педагогические условия для обеспечения здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются:
• построение образовательного процесса, способствующего здоровьесбережению дошкольников;
• организация разных видов деятельности детей в игровой форме;
• оснащение группы оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями.
Пальчиковая гимнастика. С младшего возраста индивидуально, с подгруппой и всей группой ежедневно. Рекомендуется детям с речевыми проблемами и зпр. Проводится в любой удобный отрезок времени.
Дорожки здоровья. До и после сна ежедневно.
Вся группа. Профилактика плоскостопия, обучение правильной походки.
Гимнастика для глаз. Ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время, в зависимости от интенсивности нагрузки, начиная с младшего возраста. Рекомендуется использования наглядного материала, показ педагога.
Дыхательная гимнастика. В разных формах физкультурно-оздоровительной работы, с младшей группы. Проветривание помещения и гигиена носа перед процедурой.
Технология обучения здоровому образу жизни
Физкультурные занятия. Три раза в неделю в спортивном зале, на улице, начиная с раннего дошкольного возраста. Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает ДОУ.
Утренняя гимнастика. Ежедневно, в музыкальном и физкультурном залах. Все возрастные группы. Комплексы подбираются в соответствии с возрастом детей.
Физкультурные досуги, праздники. Два раза в месяц в физкультурном музыкальном залах, на прогулке. Эффективная форма активного отдыха. Развивает физические качества.
Ситуативные малые игры. Два раза в месяц в группе. Ролевая подражательная имитационная игра.
Коррекционные технологии.
Арт-терапия. Сеансы в группе, музыкальном зале. Старший возраст Оздоровление психо-эмоциональной сферы средствами воздействия различных видов искусств (изобразительная деятельность,музыка)
Сказкотерапия. Один раз в месяц во второй половине дня, начиная со среднего возраста. Использование мнемотаблиц,с помощью которых сказка выполняет, как единый двигательный комплекс.
Библиотерапия. В группе, в музыкальном зале. С младшего дошкольного возраста. Лечение книгой, формирование поведенческой реакции.
Зрительная гимнастика в режимные моменты ежедневно (для детей с нарушением зрения)
Практика показывает, что применение всех перечисленных здоровьесберегающих технологий неизменно приводит к повышению эффективности коррекционной работы, сохранению и развитию физического и психического здоровья ребенка. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка, на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.
В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Понятие «здоровьесберегающие технологии» прочно вошло во все элементы образовательной системы, начиная с дошкольных образовательных учреждений.
В действующем Законе «Об образовании» определены чёткие приоритеты в строительстве образовательного процесса. Первоочередной задачей является «приоритет… здоровья человека… и свободного развития личности»
Охрана здоровья детей входит в число приоритетов деятельности образовательного учреждения. Именно здоровье является условием успешного роста и развития личности, её духовного и физического совершенствования, а в дальнейшем во многом успешной жизни.
В ДОО комбинированного вида для детей с нарушениями зрения на первый план выходит проблема восстановления здоровья ребёнка. Дети, поступающие в группы компенсирующего обучения уже не здоровы, имеют не только зрительный дефект, но и другие отклонения в состоянии здоровья (в том числе нарушения деятельности нервной и сердечно-сосудистой систем, функциональные желудочно-кишечные расстройства и другие гастроэнтерологические заболевания, отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата]
Восстановление, охрана, сохранение и укрепление здоровья детей в ДОО комбинированного вида осуществляется через использование различных видов здоровьесберегающих технологий (медико-гигиенических, физкультурно-оздоровительных, образовательных и др.).
«Свободное развитие личности ребёнка возможно только на основе свободы движений и чувственных впечатлений от образов мира в свободном пространстве, а также свободы выражения эмоциональных переживаний в руко- и речетворчестве»
Ребёнок, имеющий нарушения зрения, изначально ограничен в свободе своих движений. Снижение остроты зрения и недостаточность состояния здоровья ведёт к возникновению трудностей накопления чувственно-практического опыта и сложностей ориентировки в окружающем мире.
Для ребёнка с нарушением зрения свободное развитие личности без специально создаваемого «свободного пространства» невозможно, т. к. у него ограничены чувственные впечатления от образов мира и затруднены движения (как микро-, так и макроуровня) вследствие зрительного дефекта.
На коррекционно-образовательных занятиях очень полезно создавать «свободное пространство», используя элементы здоровьесберегающей технологии доктора медицинских наук В. Ф. Базарного, в основе которой лежит комплексное воздействие на детей через повышение телесно-моторной активности, снятие утомления, использование пения.
1. Режим телесной вертикали
В. Ф. Базарным разработана конторка – особая парта, которая обеспечивает занимающимся за ней так называемый «режим телесной вертикали» (осанки, когда склоняться над тетрадями, книгами и сутулиться нет никакой необходимости. Конторка регулируется по высоте, имеет наклонную столешницу, и к ней прилагается специальный массажный коврик для ног.
