Ирина Картамышева
Как преодолеть психические комплексы у медлительных дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Медлительные дети – это дети, у которых все движения, ходьба, речь медленнее почти в 2 раза, чем у других детей. Опыт работы педагогов-психологов в ДОУ показывает, что такие дошкольники включаются в работу дольше всех и с трудом переключаются с одной деятельности на другую.
Медлительные дошкольники испытывают негативные реакции, оттого, что они не такие как все и поэтому у них возникают трудности в общении, они замыкаются в себе, тревожны, неспособны сосредоточиться в работе, неуверенны в принятии решений. Эти дети требуют особого внимания и огромного терпения. Им необходима помощь со стороны взрослых.
Публикация «Как преодолеть психические комплексы у медлительных дошкольников» размещена в разделах
Предлагаем для педагогов и родителей медлительных детей позитивную программу по преодолению психических комплексов
медлительных дошкольников.
Программа составлена позитивно, от первого лица, в настоящем времени, без частицы «Не», так как «Не» наше подсознание не воспринимает. Мы часто замечаем, когда ребенку говорим: «Не делай этого, он, наоборот, делает то, что нельзя. Взрослые также лучше принимают программу без частицы «Не».
Позитивная программа по преодолению психических комплексов
медлительных дошкольников.
• Я стараюсь правильно организовать жизнь медлительного ребёнка.
• Я занимаюсь с ребенком в игровой форме и с хорошим настроением.
• Я спокойно разговариваю с медлительным ребёнком.
• Я запрещаю себе проявлять спешки и нервничать, общаясь и занимаясь с медлительным ребёнком.
• Я запрещаю себе торопить и подгонять ребенка.
• Я предоставляю ребенку дополнительное время для того, чтобы он смог доделать какое-то задание (рисунок, поделку, спокойно и не спеша.
• Я позволяю ребенку доделывать свою работу несколько раз.
• Я определяю для ребенка четкий режим дня (что, когда и в какой последовательности делать).
• Я даю ребенку обязанности: следить за своим внешним видом, на свое место ставить обувь и вешать одежду.
• Я знаю, что медлительный ребенок «копается» не назло мне, а просто потому, что не может иначе.
• Я понимаю, что это свойство нервной системы.
• Я запрещаю себе сравнивать медлительного ребенка с подвижными сверстниками.
• Я понимаю, что быстрый темп медлительному ребенку дается высокой ценой.
• Я старайтесь общаться с ребенком без упреков.
• При общении с ребенком у меня доброжелательное обращение, ровный тон.
• Я хвалю ребенка, если он уложился во времени.
• Я запрещаю себе ругать ребенка, если он не успевает что-то сделать или у него что-то не получается.
• Мои пожелания четки и ясны («Принеси краски, а затем я скажу что будем делать дальше»).
• При общении с ребенком я применяю телесный и зрительный контакт. Я подхожу к ребенку, ласково дотрагиваюсь до него и смотрю в глаза.
• Я избегаю навешивать ярлыки ребенку («Ты копуша», «Ты черепаха»).
• Я смотрю на себя со стороны и понимаю, что это не ребенок копается, а я спешу.
• Я обращаюсь с ребенком так, будто ожидаю от него, что он все сделает все вовремя.
• Я перестаю требовать от медлительного ребенка быстрого включения в деятельность.
• Я понимаю, что активность ребенка в выполнении новых заданий возрастает постепенно.
• Я понимаю, что у медлительного ребенка необходимо целенаправленно развивать подвижность нервной системы.
• Я уделяю время тренировке ребенка.
Помочь малоподвижным детям, чтобы они не отставали в школе и не страдали неврозами, помогут игры и упражнения.
Игра "Не урони мяч"
Несколько детей должны встать у центральной линии, бросить мяч вверх и поймать его, а после этого ударить мяч о землю и снова ловить. Затем снова подбросить мяч вверх и, сделав хлопок, ловить его. Каждое упражнение выполнить с продвижением на один шаг вперед. В случае, если мяч упал ребенок должен вернуться к центральной линии и снова начать упражнение. Победит тот, кто быстрее дойдет до финиша, расстояние до которого – 5-8 метров.
Игра «Быстро переложи мяч»
Дети должны стать прямо, слегка расставить ноги, руки внизу. В одной руке мяч. По сигналу педагога воспитанники быстро из одной руки в другую перекладывают мяч впереди и сзади себя.
Игра «Займи домик»
На площадке лежат обручи в произвольном порядке, их количество равно числу играющих детей. Каждый ребенок становится в один обруч, в свой домик. По первому сигналу дети должны выпрыгнуть из обручей и выполнять произвольные движения. В это время педагог убирает один обруч. По второму сигналу дети в определенной последовательности по инструкции педагога выполняют движения: ходьба приставным шагом по кругу, спортивная ходьба со сменой положения рук и т. д. На слова педагога "Займи домик!" дети должны быстро запрыгнуть в любой обруч. Не успевший занять обруч считается проигравшим.
Упражнение «Удочка»
Дети становятся по кругу, в центре которого находится педагог. Он вращает веревку по земле вокруг себя. Дети должны, не касаясь веревки перепрыгивать через нее. Если ребенок коснулся веревки – выбывает из игры.
Упражнение «Юла»
Ребенок должен поставить обруч ободом на землю и придерживать его рукой сверху, закрутить обруч одной рукой вокруг вертикальной оси, затем быстро отпустить руку и поймать его.
Предотвратить психические комплексы и защитить медлительных детей от негативной реакции взрослых можно, научив их говорить: «Это для меня слишком быстро», «Я не успел, извините».
Взрослым необходимо помнить, что медлительность – это особенность психики детей. Они никогда не смогут стать быстрыми, как бы педагоги и родители не старались и не добивались этого. Медлительные дети могут делать все то, что и подвижные, однако, им дается это очень тяжело.
Важно понять детей и помочь им преодолеть психические комплексы для дальнейшего облегчения их адаптации в социуме.
Список использованной литературы:
1. Кольцова М. М. Медлительные дети. СПб: Речь, 2003.
2. Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников : Практическое пособие. – М. : АРКТИ, 2008.
3. Сиротюк А. Л. Обучение без стресса: психофизиологическая подготовка. //Дошкольное воспитание N1-2005г., с. 76-85.
4. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Система воспитания индивидуальности дошкольников. Пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – ЧП Лакоценин С. С., Воронеж. – 2007.