вера ващелина
Патриотическое воспитание в процессе становления личности
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на МО воспитателей
Тема: «Патриотическое воспитание в процессе становления личности ребёнка»
подготовила:
Ващелина Вера Александровна
Март 2017г
Патриотическое воспитание в процессе становления личности ребёнка. Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на его многостороннее формирующее влияние. Так, например, К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: "Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями". В "Лекциях о воспитании детей" А. С. Макаренко говорил: "Мы требуем от нашего гражданина, чтобы он в каждую минуту своей жизни был готов выполнить свой долг перед коллективом, и значит перед Родиной, не ожидая распоряжения или приказания, чтобы он обладал инициативой и творческой волей".
Публикация «Патриотическое воспитание в процессе становления личности» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
Патриот, патриотизм, Родина как много в этих словах смысла, глубины и веры.
Чтобы эти слова не были просто словами или пустым звуком, детям с раннего возраста в семье и в школе, в процессе обучения и развития прививается чувство патриотизма и любви к своей Родине.
С первых уроков и в первом учебнике – букваре, ребенок постоянно слышит слово Родина. А что такое Родина, почему она так важна для нас? Почему мы должны ее любить и защищать? Что такое патриотизм и кто такой патриот? На все эти вопросы дети получают ответы на протяжении всего обучения в школе. Но как сделать так, чтобы для них это не стало просто получением информации, а чтобы они прочувствовали всю ответственность и гордость за свою страну, чтобы они гордились тем местом, где они родились, чтобы они уважительно относились к своей истории, к своим корням и предкам, чтобы ценили то, что для них сделали предыдущие поколения.
Значимость патриотического воспитания детей особенно остро обозначилась в современный период - в связи с утратой людьми нравственных ориентиров в собственной жизни. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому все
острее встает вопрос о повышении уровня патриотического воспитания. Необходимо воспитывать, начиная уже с младшего школьного возраста, доброту, ответственность, чувство собственного достоинства, гражданственность, гордость за свою страну и уважительное отношение к ее истории. Но следует обратить внимание на то, что патриотическое воспитание младших школьников должно строиться, учитывая возрастные психологические особенности детей. Конечно, психологические особенности - это не догма, и у каждого ребенка будет своя степень зрелости в восприятии патриотизма, зависящая от предшествующего психического развития детей, от их готовности к чуткому отклику на воспитательную деятельность взрослых.
Какие же технологии и формы работы может использовать воспитатель, решая эту задачу?
Технологии: 1. Знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества;
2. Знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором;
3. Организация экскурсий в музеи и места русской славы;
4. Проведение творческих конкурсов, демонстрирующих отношение учащихся к истории народа, знание истории;
5. Исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории родины;
6. Проектная деятельность.
• Воспитательные часы. Воспитывать патриотическое качество помогает уже самый первый воспитательный час, с которого воспитатели начинают учебный год. Цель этих занятий - вызвать у детей интерес к родной стране, дать им самые первые представления о родном крае, о стране, в которой они живут, познакомить их с понятиями "Родина", «Отечество», "гражданин", "государство", с государственными символами - флагом, гербом и гимном, дать некоторое представление о правах и обязанностях граждан. На таких занятиях дети знакомятся с важными историческими событиями, героями страны. Естественным дополнением к этому служат картины родной природы, репродукции полотен русских живописцев. При этом активно используются возможности компьютерной техники.
• Мероприятия, посвящённые важным историческим датам. Одним из примеров можно привести торжественную линейку, посвященную Дню Победы и возложение цветов к Вечному огню. Это мероприятие стало традиционным для нашей школы.
• Беседы, диспуты, викторины, деловые игры, классные часы. Патриотическое воспитание младших школьников начинается с верной дружбы и чувства товарищества. Поэтому воспитатели в начальной школе проводят нравственные беседы по таким темам, как «Что такое хорошо и что такое плохо», «Ответственность», «Планета дружбы» и др. Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, с ощущения сердечного тепла, которым окружен ребенок, в связи с этим проводятся мероприятия, посвященные Дню матери. Так же необходимо проводить беседы, которые раскрывают традиции русской культуры, знакомят с фольклором, так как средства духовной культуры (обряды, традиции, обычаи, игры, и т. д.) играют более существенную роль в гармоническом развитии личности младшего школьника. Еще одна из причин использования фольклора для патриотического воспитания младших школьников - это то, что фольклор,как исторически-конкретная форма народной культуры, не остается неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию, и в настоящее время может использоваться в учебно- воспитательном процессе, как и во времена наших прабабушек. В связи с этим воспитатели в начальной школе на своих занятиях активно используют пословицы, загадки, сказки, песни, во время прогулки разучивают и играют с детьми в русские народные игры. А также проводят различные внеклассные мероприятия, на которых дети получают теоретические знания о прошлом своей Родины и эмоциональное удовольствие от подвижной деятельности. К таким внеклассным мероприятиям мы можем отнести праздники Масленица, Ярмарка. Эти мероприятия приоткрывают дверцу в интереснейший мир истории России.
• Исследовательская деятельность.
• Коллективные дела.
Беседы о тех далеких событиях способствуют взаимопониманию между поколениями, формируют патриотические чувства.
• Смотры-конкурсы, выставки, соревнования. Основной упор в воспитательном процессе младших школьников делается на следующую психологическую особенность этого возраста - это их моторная активность, выражающаяся в неспособности долгое время сидеть неподвижно и в огромном желании участвовать в подвижных играх и действиях. В связи с этим воспитателю в своей работе по патриотическому воспитанию можно использовать различные соревнования, смотры, конкурсы. В нашей школе проходил конкурс смотра и песни, выставка стенгазет, посвященные празднику День защитника Отечества. Ребята приняли активное участие, узнали много нового о тех, кто защищает нашу Родину, как становилась наша армия.
• Экскурсии, поездки, походы. Экскурсионные прогулки и туристические походы позволяют учащимся лучше узнать свой край и свою Родину. Так, например, поездка ребят в Москву и по городам Золотого кольца России по программе «Мы-Россияне». В музеях учащиеся знакомились не только с историей, но и с современным искусством. Очень любят младшие ученики школы выезд в экологический центр и Ботанический сад. Ведь трудно воспитать любовь к Родине, не пробудив у ребенка любовь к деревьям, цветам, а картины родной природы в равной степени формируют у детей чувство к родному краю. А теперь от теории мы переходим к практике. Создание и защита всевозможных проектов это одно, а вот личное участие в военно-патриотическом фестивале, в вахте памяти или почетном карауле это совсем другое. Учащиеся полностью погружаются в эту атмосферу, одевают военную форму, маршируют на плацу и т. д. Еще одним очень значимым событием для развития патриотизма является выход учащихся на уборку и восстановление братских могил и мемориалов.
Только тогда, когда дети получат теоретическую базу и закрепляют ее практикой можно говорить, о том, что сделано достаточно, но далеко не все, на этом сложном пути воспитания патриота своей страны.
• Трудовые дела. В нашей школе это, безусловно, субботники и работа в теплицах и на огороде. В первом классе дети знакомятся с историей возникновения этого мероприятия (субботник, приучаются к труду, в них воспитывается уважение к чужому труду. Нельзя не упомянуть и дежурство по классу. Обязанности, которые выполняет дежурный, позволяют воспитывать в детях чувство ответственности, взаимопомощи. Перечисленные технологии и формы работы по патриотическому воспитанию детей, как мы видим, уже используются в нашей школе. Они позволяют почувствовать ребенку радость познания, приобрести умение трудиться, научиться любить близких, беречь природу, приобрести уверенность в своих способностях и возможностях, а самое главное получить социальный опыт. Ведь социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт будет постоянно определять его действия и поступки. Подводя итог, мы можем сказать, что патриотическое воспитание, воспитание гражданина своей страны - одна из трудных, но приоритетных задач современной школы. Необходимо уже в начальной школе создавать условия для того, чтобы учащиеся росли идейно зрелыми, нравственно стойкими и духовно богатыми людьми, что и делают воспитатели в нашей школе
А если задуматься, а зачем нам патриоты, зачем нам тратить время на уроках, для того чтобы прививать любовь к Родине? Ответ очевиден. Если граждане нашей страны не будут настоящими патриотами, не будут испытывать гордость за свою страну и свой народ, если они не будут готовы в любой момент встать на защиту своей Родины, то и страны, той самой Родины не будет.
Да, мы не можем привить эти чувства абсолютно каждому ребенку, многое идет из семьи, но если мы – учителя, будем продолжать делать все возможное для того, чтобы людей, любящих свою Родину становилось все больше и больше и осознавать всю важность патриотического воспитания школьников, то результат не заставит себя долго ждать. Главное на своем собственном примере, на примере своей семьи показать, что быть патриотом и достойным гражданином своей страны это долг каждого человека.