Лучший педагог года

«Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе». Мастер-класс для педагогов дома ребенка.

Cветлана Фильева
«Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе». Мастер-класс для педагогов дома ребенка.
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: применение здоровьесберегающих технологий в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.

Задачи: познакомит педагогов с разнообразными методами и приемами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей.

Предварительная работа:

изучение литературы и Интернет – сайтов по использованию современных здоровьесберегающих технологий,

апробирование здоровьесберегающих технологий и методик с детьми,

изготовление тактильных модулей,

Публикация «„Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе“, Мастер-класс для педагогов дома ребенка,» размещена в разделах

определение спектра вопросов для обсуждения.

Ход мастер класса

Ведущий.

С 2014 года в образовательной деятельности приняты ФГОСы дошкольного образования. «Здоровье» детей становится результатом освоения образовательной программы.

Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное время особенно важны для детей с ОВЗ.

Здоровьесберегающие технологии – неотъемлемая часть коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

Преодоление трудностей в коррекционной работе возможны только через создание здоровьесберегающей среды и правильного выбора форм, методов и приемов коррекции

Какие виды здоровьесберегающих технологий используются в дошкольном образовательном учреждении?

Предполагаемые ответы педагогов.

- закаливание, физкультурные занятия, физкультурные минутки, утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе.

- выполнение требований СанПиН, неукоснительное выполнение режима дня

- педагог добивается создания благоприятной эмоциональной обстановки в группе/

В своей работе я активно использую как традиционные, так и нетрадиционные методы:

Динамическую паузу

Артикуляционную гимнастику

Логоритмику

Массаж и самомассаж:

Точечный массаж

Самомассаж рук

Су-Джок – терапию

Пуговичный массаж кистей и стоп

Гимнастику:

Пальчиковую

Дыхательную

Кинезиологические упражнения

Гимнастику для глаз

Перечисленные методы являются составляющими здоровьесберегающих технологий.

Выделяют 4 подгруппы здоровьесберегающих технологий

организационно-педагогические технологии - ОПТ, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

психолого-педагогические технологии – (ППТ, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);

учебно-воспитательные, технологии – (УВТ, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников и просвещению их родителей.

Лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ, которые составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: коррекционную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья дошкольников

Дефектологу, воспитателю коррекционной группы, музыкальному руководителю, психологу и другим педагогам, работающим с детьми с ОВЗ приходится исправлять не только речевой дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Решению этой задачи поможет использование здоровьесберегающих технологий. Неслучайно коррекционную педагогику называют ещё и лечебной.

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит

улучшение памяти, внимания, мышления детей;

повышение способности к произвольному контролю;

улучшение эмоционального состояния;

повышение работоспособности, уверенности в себе;

стимулирование двигательных функций;

снижение утомляемости;

улучшение пространственных представлений;

развитие дыхательного и артикуляционного аппарата;

стимулирование речевой функции;

улучшение соматического состояния.

Ведущий:

Сейчас мы разделимся на 2 команды. Каждая команда в ходе мастер - класса будет получать задания, которые помогут нам познакомится с новыми технологиями и использовать их в дальнейшей работе.

В доме ребенка разные группы детей с ОВЗ. Это дети с синдромом Дауна, ЗРР, ЗПР, ЗПМР, ДЦП и другие. Сейчас большое количество детей с РДА и ОДА.

Задание 1. Расшифруйте аббревиатуру (дети с РДА и дети с нарушением ОДА).

Задание 2. На доске, разделенной на 2 части прикреплены на магнитах карточки, на которых отмечены характерные черты ребенка с диагнозом синдром Дауна и ЗПРР. Возможны неправильные формулировки, может чего-то недоставать, может быть нужно что-то добавить.

- Составьте психологический портрет ребенка с данным диагнозом.

Ведущий:

Динамические паузы.

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Создают необходимую атмосферу, снижающую напряжение.

Задание 3.

Каждая команда показывает динамическую паузу.