К сожалению, оригинальная конторка В. Ф. Базарного не подходит по росту для детей дошкольного возраста. Поэтому в своей работе мы используем модифицированные конторки – приставки к столам с наклонной поверхностью, которые были изготовлены с учё том общегигиенических и эргономических требований:
1. Высота конторки должна соответствовать росту ребёнка. Отправным уровнем высоты верхнего края конторки является точка у края грудины в районе «солнечного сплетения». Ребенок, стоящий у края своего стола, сгибает руку таким образом, чтобы большой палец упирался в нижний край грудины, а локтевая часть руки располагалась строго параллельно полу. Измеряется высота от поверхности стола до локтя - этот размер и соответствует высоте нижнего края конторки, устанавливаемой на стол. Если, несмотря на оптимально подобранную высоту, ребенок все еще склоняется в процессе письма, уровень высоты конторки необходимо повышать до тех пор, пока ребенок не будет стоять ровно.
2. Рабочей поверхности придан оптимальный для зрительного восприятия угол наклона. Среднеоптимальный угол наклона рабочей поверхности конторки – 15-17°.
За конторкой в «режиме телесной вертикали» дети находятся только часть занятия, когда выполняют коррекционно-образовательные задания.
2. Режим динамической смены поз
Перед тем как поставить детей за конторки мы внедрили режим динамической смены поз в коррекционно-образовательное занятие. У большинства детей отмечался слабый телесно-мышечный тонус, необходимый для поддержания тела в вертикальной позе (так называемые «засиженные» дети) из-за привычной сидячей позы на других занятиях.
Режим смены динамических поз реализуется на занятиях тифлопедагога путём периодического перевода детей из одного положения в другое для решения различных коррекционно-образовательных и коррекционно-развивающих задач.
Режим смены динамических поз на занятиях
Поза СТОЯ Поза СИДЯ
(на стульях, на ковре) Поза ЛЁЖА
• коррекционно-образовательные задания за конторкой;
• зрительно-координаторные тренажёры;
• упражнения-ориентировки;
• упражнения для глаз;
• упражнения на снятие зрительного утомления;
• ритмические упражнения;
• упражнения, развивающие гибкость и подвижность пальцев (пальчиковая гимнастика);
• упражнения, способствующие снятию общего утомления, моторной напряженности мышц рук (физминутки). • упражнения для глаз;
• ритмические упражнения;
• упражнения на осязание и др. • упражнения, способствующие снятию общего утомления;
• упражнения на снятие зрительного утомления и др.
3. Использование тренажёров для развития восприятия и зрительно-моторной координации
На занятиях мы используем модифицированные зрительно-координаторные схемы-тренажёры. Лабиринты для глаз, разные дорожки «Путешествие зверюшек», «Бабочки и цветочки», «Каждому свой домик», «Чей узор?» и др.
Место нанесения схем-тренажеров – стены группы,стенды, доска-планщет, панель стола.
Упражнения с этими тренажёрами заключается в одновременном слежении глазами и обведении указательным пальцем или одноимёнными указательными пальцами рук заданной траектории в положении стоя с одновременным пением.
Особенности упражнений:
a) базируются на зрительно-координаторных схемах-тренажёрах;
b) выполняются в позе свободного стояния;
c) дети одновременно следят глазами, обводят указательным пальцем или одноимёнными указательными пальцами рук заданную траекторию и поют;
d) максимальная продолжительность таких упражнений 1,5–2 минуты.
Методика:
1. Освоение техники движений :
a) слежение глазами по заданной траектории;
b) слежение глазами и обведение указательным пальцем или одноимёнными указательными пальцами рук траектории движений.
2. Использование речевого стихотворного сопровождения и пения.
3. Одновременное слежение глазами, обведение указательным пальцем или одноимёнными указательными пальцами рук траектории движений с пением.
Таким образом, внедрение здоровьесберегающих технологий в группах компенсирующего обучения для детей с нарушениями зрения в ДОО комбинированного вида способствует воспитанию интереса ребенка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психо-эмоциональное самочувствие и здоровье детей.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберсгающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста. Здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Базарный В. Ф. Здоровье и развитие ребёнка : экспресс-контроль в школе и дома. М. : АРКТИ, 2005.
2. Базарный В. Ф. Школьный стресс и демографическая катастрофа России. Сборник материалов. Академия медицинских наук, Сибирское отделение НИИ медицинских проблем Севера. Научно-внедренческая лаборатория физиолого-здравоохранительных проблем образования Администрации Московской области. Сергиев Посад, 2004.
3. Дружинина Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушениями зрения. М. : «Экзамен», 2006.
4. Мардер Л. Цветной мир: групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. –Изд. Генезис, 2007. – 147 с.
5. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М. : ТЦ «Сфера», 2003.