Папки-передвижки

«Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе». Мастер-класс для педагогов дома ребенка.

Cветлана Фильева
«Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе». Мастер-класс для педагогов дома ребенка.
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: применение здоровьесберегающих технологий в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.

Задачи: познакомит педагогов с разнообразными методами и приемами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей.

Предварительная работа:

изучение литературы и Интернет – сайтов по использованию современных здоровьесберегающих технологий,

Темочки:

апробирование здоровьесберегающих технологий и методик с детьми,

изготовление тактильных модулей,

определение спектра вопросов для обсуждения.

Ход мастер класса

Ведущий.

С 2014 года в образовательной деятельности приняты ФГОСы дошкольного образования. «Здоровье» детей становится результатом освоения образовательной программы.

Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное время особенно важны для детей с ОВЗ.

Здоровьесберегающие технологии – неотъемлемая часть коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

Преодоление трудностей в коррекционной работе возможны только через создание здоровьесберегающей среды и правильного выбора форм, методов и приемов коррекции

Какие виды здоровьесберегающих технологий используются в дошкольном образовательном учреждении?

Предполагаемые ответы педагогов.

- закаливание, физкультурные занятия, физкультурные минутки, утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе.

- выполнение требований СанПиН, неукоснительное выполнение режима дня

- педагог добивается создания благоприятной эмоциональной обстановки в группе/

В своей работе я активно использую как традиционные, так и нетрадиционные методы:

Динамическую паузу

Артикуляционную гимнастику

Логоритмику

Массаж и самомассаж:

Точечный массаж

Самомассаж рук

Су-Джок – терапию

Пуговичный массаж кистей и стоп

Гимнастику:

Пальчиковую

Дыхательную

Кинезиологические упражнения

Гимнастику для глаз

Перечисленные методы являются составляющими здоровьесберегающих технологий.

Выделяют 4 подгруппы здоровьесберегающих технологий

организационно-педагогические технологии - ОПТ, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

психолого-педагогические технологии – (ППТ, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);

учебно-воспитательные, технологии – (УВТ, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников и просвещению их родителей.

Лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ, которые составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: коррекционную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья дошкольников

Дефектологу, воспитателю коррекционной группы, музыкальному руководителю, психологу и другим педагогам, работающим с детьми с ОВЗ приходится исправлять не только речевой дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Решению этой задачи поможет использование здоровьесберегающих технологий. Неслучайно коррекционную педагогику называют ещё и лечебной.

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит

улучшение памяти, внимания, мышления детей;

повышение способности к произвольному контролю;

улучшение эмоционального состояния;

повышение работоспособности, уверенности в себе;

стимулирование двигательных функций;

снижение утомляемости;

улучшение пространственных представлений;

развитие дыхательного и артикуляционного аппарата;

стимулирование речевой функции;

улучшение соматического состояния.

Ведущий:

Сейчас мы разделимся на 2 команды. Каждая команда в ходе мастер - класса будет получать задания, которые помогут нам познакомится с новыми технологиями и использовать их в дальнейшей работе.

В доме ребенка разные группы детей с ОВЗ. Это дети с синдромом Дауна, ЗРР, ЗПР, ЗПМР, ДЦП и другие. Сейчас большое количество детей с РДА и ОДА.

Задание 1. Расшифруйте аббревиатуру (дети с РДА и дети с нарушением ОДА).

Задание 2. На доске, разделенной на 2 части прикреплены на магнитах карточки, на которых отмечены характерные черты ребенка с диагнозом синдром Дауна и ЗПРР. Возможны неправильные формулировки, может чего-то недоставать, может быть нужно что-то добавить.

- Составьте психологический портрет ребенка с данным диагнозом.

Ведущий:

Динамические паузы.

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Создают необходимую атмосферу, снижающую напряжение.

Задание 3.

Каждая команда показывает динамическую паузу.

Ведущий:

Артикуляционная гимнастика.