Ведущий:

Артикуляционная гимнастика.

Регулярное выполнение помогает

улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость,

улучшить подвижность артикуляционных органов,

укрепить мышечную систему языка, губ, щёк,

уменьшить напряженность артикуляционных органов

Задание 4.

- Покажите упражнения для язычка., которые демонстрируются на слайдах («Хоботок», «Улыбочка», «Часики», «Качели», и т. д.)

Ведущий:

Биоэнергопластика

Биоэнергопластика является новым и интересным направлением работы по развитию речи детей и включает в себя три понятия: био – человек, энергия – сила, пластика - движение.

Биоэнергопастика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата. Благодаря упражнениям на развитие биоэнергопластики у ребенка улучшается кровообращение, при этом укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и соответственно речь.

Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.

Задание 5

- Повторите упражнение за дефектологом.

1 команда

«Трубочка»

И. п- рот закрыт, губы сомкнуты. На счет «один» округлить губы и вытянуть вперед трубочкой. Удерживать под счет от 1 до 5. Вернуть губы в И. п.

«Подудим мы в дудочку, тянем губы трубочкой».

Кисть руки находиться горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена. На счет «один» согнуть в нижних фалангах, немного приблизить 4 сомкнутых пальца к большому пальцу. Не смыкать с большим пальцем, удерживать под счет от 1 до 5.

2 команда

«Хоботок»

И. п- рот закрыт, губы сомкнуты. На счет «один» вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать под счет от 1 до 5. Вернуть губы в И. п.

«Губы «хоботком» сложили, со слоненком подружились».

Кисть руки находиться горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена. На счет «один» согнуть в нижних фалангах 4 пальца и сомкнуть с большим пальцем руки. Удерживать кисть под счет от 1до 5 и вернуться в И. п.

Ведущий:

«Логоритмика»

Это метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

ЦЕЛИ:

коррекция общих и мелких движений,

развитие координации «речь – движение»,

расширение у детей словаря,

совершенствование психофизических функций,

развитие эмоциональности,

навыков общения.

Ведущий:

Массаж.

массаж и самомассаж лицевых мышц;

массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;

плантарный массаж (массаж стоп);

аурикулярный массаж (массаж ушных раковин);

массаж язычной мускулатуры

Ведущий:

Точечный массаж.

Давно известно, что есть связь между участками кожи и внутренними органами. В результате точечного массажа укрепляются защитные силы организма. И он сам начинает вырабатывать «лекарства», которые намного безопаснее таблеток.

Задание 6

-Выполните упражнение вместе с нами.

Наконец пришла зима, наступили холода.

Да-да-да – наступили холода. /Потереть ладошки друг о друга/

Да-да-да – превратилась в лед вода. /мягко провести большими пальцами рук по шее сверху вниз/

Ду-ду-ду – поскользнулась я на льду. /указательными пальцами помассировать крылья носа/

Ду-ду-ду – я на лыжах иду. /растереть ладонями уши/

Ды-ды-ды – на снегу есть следы. /приставить ладони ко лбу «козырьком» и энергично растирать лоб/

Ведущий:

Самомассаж рук.

Самомассаж - нетрадиционное, но эффективное направление по развитию мелкой моторики и подготовке детей к письму. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также развитие речевой функции.

Используются следующие массажные движения:

поглаживание,

растирание,

легкое надавливание на кончики пальцев при массировании,

легкое пощипывание, похлопывание, сгибание и разгибание пальчиков, как всех вместе, так и поочередно

Задание 7

Покажите упражнения, текст и рисунки – на слайдах

1 команда показывает упражнение «Солнышко»

2 команда показывает упражнение «Солнышко»

Каждая команда придумывает и показывает упражнение «Пальчики».

Ведущий:

Су-Джок терапия.

Это достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка СУ – кисть, ДЖОК – стопа.

