Cветлана Фильева
«Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе». Мастер-класс для педагогов дома ребенка.
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: применение здоровьесберегающих технологий в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.
Задачи: познакомит педагогов с разнообразными методами и приемами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей.
Предварительная работа:
изучение литературы и Интернет – сайтов по использованию современных здоровьесберегающих технологий,
Темочки:
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа педагогов детского дома, дома ребенка
- Темочки
апробирование здоровьесберегающих технологий и методик с детьми,
изготовление тактильных модулей,
определение спектра вопросов для обсуждения.
Ход мастер класса
Ведущий.
С 2014 года в образовательной деятельности приняты ФГОСы дошкольного образования. «Здоровье» детей становится результатом освоения образовательной программы.
Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное время особенно важны для детей с ОВЗ.
Здоровьесберегающие технологии – неотъемлемая часть коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
Преодоление трудностей в коррекционной работе возможны только через создание здоровьесберегающей среды и правильного выбора форм, методов и приемов коррекции
Какие виды здоровьесберегающих технологий используются в дошкольном образовательном учреждении?
Предполагаемые ответы педагогов.
- закаливание, физкультурные занятия, физкультурные минутки, утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе.
- выполнение требований СанПиН, неукоснительное выполнение режима дня
- педагог добивается создания благоприятной эмоциональной обстановки в группе/
В своей работе я активно использую как традиционные, так и нетрадиционные методы:
Динамическую паузу
Артикуляционную гимнастику
Логоритмику
Массаж и самомассаж:
Точечный массаж
Самомассаж рук
Су-Джок – терапию
Пуговичный массаж кистей и стоп
Гимнастику:
Пальчиковую
Дыхательную
Кинезиологические упражнения
Гимнастику для глаз
Перечисленные методы являются составляющими здоровьесберегающих технологий.
Выделяют 4 подгруппы здоровьесберегающих технологий
организационно-педагогические технологии - ОПТ, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
психолого-педагогические технологии – (ППТ, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);
учебно-воспитательные, технологии – (УВТ, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников и просвещению их родителей.
Лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ, которые составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: коррекционную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья дошкольников
Дефектологу, воспитателю коррекционной группы, музыкальному руководителю, психологу и другим педагогам, работающим с детьми с ОВЗ приходится исправлять не только речевой дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Решению этой задачи поможет использование здоровьесберегающих технологий. Неслучайно коррекционную педагогику называют ещё и лечебной.
Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит
улучшение памяти, внимания, мышления детей;
повышение способности к произвольному контролю;
улучшение эмоционального состояния;
повышение работоспособности, уверенности в себе;
стимулирование двигательных функций;
снижение утомляемости;
улучшение пространственных представлений;
развитие дыхательного и артикуляционного аппарата;
стимулирование речевой функции;
улучшение соматического состояния.
Ведущий:
Сейчас мы разделимся на 2 команды. Каждая команда в ходе мастер - класса будет получать задания, которые помогут нам познакомится с новыми технологиями и использовать их в дальнейшей работе.
В доме ребенка разные группы детей с ОВЗ. Это дети с синдромом Дауна, ЗРР, ЗПР, ЗПМР, ДЦП и другие. Сейчас большое количество детей с РДА и ОДА.
Задание 1. Расшифруйте аббревиатуру (дети с РДА и дети с нарушением ОДА).
Задание 2. На доске, разделенной на 2 части прикреплены на магнитах карточки, на которых отмечены характерные черты ребенка с диагнозом синдром Дауна и ЗПРР. Возможны неправильные формулировки, может чего-то недоставать, может быть нужно что-то добавить.
- Составьте психологический портрет ребенка с данным диагнозом.
Ведущий:
Динамические паузы.
Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Создают необходимую атмосферу, снижающую напряжение.
Задание 3.
Каждая команда показывает динамическую паузу.
Ведущий:
Артикуляционная гимнастика.
Регулярное выполнение помогает
улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость,
улучшить подвижность артикуляционных органов,
укрепить мышечную систему языка, губ, щёк,
уменьшить напряженность артикуляционных органов
Задание 4.
- Покажите упражнения для язычка., которые демонстрируются на слайдах («Хоботок», «Улыбочка», «Часики», «Качели», и т. д.)
Ведущий:
Биоэнергопластика
Биоэнергопластика является новым и интересным направлением работы по развитию речи детей и включает в себя три понятия: био – человек, энергия – сила, пластика - движение.
