Лидия Вересова
Как применяется на занятиях и в разной образовательной деятельности мнемотехника в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах.
Самый простой вид мнемотехники - это картинка.
Например, на шкафчике ребенка изображено солнышко, над умывальником его полотенце висит под изображением солнышка и т. д. Таким образом, ребенок запоминает, что его вещи те, которые находятся под определенной картинкой.
Темочки:
- Мнемотехника, мнемотаблицы. Конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2024
Мнемоквадрат - это понятная картинка, изображающая одно слово, словосочетание или короткое предложение.
За освоением мнемоквадрата идет мнемодорожка - четыре картинки на одном квадрате, обозначающие последовательность действие. Например, "носки", "брюки", "туфли", "куртка" - последовательность, по которой детски собираются на улицу. Конечно, в зависимости от времени года, дорожка будет удлиняться. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки : это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.
И, наконец, самая сложная структура это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.
Первоначально, таблицы составляют воспитатели, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенка. Далее виды наглядности становятся уже более сложными. Это, прежде всего, мнемотаблицы - рисунки основных звеньев сюжета сказки или стихотворения с использованием цветных картинок, букв, слов или схематических знаков. По мнемотаблицам можно воспроизводить истории.
Работать с мнемотаблицами лучше начинать со средней группы. Хотя уже в младшем возрасте используем простейшие схемы одевания, умывания, построения пирамидки и т. д. Вся работа строится, как я уже говорила, от простого к сложному. Но надо отметить, что дошкольники начинают испытывать некоторые сложности, так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание каждой мнемотаблицы необходимо вводить задачи по активации и обогащению словаря.
Хочу подробнее остановиться, как я использую метод мнемотехники в разучивании стихотворений.
Учить детей запоминать стихи с раннего возраста очень важно. И не только для того, чтобы дети хорошо подготовились к обучению в школе, где это придется делать часто, но и потому, что поэзия способствует обогащению духовного мира, развитию прекрасного.
При работе с детьми с общим недоразвитием речи мы обращаем внимание не только на звукопроизношение, но и на так называемое фонационное оформление речи. К недостаткам последнего относятся: слишком тихий, сдавленный или невыразительный голос, ускоренный либо замедленный темп речи, общая невнятность речи.
Кроме того, у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) слабо развиты внимание, память, восприятие, воображение, мышление. В силу этих причин, дети без радости включаются в речевую деятельность. Они не любят учить стихи, пересказывать их, не владеют приемами и методами запоминания. Заучивание стихотворения вызывают у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. А мы знаем, что заучивание стихотворений имеет для детей огромную пользу: расширяет кругозор, обогащает речь детей устойчивыми словосочетаниями, формирует навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, воспитывает культуру речи. Рифма дает возможность обрасти внутреннюю гармонию, а главное, развивает память.
Дети младшего возраста запоминают непроизвольно и не умеют ставить цель специально что-нибудь запомнить. К 5-6 годам у детей постепенно развивается произвольная память. В это время очень важно познакомить их с некоторыми способами и приемами запоминания стихотворного текста.
Поэтому, мною был выбран один из способов запоминания текста - способ логического соотнесения. Суть способа состоит в следующем: ребенок слушает стихотворение и соотносит его логические части с подходящими картинками-подсказками (зрительной опорой, то есть устанавливает связь между зрительной и слуховой памятью. Благодаря этому, ребенок лучше понимает содержание стихотворения. А раз понимает, то и гораздо лучше запоминает. Психологи уже давно доказали, что понимание - это основа памяти. Если не научить малыша вникать в смысл заучиваемого текста, он будет запоминать и повторять механически. А если механически, то значит бездумно и не надолго.
Поэтому на занятиях и вне занятий по заучиванию стихотворений я активно использую картинки-подсказки. Опора на картинки-подсказки помогает ребенку быстро запомнить стихотворный текст и не перепутать последовательность событий. Смотря на картинки-подсказки, дети легко вспоминают и рассказывают стихи. Работая с книжными иллюстрациями при повторе стихов, я учу детей думать, говорить, четко проговаривать слова, выразительно и эмоционально читать стихи наизусть.
По данному направлению мною было разработано:
1. Перспективное планирование;
2. Диагностика детей;
3. Подобраны произведения для заучивания по всем возрастным группам;
4. К стихотворным текстам был подобран и изготовлен иллюстрационный материал, картинки-подсказки (опорные картинки);
5. Подобраны стихотворные тексты и сделаны диагностические пособия (опорные картинки) к коррекционной работе;
6. Сделана подборка игр-потешек с наглядной опорой для развития общей и мелкой моторики;
7. Подготовлена подборка стихов и дидактического материала для проведения занятий по ОБЖ;
8. Изготовлены игры на эмоциональное развитие, развитие мелкой моторики рук, развитие памяти, воображения и мышления, на развитие слухового и зрительного восприятия;
9. Подобраны иллюстрации обозначающие последовательность действий. По которым дети накрывают на стол, ухаживают за растениями, одеваются и т. д. ;
10. Подобраны тексты и картинки (иллюстрации) для пересказа.
Заучивание стихотворений невозможно без привлечения родителей. Поэтому мною были разработаны:
1. консультации для родителей с рекомендациями по заучиванию стихов в домашних условиях;
2. вопросы, которые следует задавать ребенку при рассматривании иллюстраций;
3. составлены для родителей;
4. подобраны статьи для оформления ширм-передвижек по данной тематике.
Предлагаемая методика очень хорошо себя зарекомендовала и имеет высокую эффективность при работе с детьми с общим недоразвитием речи. Она основана на том, что мозг человека гораздо проще опирается на "образы", и именно по ним запомнить слова и фразы легче. Другими словами, если ребенку сложно запоминать строки стихотворения, т с картинками-подсказками - эффективность запоминания значительно увеличивается.