Су-Джок терапия оказывает воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений

Задание 7

- Повторите упражнение с шариком «Ежик»

Катится колючий ежик, нет ни головы, ни ножек.

По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит. /катаем шарик, сжимая ладонями, вверх-вниз/

Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да. /движения по пальцам/

Уходи колючий еж в темный лес, где ты живешь! /кладем в ладонь шарик и берем подушечками пальцев другой руки/

Стимуляция высокоактивных точек соответствует всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т. д.

На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла.

Ведущий:

Пуговичный массаж кистей и стоп

Благодаря такому массажу мы активируем так называемый «мануальный интеллект», стимулируя кончики пальцев рук, ног, ладони и ступни. Таким образом, происходит активизация сенсорно-моторных функций, необходимых для успешного взаимодействия с окружающим миром. Массаж кистей и стоп также активизирует жизненно важные центры организма.

Ведущий:

Пальчиковая гимнастика.

Давно известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Развивая мелкую моторику, мы способствуем развитию психических процессов (внимания, мышления, памяти, а также активизируем речевую деятельность и готовим руку к письму.

Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Задание 8

Каждой команде нужно придумать и продемонстрировать гимнастику в соответствии с текстом.

Ведущий:

Дыхательная гимнастика

«Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют, потому что болеют, а болеют потому что не умеют правильно дышать. Научите их этому – и болезнь отступит».

Стрельникова Александра Николаевна.

Дыхательная гимнастика - уникальный оздоровительный метод, способствующий насыщению кислородом коры головного мозга и улучшению работы всех центров. Приступая к развитию речевого дыхания, следует отработать спокойный вдох и сильный плавный ротовой выдох

положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;

улучшает дренажную функцию бронхов;

восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

исправляет резвившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника

Наших детей нужно научить детей правильно дышать (вдох, выдох, задержать дыхание)

Задание 8

А)- Повторите упражнения.

Часики

Часики вперед идут,

За собою нас ведут.

И. П. встать прямо, ноги слегка расставить, 1- взмах руками вперед (вдох) – «тик»,

2 – опустить руки вниз (выдох) – «так».

Повторить 4-5 раз

Петушок

Крыльями взмахнул петух,

Всех нас разбудил он вдруг.

И. П. встать прямо, ноги слегка расставить, 1- руки в стороны (вдох,

2 – хлопая руками по бедрам, кричать «ку-ка-ре-ку» (выдох)

Повторить 4-5 раз

Б) Придумайте движения.

«Самолетик»

Самолет, самолет

Отправляется в полет.

Жу-жу-жу

Жу-жу-жу

Постою и отдохну.

Я налево полечу

Жу-жу-жу

Жу-жу-жу

Постою и отдохну.

Где можно использовать дыхательную гимнастику.

Как часть физкультурного занятия

Во время музыкальной образовательной деятельности

После дневного сна

На прогулке

В игровой деятельности

Как динамическая пауза во время образовательной деятельности

Противопоказания

Травмы головного мозга

Травмы позвоночника

Высокое артериальное и внутричерепное давление

Порок сердца

Необходима консультация врача!

Воздух набирается через нос, плечи не поднимать.

Выдох должен быть длительным, плавным.

Следить, чтобы не надувались щёки.

Упражнения выполняются как сидя, так и стоя.

Достаточно 3-5 упражнений.

Через несколько занятий следует усложнить упражнения.

Ведущий:

«Кинезеология»

«Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный». Мишель де Монтель.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей посредством определенных двигательных упражнений. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.

Развитие межполушарного взаимодействия.

Синхронизация работы полушарий.

Развитие мелкой моторики.

Развитие способностей.

Развитие памяти, внимания, мышления.

Развитие речи.

Формирование зрительно-моторной координации.

Формирование пространственной ориентировки.

Предупреждение дислексии и дисграфии.

Задание 9

Повторите упражнения «Ухо-нос», «Лезгинка», «Зайчик. Коза. Вилка», «Дом. Ежик, «Замок», «Колечко», «Кулак, ребро, ладонь».

