Юлия Дружинина
Как развивать речь детей первого года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Как развивать речь детей первого года жизни.
Самым благоприятным периодом для развития речи является ранний возраст (0 – 3 года, поэтому очень важно создать активную речевую среду для ребёнка с самого рождения. Каким образом её создать? Очень просто.
Публикация «Как развивать речь детей первого года жизни» размещена в разделах
В возрасте от 0 до 3 месяцев разговаривайте с малышом, используя простые слова и предложения, обязательно делайте остановки (паузы, чтобы он мог отреагировать, ответить на своём языке; пойте песенки, колыбельные. Детка очень нравятся игры с пальчиками и ручками (всем известная «Сорока – ворона», «Пальцы – хватальцы» и другие, потешки.
В возрасте от 2 до 5 месяцев у ребёнка появляется, так называемое, гуление. Эта стадия является началом активной коммуникации ребенка со взрослым, общения с окружающими и сопровождается протяжными негромкими певучими звуками «а-а-а-а», «гу-у-у», «бу», «угу» и другими. В этот период очень важно повторять звуки, произносимые малышом, вступать с ним в диалог, активно используя интонационные возможности, ритмику речи. Можно знакомить малыша с коротенькими стишками, например, А. Барто (можно приобрести в книжных интернет – магазинах).
В возрасте 5 – 9 месяцев у малыша появляются сочетания согласных и гласных звуков, таких как как: ба, па, ма, дя, тя, поэтому очень важно продолжать активно стимулировать развитие речи.
Важно продолжать играть в игры с ручками и ножками (описаны выше). Очень деткам нравится игра в «Ку-ку». В этом возрасте можно предлагать первые книжки – шуршалки, звенелки (с различными тактильными вставками).
Нужно показывать карточки с крупными картинками предметов (часы – «тик-так», ма-шинка – «трррр!» и другие, иллюстрации из детских книг с животными (кошка – «мяу», собака – «гав-гав», мышка – «пи-пи» и т. д.) с обязательным проговариванием названий, озвучиванием звуков окружающего мира.
В этот период очень важны жестовые игры, такие как: «Ладушки», «Пока – привет» и другие.
Скоро малышу исполнится один годик (возраст от 9 до 12 месяцев). В речи ребё нка слоги образуются в простые слова: ма – ма, па – па, ба – ба, ля – ля. Ими он старается обозначить конкретный предмет. Как известно, речь формируется по подражанию, поэтому в этот период также очень важно продолжать стимулировать речевое развитие ребёнка, а речь взрослых должна быть чёткой, правильной (без имитации речи маленьких детей – «сюсюканий», неторопливой, желательно без дефектов произношения.
В это время необходимо обращать внимание на различные звуки ( неречевые: звук телефона, тиканье часов, шуршание листиков, шум дождя, воды в кране, шаги мамы или папы; речевые) – всё это позволяет формировать фонематическую систему ребёнка.
Важно продолжать развивать моторику, читать книги, петь песенки (методика Железновых, работать с предметными картинками и различными поверхностями (развитие и обогащение сенсорной системы).
Ближе к 12 месяцам необходимо развивать глагольный словарь ребё нка: используя мяч (карточки, деревянные фигурки, играем в игры: «Кто как передвигается?», «Что чем делаем?», «Кто как голос подает?» и другие. Очень важно задавать малышу вопросы по типу: что нужно сделать? Для чего это нужно? (стимуляция глагольного словаря).
Развитие речи ребёнка первого года жизни это первая, но очень важная ступенька за-пуска речи малыша, поэтому создание и погружение его в активную речевую среду полностью зависит от его ближайшего окружения малыша: обязательно всегда и везде разговаривайте со своим ангелочком, комментируйте всё, что видите во время прогулки, из окна комнаты или делаете дома. Самое главное, не молчите! Развитие речи не возможно в безречевой среде!