Биоэнергопастика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата. Благодаря упражнениям на развитие биоэнергопластики у ребенка улучшается кровообращение, при этом укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и соответственно речь.
Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.
Задание 5
- Повторите упражнение за дефектологом.
1 команда
«Трубочка»
И. п- рот закрыт, губы сомкнуты. На счет «один» округлить губы и вытянуть вперед трубочкой. Удерживать под счет от 1 до 5. Вернуть губы в И. п.
«Подудим мы в дудочку, тянем губы трубочкой».
Кисть руки находиться горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена. На счет «один» согнуть в нижних фалангах, немного приблизить 4 сомкнутых пальца к большому пальцу. Не смыкать с большим пальцем, удерживать под счет от 1 до 5.
2 команда
«Хоботок»
И. п- рот закрыт, губы сомкнуты. На счет «один» вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать под счет от 1 до 5. Вернуть губы в И. п.
«Губы «хоботком» сложили, со слоненком подружились».
Кисть руки находиться горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена. На счет «один» согнуть в нижних фалангах 4 пальца и сомкнуть с большим пальцем руки. Удерживать кисть под счет от 1до 5 и вернуться в И. п.
Ведущий:
«Логоритмика»
Это метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
ЦЕЛИ:
коррекция общих и мелких движений,
развитие координации «речь – движение»,
расширение у детей словаря,
совершенствование психофизических функций,
развитие эмоциональности,
навыков общения.
Ведущий:
Массаж.
массаж и самомассаж лицевых мышц;
массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;
плантарный массаж (массаж стоп);
аурикулярный массаж (массаж ушных раковин);
массаж язычной мускулатуры
Ведущий:
Точечный массаж.
Давно известно, что есть связь между участками кожи и внутренними органами. В результате точечного массажа укрепляются защитные силы организма. И он сам начинает вырабатывать «лекарства», которые намного безопаснее таблеток.
Задание 6
-Выполните упражнение вместе с нами.
Наконец пришла зима, наступили холода.
Да-да-да – наступили холода. /Потереть ладошки друг о друга/
Да-да-да – превратилась в лед вода. /мягко провести большими пальцами рук по шее сверху вниз/
Ду-ду-ду – поскользнулась я на льду. /указательными пальцами помассировать крылья носа/
Ду-ду-ду – я на лыжах иду. /растереть ладонями уши/
Ды-ды-ды – на снегу есть следы. /приставить ладони ко лбу «козырьком» и энергично растирать лоб/
Ведущий:
Самомассаж рук.
Самомассаж - нетрадиционное, но эффективное направление по развитию мелкой моторики и подготовке детей к письму. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также развитие речевой функции.
Используются следующие массажные движения:
поглаживание,
растирание,
легкое надавливание на кончики пальцев при массировании,
легкое пощипывание, похлопывание, сгибание и разгибание пальчиков, как всех вместе, так и поочередно
Задание 7
Покажите упражнения, текст и рисунки – на слайдах
1 команда показывает упражнение «Солнышко»
2 команда показывает упражнение «Солнышко»
Каждая команда придумывает и показывает упражнение «Пальчики».
Ведущий:
Су-Джок терапия.
Это достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка СУ – кисть, ДЖОК – стопа.
Су-Джок терапия оказывает воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений
Задание 7
- Повторите упражнение с шариком «Ежик»
Катится колючий ежик, нет ни головы, ни ножек.
По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит. /катаем шарик, сжимая ладонями, вверх-вниз/
Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да. /движения по пальцам/
Уходи колючий еж в темный лес, где ты живешь! /кладем в ладонь шарик и берем подушечками пальцев другой руки/
Стимуляция высокоактивных точек соответствует всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т. д.
На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла.
Ведущий:
Пуговичный массаж кистей и стоп
Благодаря такому массажу мы активируем так называемый «мануальный интеллект», стимулируя кончики пальцев рук, ног, ладони и ступни. Таким образом, происходит активизация сенсорно-моторных функций, необходимых для успешного взаимодействия с окружающим миром. Массаж кистей и стоп также активизирует жизненно важные центры организма.
Ведущий:
Пальчиковая гимнастика.
Давно известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Развивая мелкую моторику, мы способствуем развитию психических процессов (внимания, мышления, памяти, а также активизируем речевую деятельность и готовим руку к письму.
Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
Задание 8
Каждой команде нужно придумать и продемонстрировать гимнастику в соответствии с текстом.
Ведущий:
Дыхательная гимнастика
«Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют, потому что болеют, а болеют потому что не умеют правильно дышать. Научите их этому – и болезнь отступит».
Стрельникова Александра Николаевна.
Дыхательная гимнастика - уникальный оздоровительный метод, способствующий насыщению кислородом коры головного мозга и улучшению работы всех центров. Приступая к развитию речевого дыхания, следует отработать спокойный вдох и сильный плавный ротовой выдох
положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
улучшает дренажную функцию бронхов;
восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
исправляет резвившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника
Наших детей нужно научить детей правильно дышать (вдох, выдох, задержать дыхание)
Задание 8
А)- Повторите упражнения.
Часики
Часики вперед идут,
За собою нас ведут.
И. П. встать прямо, ноги слегка расставить, 1- взмах руками вперед (вдох) – «тик»,
2 – опустить руки вниз (выдох) – «так».
Повторить 4-5 раз
Петушок
Крыльями взмахнул петух,
Всех нас разбудил он вдруг.
И. П. встать прямо, ноги слегка расставить, 1- руки в стороны (вдох,
2 – хлопая руками по бедрам, кричать «ку-ка-ре-ку» (выдох)
Повторить 4-5 раз
Б) Придумайте движения.
«Самолетик»
Самолет, самолет
Отправляется в полет.
Жу-жу-жу
Жу-жу-жу
Постою и отдохну.
Я налево полечу
Жу-жу-жу
Жу-жу-жу
Постою и отдохну.
Где можно использовать дыхательную гимнастику.
Как часть физкультурного занятия
Во время музыкальной образовательной деятельности
После дневного сна
На прогулке
В игровой деятельности
Как динамическая пауза во время образовательной деятельности
Противопоказания
Травмы головного мозга
Травмы позвоночника
Высокое артериальное и внутричерепное давление
Порок сердца
Необходима консультация врача!
Воздух набирается через нос, плечи не поднимать.
Выдох должен быть длительным, плавным.
Следить, чтобы не надувались щёки.
Упражнения выполняются как сидя, так и стоя.
Достаточно 3-5 упражнений.
Через несколько занятий следует усложнить упражнения.
Ведущий:
«Кинезеология»
«Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный». Мишель де Монтель.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей посредством определенных двигательных упражнений. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.
Развитие межполушарного взаимодействия.
Синхронизация работы полушарий.
Развитие мелкой моторики.
Развитие способностей.
Развитие памяти, внимания, мышления.
Развитие речи.
Формирование зрительно-моторной координации.
Формирование пространственной ориентировки.
Предупреждение дислексии и дисграфии.
Задание 9
Повторите упражнения «Ухо-нос», «Лезгинка», «Зайчик. Коза. Вилка», «Дом. Ежик, «Замок», «Колечко», «Кулак, ребро, ладонь».
Ведущий:
Гимнастика для глаз
Это могут быть следующие упражнения:
вертикальные движения глаз "вверх – вниз”;
горизонтальные "вправо – влево”;
вращение глазами по часовой стрелке и против;
частое моргание;
массаж кончиками пальцев верхнего века.
Рекомендации по проведению гимнастики для глаз:
гимнастика проводится ежедневно
в спокойной обстановке
двигаются только глаза, без поворотов головы
Задание 10
-Выполнить упражнение в соответствии с текстом «Снежинки» (по одному представителю из каждой команды)
Мы снежинку увидали. -
Со снежинкою играли.
Снежинки вправо полетели,
Дети вправо посмотрели.
Вот снежинки полетели,
Глазки влево посмотрели.
Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал…
Все! На землю улеглись.
Глазки закрываем,
Глазки отдыхают.
Любую гимнастику предпочтительнее выполнять под классическую музыку: произведения Вивальди – укрепляют память. Сонаты Бетховена – лучшее лекарство от головной боли, а мазурки Моцарта – настоящий интеллектуальный стимулятор для юных математиков.
Произведения Чайковского улучшают сон.
Итог мастер – класса
Ведущий:
Каждая команда должна назвать слова-ассоциации Ребенок, Ребенок с ОВЗ.
Предполагаемые ответы (цветок, сломанный цветок; зайчик с пораненной лапкой, разбитая ваза)
Ведущий:
Ребенок с ОВЗ – это сломанный цветок, который мы должны вырастить, выходить, научить акклиматизироваться в иных условиях.
В заключении мастер-класса предлагаю ознакомиться с дидактическим материалом, который я использую в своей работе.