Ведущий:

Гимнастика для глаз

Это могут быть следующие упражнения:

вертикальные движения глаз "вверх – вниз”;

горизонтальные "вправо – влево”;

вращение глазами по часовой стрелке и против;

частое моргание;

массаж кончиками пальцев верхнего века.

Рекомендации по проведению гимнастики для глаз:

гимнастика проводится ежедневно

в спокойной обстановке

двигаются только глаза, без поворотов головы

Задание 10

-Выполнить упражнение в соответствии с текстом «Снежинки» (по одному представителю из каждой команды)

Мы снежинку увидали. -

Со снежинкою играли.

Снежинки вправо полетели,

Дети вправо посмотрели.

Вот снежинки полетели,

Глазки влево посмотрели.

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал…

Все! На землю улеглись.

Глазки закрываем,

Глазки отдыхают.

Любую гимнастику предпочтительнее выполнять под классическую музыку: произведения Вивальди – укрепляют память. Сонаты Бетховена – лучшее лекарство от головной боли, а мазурки Моцарта – настоящий интеллектуальный стимулятор для юных математиков.

Произведения Чайковского улучшают сон.

Итог мастер – класса

Ведущий:

Каждая команда должна назвать слова-ассоциации Ребенок, Ребенок с ОВЗ.

Предполагаемые ответы (цветок, сломанный цветок; зайчик с пораненной лапкой, разбитая ваза)

Ведущий:

Ребенок с ОВЗ – это сломанный цветок, который мы должны вырастить, выходить, научить акклиматизироваться в иных условиях.

В заключении мастер-класса предлагаю ознакомиться с дидактическим материалом, который я использую в своей работе.

Публикации по теме:

«Как строят дома в Ситцевой Стране». Мастер-класс для педагогов«Как строят дома в Ситцевой Стране». Мастер-класс для педагогов После обзорной экскурсии по Ситцевой стране, я предлагаю вашему вниманию консультацию- мастер-класс по «постройке» дома из «Ситцевого.

Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в повседневной жизни детей дошкольного возраста» Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Консультация «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе» В своей коррекционной работе применяю разнообразные методы и приемы здоровьесберегающих технологий. Рассмотрим некоторые из них. 1. В организационные.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда» [b]Лилия Ивасюк [/b] учитель-логопед филиала МАУ ДО "Сорокинский центр развития ребёнка-детский сад №1"- "Сорокинский центр развития ребёнка-детский.

Мастер-класс для педагогов «Использование камешков Марблс в коррекционной работе по развитию речи»Мастер-класс для педагогов «Использование камешков Марблс в коррекционной работе по развитию речи» С ребенком надо делать все через игру… Д. Б. Эльконин Цель: организация коррекционной работы по развитию речи посредством камешков Марблс.

Мастер-класс для педагогов по использованию технологии ТРИЗ. "Нет ничего проще, чем изучать то, что интересно", - эти слова приписывают известному ученому Альберту Эйнштейну, человеку, привыкшему мыслить.

Мастер-класс для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике» Контроль за состоянием здоровья детей- основа всей профилактической, оздоровительной и воспитательной работы в ДОУ. К основным показателям.

Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» г. Козловка Чувашской Республики Мастер-класс.

Мастер-класс по работе с родителями «Здоровьесберегающие технологии в детском саду по ФГОС на занятиях музыки» Добрый день, уважаемые родители, предлагаю вашему вниманию небольшой мастер-класс на тему «Здоровьесберегающие технологии в детском саду.

Собрание-практикум для родителей с использованием СОТ «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми» Собрание-практикум «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми» Уважаемые родители, здравствуйте! Сегодняшнюю нашу встречу я хочу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе». Мастер-класс для педагогов дома ребенка.
Опубликовано: 2 октября 2017 в 16:36
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе». Мастер-класс для педагогов дома ребенка.» (включая файлы) размещена пользователем Cветлана Фильева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД