Юлия Орлова
Как помочь ребенку в развитии связной речи
▼ Скачать + Заказать документы
Доброго времени, дорогие коллеги! Хочу поделиться новинкой, которую открыла для себя. Данное пособие может быть весомой помощью для психологов, педагогов и просто родителей. Речь идет о метафорических картах "Дружок". С помощью упражнений можно понять страхи ребенка, помочь ему в развитии связной речи, поддержать в сложной ситуации и помочь найти выход
Упражнение Хорошо-плохо
Публикация «Как помочь ребенку в развитии связной речи» размещена в разделах
Дайте ребенку часть карт и попросите его разделить все на две кучки: «Хорошо» и «Плохо». Давать всю колоду сразу не стоит, потому что ребенок может запутаться, растеряться, увлечься перебиранием картинок.
Поговорите о каждой карте, задавайте наводящие вопросы: почему ребенок решил положить карту в кучку с названием «хорошо»? Что на ней происходит хорошего? Что происходит плохого на тех картах, которые ребенок определил в кучку «плохо»? Случаются ли подобные ситуации в жизни ребенка? Хорошо это или плохо по его мнению? Почему? Чего в жизни ребенка большего - хорошего или плохого?
С помощью данного упражнения мы сможем выяснить, в каком мире живет сейчас ребенок : преимущественно хорошем или плохом. Ведь даже в самой неприятной ситуации можно найти положительные стороны. И наоборот, можно уже с детства видеть мир в черном цвете.
Отслеживаем также необычные оценки ребенка. Например, щенок играет и смеется - это плохо. Почему - плохо? Потому что нужно делать уроки (домашние дела, а не отдыхать! Выясняем: откуда такое убеждение? Кто так говорит? Что сам ребенок думает по этому поводу? Что будет, если щенок никогда не будет играть и смеяться, а только делать уроки? Кому будет от этого хорошо? А кому -плохо?
Упражнение «Хороший щенок - плохой щенок»
Дайте ребенку часть карт и попросите его разделить все на две кучки : «Хороший щенок и Плохой щенок». Задайте ребенку наводящие вопросы : почему на картинке щенок плохой? Что он такого сделал или не сделал? А почему на другой карте щенок хороший?
Данное упражнение поможет нам определить ценности ребенка и его установки. Что он считает хорошим в своем поведении и в поведении других людей? Что считает плохим?
Хорошо, если ребенок не путается в определениях «хорошо»- «плохо». Допустим, обижать слабого - плохо, а дарить подарки - хорошо. Но случается и так, что ребенок относит к хорошим качествам спорные по общепринятому мнению. Например, щенок дерется со своим товарищем – это хорошо. Необходимо выяснить, почему он так считает, кто ему сказал, что это хорошо? К каким последствиям может привести такое поведение щенка?
Таким образом мы выясняем общую картину мира ребенка. Допустим, папа рассказал мальчику «Бей первым, чтобы тебя боялись!», или ребенок уже имел подобный опыт, и для него он обернулся в плюс. Может быть, ребенок считает, что хорошо, когда борешься «за правду», и т. п. В каждом отдельном случае у вас будут свои выводы и свои результаты
Упражнение «Расскажи сказку»
Попросите ребенка рассказать сказку про Дружка. Но при этом пусть он берет сюжет не из головы, а сочиняет его с помощью карт. Ребенок начинает свой рассказ, вытянув первую карту из колоды, и продолжает его, последовательно вытягивая другие карты. Можно сразу выложить в закрытом виде на стол несколько карт (5-10) и открывать их по мере необходимости - одну за другой.
Желательно привести повествование к счастливому концу, ребенок сам должен увидеть возможный выход из затруднительной ситуации. Если «счастливый конец» упорно не получается, то придется помочь ребенку. Выберите сами из колоды наиболее подходящую по смыслу позитивную карту и помогите ребенку увидеть в ней ресурс и возможный выход из положения. В конце упражнения ребенок должен остаться удовлетворен счастливым избавлением Дружка от всех проблем.
Таким образом ребенок учится искать ресурс, поддержку и помощь вокруг себя при возникновении каких-либо сложностей. Так же в данном упражнении можно обыграть уже существующие проблемы и найти выход из ситуации.