Регулярное выполнение помогает

улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость,

улучшить подвижность артикуляционных органов,

укрепить мышечную систему языка, губ, щёк,

уменьшить напряженность артикуляционных органов

Задание 4.

- Покажите упражнения для язычка., которые демонстрируются на слайдах («Хоботок», «Улыбочка», «Часики», «Качели», и т. д.)

Ведущий:

Биоэнергопластика

Биоэнергопластика является новым и интересным направлением работы по развитию речи детей и включает в себя три понятия: био – человек, энергия – сила, пластика - движение.

Биоэнергопастика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата. Благодаря упражнениям на развитие биоэнергопластики у ребенка улучшается кровообращение, при этом укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и соответственно речь.

Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.

Задание 5

- Повторите упражнение за дефектологом.

1 команда

«Трубочка»

И. п- рот закрыт, губы сомкнуты. На счет «один» округлить губы и вытянуть вперед трубочкой. Удерживать под счет от 1 до 5. Вернуть губы в И. п.

«Подудим мы в дудочку, тянем губы трубочкой».

Кисть руки находиться горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена. На счет «один» согнуть в нижних фалангах, немного приблизить 4 сомкнутых пальца к большому пальцу. Не смыкать с большим пальцем, удерживать под счет от 1 до 5.

2 команда

«Хоботок»

И. п- рот закрыт, губы сомкнуты. На счет «один» вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать под счет от 1 до 5. Вернуть губы в И. п.

«Губы «хоботком» сложили, со слоненком подружились».

Кисть руки находиться горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена. На счет «один» согнуть в нижних фалангах 4 пальца и сомкнуть с большим пальцем руки. Удерживать кисть под счет от 1до 5 и вернуться в И. п.

Ведущий:

«Логоритмика»

Это метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

ЦЕЛИ:

коррекция общих и мелких движений,

развитие координации «речь – движение»,

расширение у детей словаря,

совершенствование психофизических функций,

развитие эмоциональности,

навыков общения.

Ведущий:

Массаж.

массаж и самомассаж лицевых мышц;

массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;

плантарный массаж (массаж стоп);

аурикулярный массаж (массаж ушных раковин);

массаж язычной мускулатуры

Ведущий:

Точечный массаж.

Давно известно, что есть связь между участками кожи и внутренними органами. В результате точечного массажа укрепляются защитные силы организма. И он сам начинает вырабатывать «лекарства», которые намного безопаснее таблеток.

Задание 6

-Выполните упражнение вместе с нами.

Наконец пришла зима, наступили холода.

Да-да-да – наступили холода. /Потереть ладошки друг о друга/

Да-да-да – превратилась в лед вода. /мягко провести большими пальцами рук по шее сверху вниз/

Ду-ду-ду – поскользнулась я на льду. /указательными пальцами помассировать крылья носа/

Ду-ду-ду – я на лыжах иду. /растереть ладонями уши/

Ды-ды-ды – на снегу есть следы. /приставить ладони ко лбу «козырьком» и энергично растирать лоб/

Ведущий:

Самомассаж рук.

Самомассаж - нетрадиционное, но эффективное направление по развитию мелкой моторики и подготовке детей к письму. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также развитие речевой функции.

Используются следующие массажные движения:

поглаживание,

растирание,

легкое надавливание на кончики пальцев при массировании,

легкое пощипывание, похлопывание, сгибание и разгибание пальчиков, как всех вместе, так и поочередно

Задание 7

Покажите упражнения, текст и рисунки – на слайдах

1 команда показывает упражнение «Солнышко»

2 команда показывает упражнение «Солнышко»

Каждая команда придумывает и показывает упражнение «Пальчики».

Ведущий:

Су-Джок терапия.

Это достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка СУ – кисть, ДЖОК – стопа.

Су-Джок терапия оказывает воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений

Задание 7

- Повторите упражнение с шариком «Ежик»

Катится колючий ежик, нет ни головы, ни ножек.

По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит. /катаем шарик, сжимая ладонями, вверх-вниз/

Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да. /движения по пальцам/

Уходи колючий еж в темный лес, где ты живешь! /кладем в ладонь шарик и берем подушечками пальцев другой руки/

Стимуляция высокоактивных точек соответствует всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т. д.

На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла.

Ведущий:

Пуговичный массаж кистей и стоп

Благодаря такому массажу мы активируем так называемый «мануальный интеллект», стимулируя кончики пальцев рук, ног, ладони и ступни. Таким образом, происходит активизация сенсорно-моторных функций, необходимых для успешного взаимодействия с окружающим миром. Массаж кистей и стоп также активизирует жизненно важные центры организма.

Ведущий:

Пальчиковая гимнастика.

Давно известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Развивая мелкую моторику, мы способствуем развитию психических процессов (внимания, мышления, памяти, а также активизируем речевую деятельность и готовим руку к письму.

Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Задание 8

Каждой команде нужно придумать и продемонстрировать гимнастику в соответствии с текстом.

Ведущий:

Дыхательная гимнастика

«Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют, потому что болеют, а болеют потому что не умеют правильно дышать. Научите их этому – и болезнь отступит».

Стрельникова Александра Николаевна.

Дыхательная гимнастика - уникальный оздоровительный метод, способствующий насыщению кислородом коры головного мозга и улучшению работы всех центров. Приступая к развитию речевого дыхания, следует отработать спокойный вдох и сильный плавный ротовой выдох

положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;

улучшает дренажную функцию бронхов;

восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

исправляет резвившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника

Наших детей нужно научить детей правильно дышать (вдох, выдох, задержать дыхание)

Задание 8

А)- Повторите упражнения.

Часики

Часики вперед идут,

За собою нас ведут.

И. П. встать прямо, ноги слегка расставить, 1- взмах руками вперед (вдох) – «тик»,

2 – опустить руки вниз (выдох) – «так».

Повторить 4-5 раз

Петушок

Крыльями взмахнул петух,

Всех нас разбудил он вдруг.

И. П. встать прямо, ноги слегка расставить, 1- руки в стороны (вдох,

2 – хлопая руками по бедрам, кричать «ку-ка-ре-ку» (выдох)

Повторить 4-5 раз

Б) Придумайте движения.

«Самолетик»

Самолет, самолет

Отправляется в полет.

Жу-жу-жу

Жу-жу-жу

Постою и отдохну.

Я налево полечу

Жу-жу-жу

Жу-жу-жу

Постою и отдохну.

Где можно использовать дыхательную гимнастику.

Как часть физкультурного занятия

Во время музыкальной образовательной деятельности

После дневного сна

На прогулке

В игровой деятельности

Как динамическая пауза во время образовательной деятельности

Противопоказания

Травмы головного мозга

Травмы позвоночника

Высокое артериальное и внутричерепное давление

Порок сердца

Необходима консультация врача!

Воздух набирается через нос, плечи не поднимать.

Выдох должен быть длительным, плавным.

Следить, чтобы не надувались щёки.

Упражнения выполняются как сидя, так и стоя.

Достаточно 3-5 упражнений.

Через несколько занятий следует усложнить упражнения.

Ведущий:

«Кинезеология»

«Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный». Мишель де Монтель.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей посредством определенных двигательных упражнений. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.

Развитие межполушарного взаимодействия.

Синхронизация работы полушарий.

Развитие мелкой моторики.

Развитие способностей.

Развитие памяти, внимания, мышления.

Развитие речи.

Формирование зрительно-моторной координации.

Формирование пространственной ориентировки.

Предупреждение дислексии и дисграфии.

Задание 9

Повторите упражнения «Ухо-нос», «Лезгинка», «Зайчик. Коза. Вилка», «Дом. Ежик, «Замок», «Колечко», «Кулак, ребро, ладонь».

