Ольга Давиденко
Как помочь леворукому ребенку в обучении
▼ Скачать + Заказать документы
Интерес к леворукости не угасает уже много лет. Известно, что в среднем около 10% людей в мире все делают левой рукой. Левшам в праворуком мире приходится непросто.
У родителей и педагогов леворукость вызывает много вопросов. Отличается ли ребенок-левша от правши чем-то еще, кроме предпочтения руки? Нуждается ли он в какой-то особой помощи?
Давайте посмотрим, что такое леворукость и в каком особом подходе нуждаются маленькие левши.
Публикация «Как помочь леворукому ребенку в обучении» размещена в разделах
Для деятельности парных органов у человека характерно явление асимметрии – то есть предпочтение в использовании одного органа из пары. Такой орган в паре называется ведущим. Наряду с ведущей рукой у человека имеется ведущая нога, ведущий глаз и ведущее ухо. У левши не обязательно все ведущие органы расположены слева. Наиболее распространенным является сочетание левых и правых ведущих органов: например, ведущая правая рука, правый глаз, левая нога и левое ухо. Наиболее заметным вариантом левшества является леворукость.
Выделяют несколько вариантов возникновения леворукости. Первый вариант – генетический, то есть ребенок наследует леворукость от родственников. Дети с генетическим вариантом леворукости по всем параметрам – по темпам созревания мозга, по речевому и познавательному развитию, по формированию основных психических функций – совершенно такие же, как праворукие дети.
Второй вариант леворукости – компенсаторный. Здесь определенное количество леворуких детей имеют какие-либо трудности в развитии. Так, согласно статистике, число левшей выше среди младенцев с исключительно малым весом, родившихся преждевременно или в результате стимуляции. Чаще всего возникновение патологической леворукости связано с трудной беременностью и осложненным протеканием родов. При компенсаторном происхождении леворукость может сопровождаться целым рядом других особенностей: гиперактивностью, трудностями в обучении, задержками познавательного развития. Сама по себе леворукость не является причиной подобных нарушений, а скорее, сопровождает нарушения в состоянии здоровья и отклонения в развитии.
Леворукость предполагает, прежде всего, особую организацию процессов, протекающих в мозге. Это позволяет объяснить целый ряд свойственных левшам особенностей: так, они достоверно более эмоциональны и чувствительны, у них часто ярко выражена интуиция, им проще адаптироваться не к четко организованной деятельности, а к условиям, требующим инициативы и индивидуальности.
Отмечается особенность пространственных представлений у левшей: они часто как будто игнорируют часть внешнего пространства, расположенную слева от них. Поэтому важно развивать у левшей умение обращать внимание на левую часть пространства. Оптимальны для этого подвижные игры, где ребенок, например, должен ловить мяч, летящий в левую часть поля.
Леворуким детям проще опираться на план, написанный словами, чем работать по рисунку или схеме.
При обучении леворукого ребенка письму тетрадь необходимо разместить слева от ребенка и наклонить вправо. Угол наклона может быть любым, удобным для ребенка, но рука должна быть перпендикулярна низу тетради и запястье должно быть прямым. Детям-левшам советуют держать ручку выше, чем правшам – от 2,5 до 4 см от пишущего конца ручки. Это помогает ребенку лучше видеть, что он пишет.
В классе предпочтительно посадить такого ребенка у окна, с левой стороны парты. Это позволит получить оптимальное освещение, ребенок не будет мешать соседу, а кроме того, доска будет находиться от него справа, что крайне важно для левшей, склонных хуже замечать происходящее слева.
Важной задачей помощи детям-левшам является формирование пространственных представлений. Опираться необходимо, прежде всего, на собственное тело. Обозначьте левую руку ребенка, например, наденьте часы, браслетик, повяжите цветную нитку или ленточку. Так ребенок обретает точку опоры, ему будет понятно, что писать нужно от часов и так далее.
Необходимо помогать ребенку ориентироваться во взаимном расположении предметов и правильно его называть. Например, пенал лежит слева от дневника, и спросите, где находится школьный рюкзак.
Развитию пространственных представлений способствуют разрезные картинки. Такие картинки должны представлять собой отдельные знакомые ребенку предметы. Важно подобрать ребенку такое количество кусочков, чтобы он, с небольшой помощью взрослого, мог собрать эту картинку самостоятельно. Также используют упражнения на копирование и перерисовывание узоров из геометрических фигур, букв алфавита, различные иероглифы, графические диктанты.
Для развития пространственных представлений детей можно поиграть в игры типа «Найди клад», «Робот», «Пиратская карта», где ребенку даются команды, например, «два шага вперед», «поворот налево» и т. п. ; составляется подробный план, где спрятаны сокровища.
Подойдут упражнения «Найди ошибку», где взрослый часть цифр или букв пишет правильно, а часть – развернув в другую сторону. И ребенку предлагается найти неверно написанные буквы или цифры.
Основной принцип обучения левшей письму, математике и т. д. – пошаговые инструкции.
При освоении букв и цифр важно использовать разнообразные способы закрепления у ребенка их образа. Можно предложить подумать, на что эта буква или цифра похожа, нарисовать соответствующий рисунок. Можно выложить букву или цифру из мозаики.
На этапе освоения сложения и вычитания необходимо разрешить детям пользоваться материальными опорами – линейкой или собственными пальцами.
Часто леворукому ребенку сложно научиться пользоваться ножницами. Решением этой проблемы может стать покупка специальных ножниц для левшей. У таких ножниц верхнее лезвие расположено слева.
При выборе для левшей блокнотов, альбомов или тетрадей, скрепленных спиралью, необходимо избегать таких вариантов, где спирали расположены слева. Вместо этого стоит купить блокноты или тетради со спиралью вверху или вообще избегать спирального крепления.
Особое внимание следует уделить формированию у леворукого ребенка устойчивой положительной самооценки, уверенности в себе и в своем будущем. В этом большую роль играет то, какое отношение к детской леворукости присутствует в его семье. Леворукость – индивидуальный вариант нормального развития, и необходимо показывать ребенку, что быть левшой так же естественно, как и правшой.
В заключении нельзя не коснуться такого вопроса, как переучивание. Переучивание леворуких детей – «физиологическая ошибка». В настоящее время многочисленные исследования показывают, что переучивание приводит к целому ряду негативных последствий, начиная от нарушения почерка и заканчивая эмоциональными расстройствами.
Поэтому задача взрослых, рядом с которыми растет леворукий ребенок, – не пытаться изменить его, а создать для него благоприятные условия, в которых он сможет максимально реализовать свои индивидуальные возможности.