елена фролова
Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация – это процесс привыкания, организма к новым условиям.
В течение этого периода детям нужно будет привыкнуть к:
Незнакомым детям;
Незнакомым взрослым;
Незнакомой обстановке;
Новым правилам поведения и режима дня.
Впервые, попадая в условия организованной деятельности, ребенок вынужден ограничивать свои желания и потребности, он должен вести себя в соответствии с требованиями воспитателя. На ребенка ложатся непривычные и далеко не всегда приятные для него обязанности (убирать игрушки, ложиться спать, самому или с помощью взрослого есть и одеваться). Кроме того, ребенку необходимо приспособиться к новому режиму, к новой предметно-развивающей среде, к иной организации режима дня и питания, к ограничению своей двигательной активности. Все это приводит к изменению привычного стереотипа поведения и влечет дополнительную эмоциональную нагрузку.
Публикация «Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду» размещена в разделах
Важным моментом так же является то, что ребенок остается один без привычных для него взрослых, родителей. Это пугает малыша.
Различают 3 степени адаптации :
Легкая адаптация длиться до 2-3 недель, характеризуется тем, что ребенок плачет не всегда при расставании утром и быстро успокаивается.
Средняя степень адаптации длится до 4-6 недель и отличается от предыдущей тем, что настроение в течение дня может меняться несколько раз, ребенок вспоминает маму в течение дня, аппетит не очень хороший.
При тяжелой степени адаптация может длиться до 4-6 месяцев. Ребенок плачет при расставании с родителями, не хочет включаться в деятельность детей, режимные процессы.
Как можно помочь ребенку в снижении его страхов, связанных с приходом его в ДОУ?
- Выходите с ребенком на игровые площадки, где есть дети его возраста. Там вы можете увидеть, что вызывает трудности у ребенка (не знает как подойти к детям, как попросить игрушку, как поиграть вместе с детьми, его не понимают и т. д.). Вы можете сразу подсказать, а не сделать за ребенка, что сказать, как поступить: «Дай поиграть машинку», «Ты дашь мне лопатку, а я тебе куклу», «Давай покатаем мячик» и т. д.
- Приблизьте свой режим дня к режиму дня ДОУ, тогда ребенок проголодается и захочет спать именно тогда, когда его будут кормить и укладывать на сон в группе.
- Включайте в рацион ребенка дома те блюда, которые он будет есть в садике.
- Попробуйте оставлять ребенка на попечение других членов семьи. Сначала всего на 15-30 минут, затем дольше. Это дает возможность ребенку приобрести опыт расставания с родителями и понять, что Вы за ним всегда возвращаетесь.
-Если ребенок очень привязан к маме и с трудом расстается с ней, то будет лучше, если первое время его в детский сад будет приводить папа, бабушка.
- Придумайте ритуал прощания и придерживайтесь его. Не растягивайте уговоры при расставании. Это только расстраивает ребенка и Вас еще больше, но не дает желанного результата. Многие дети очень болезненно переносят процесс расставания с родителями на пороге детского сада. Большинство из них уже после выхода из дома, понимая, что вскоре мама уйдёт, пусть всего на несколько часов, начинают плакать и капризничать, а некоторые даже устраивают истерики. Зачастую, они успокаиваются уже спустя несколько минут, после того, как попадут в общество своих сверстников и увлекутся игрой, но процедура прощания повторяется изо дня в день.
- Выполняйте данные обещания. Если Вы договорились с ребенком, что заберете его после прогулки, то сдержите слово.
-Водите ребенка каждый день, если малыш хорошо себя чувствует. «Отдых» только усугубляет плохое настроение. Лучше раньше забирайте его.
- Не старайтесь как можно быстрее оставить малыша на целый день, но и не откладывайте укладывание на дневной сон. Прислушивайтесь к мнению воспитателей—они наблюдают за ребенком и могут подсказать, когда ребенок сам проявит интерес.
- Старайтесь сами относиться к периоду адаптации спокойно. Малыш остро реагирует на Ваше настроение. Чем спокойнее родители, тем быстрее ребенок адаптируется.
- Не следует говорить ребенку заранее неверную информацию о детском саде : «Вот пойдешь в детский сад и там будешь сам есть!» или «В группе ты будешь делать только то, что захочешь!» Вместо этого лучше сказать ребенку, что там много разных игрушек, детей с которыми можно играть, воспитатели будут читать книжки, петь песенки, играть, рисовать, гулять с вами.
- Можно выбрать любимую игрушку и принести ее с собой в группу: пусть ребенок «покажет» мишке игрушки и т. д.
- Приучайте ребенка самостоятельно есть, одеваться с небольшой помощью. Малыш будет чувствовать себя увереннее, меньше зависеть от взрослых
Подготовка к общению
Зачастую до садика дети проводят всё своё время с мамой и лишь изредка общаются с другими детьми, попадая в песочницу или на детскую площадку. Некоторые из них сразу находят друзей и собирают вокруг себя много детворы, а некоторые молча стоят в сторонке и боятся общения, всё время прячась за родителей.
Если ваш ребёнок относится ко второму типу, у него могут возникнуть проблемы в детском саду. Чтобы этого не произошло, как можно чаще бывайте с ним в людных местах, старайтесь подталкивать его к общению с детьми, сначала находясь рядом, а потом, постепенно удаляясь, давая возможность малышу самостоятельно играть и общаться.
Процесс адаптации подходит к концу тогда, когда новые условия становятся привычны, стабильны и ребенок начинает их понимать и принимать.