Ведущий:

Гимнастика для глаз

Это могут быть следующие упражнения:

вертикальные движения глаз "вверх – вниз”;

горизонтальные "вправо – влево”;

вращение глазами по часовой стрелке и против;

частое моргание;

массаж кончиками пальцев верхнего века.

Рекомендации по проведению гимнастики для глаз:

гимнастика проводится ежедневно

в спокойной обстановке

двигаются только глаза, без поворотов головы

Задание 10

-Выполнить упражнение в соответствии с текстом «Снежинки» (по одному представителю из каждой команды)

Мы снежинку увидали. -

Со снежинкою играли.

Снежинки вправо полетели,

Дети вправо посмотрели.

Вот снежинки полетели,

Глазки влево посмотрели.

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал…

Все! На землю улеглись.

Глазки закрываем,

Глазки отдыхают.

Любую гимнастику предпочтительнее выполнять под классическую музыку: произведения Вивальди – укрепляют память. Сонаты Бетховена – лучшее лекарство от головной боли, а мазурки Моцарта – настоящий интеллектуальный стимулятор для юных математиков.

Произведения Чайковского улучшают сон.

Итог мастер – класса

Ведущий:

Каждая команда должна назвать слова-ассоциации Ребенок, Ребенок с ОВЗ.

Предполагаемые ответы (цветок, сломанный цветок; зайчик с пораненной лапкой, разбитая ваза)

Ведущий:

Ребенок с ОВЗ – это сломанный цветок, который мы должны вырастить, выходить, научить акклиматизироваться в иных условиях.

В заключении мастер-класса предлагаю ознакомиться с дидактическим материалом, который я использую в своей работе.

Публикации по теме:

«Как строят дома в Ситцевой Стране». Мастер-класс для педагогов«Как строят дома в Ситцевой Стране». Мастер-класс для педагогов После обзорной экскурсии по Ситцевой стране, я предлагаю вашему вниманию консультацию- мастер-класс по «постройке» дома из «Ситцевого.

Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в повседневной жизни детей дошкольного возраста» Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Консультация «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе» В своей коррекционной работе применяю разнообразные методы и приемы здоровьесберегающих технологий. Рассмотрим некоторые из них. 1. В организационные.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда» [b]Лилия Ивасюк [/b] учитель-логопед филиала МАУ ДО "Сорокинский центр развития ребёнка-детский сад №1"- "Сорокинский центр развития ребёнка-детский.

Мастер-класс для педагогов «Использование камешков Марблс в коррекционной работе по развитию речи»Мастер-класс для педагогов «Использование камешков Марблс в коррекционной работе по развитию речи» С ребенком надо делать все через игру… Д. Б. Эльконин Цель: организация коррекционной работы по развитию речи посредством камешков Марблс.

Мастер-класс для педагогов по использованию технологии ТРИЗ. "Нет ничего проще, чем изучать то, что интересно", - эти слова приписывают известному ученому Альберту Эйнштейну, человеку, привыкшему мыслить.

Мастер-класс для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике» Контроль за состоянием здоровья детей- основа всей профилактической, оздоровительной и воспитательной работы в ДОУ. К основным показателям.

Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» г. Козловка Чувашской Республики Мастер-класс.

Мастер-класс по работе с родителями «Здоровьесберегающие технологии в детском саду по ФГОС на занятиях музыки» Добрый день, уважаемые родители, предлагаю вашему вниманию небольшой мастер-класс на тему «Здоровьесберегающие технологии в детском саду.

Собрание-практикум для родителей с использованием СОТ «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми» Собрание-практикум «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми» Уважаемые родители, здравствуйте! Сегодняшнюю нашу встречу я хочу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе». Мастер-класс для педагогов дома ребенка.
Опубликовано: 2 октября 2017 в 16:36
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе». Мастер-класс для педагогов дома ребенка.» (включая файлы) размещена пользователем Cветлана Фильева (УИ 748225) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД