Ольга Петрова
Как помочь малышу начать говорить
▼ Скачать + Заказать документы
Как помочь малышу начать говорить.
Ранний возраст по признанию специалистов всего мира – это уникальный период в жизни человека. Психологи называют его «возрастом нераскрытых резервов». Наша с вами задача – сделать так, чтобы ребенок прожил этот период жизни как можно более полноценно.
Период раннего детства является благоприятным и решающим для развития речи. Тот речевой багаж, который ребенок получил в этом возрасте, во многом будет определять его дальнейшее интеллектуальное развитие и становление личности. Поэтому понятны тревоги и волнения родителей, когда их малыш не говорит или говорит мало, в то время как его сверстники болтают без умолку.
Публикация «Как помочь малышу начать говорить» размещена в разделах
Что же можно посоветовать родителям малыша для того, чтобы стимулировать и развивать его речь?
Первое. Разговаривайте со своим ребенком.
Дети, с которыми взрослые мало разговаривают, ограничиваясь только уходом за ними, резко отстают в развитии речи. Это связано с тем, что они просто не слышат нормальной человеческой речи. И если все вокруг молчат, ребенок может не воспринимать речевое общение как необходимость, как то, что поможет ему расширить круг активного взаимодействия с окружающим миром. Маленькие дети учатся, наблюдая за взрослыми и копируя их поведение. Многие мамы постоянно читают ребенку книжки и включают ему мультфильмы, полагая, что уж тут-то он наслушается речь вдоволь. Но этого мало. Если вы прочитали сказку, посмотрели фильм, обязательно обсудите их с малышом, а еще лучше – проиграйте, сделайте маленький спектакль, нарисуйте или слепите героев. Ведь вы же заинтересованы в том, чтобы перевести речь ребенка из пассивного плана в активный? По мнению психологов, только желание ребенка получить от взрослого что-нибудь создает необходимость назвать предмет.
Второе. Четко и ясно проговаривайте слова.
Ребенок начинает осваивать речь, подражая речи взрослого, поэтому, если вы сюсюкаете и коверкаете слова, именно такую речь и будет копировать ваш ребенок. Поэтому следите за своей речью и исправляйте ребенка, если он неверно произносит слова. Выполняйте вместе с детьми элементарные артикуляционные упражнения: «Дудочка», «Улыбка», «Лопаточка», «Лошадка», «Орешки».
Третье. При общении с ребенком вызывайте его на «разговор» и отвечайте на любые попытки речевого поведения с его стороны.
Стимулируйте у него звукоподражание; «Как говорит киска? Как говорит собака? Как мычит корова? Как разговаривает утка? Как гудит самолет?» Обязательно помогайте ребенку и вместе с ним отвечайте на вопрос. Задавайте ему такие вопросы, на которые он должен будет ответить короткими предложениями вместо того, чтобы только говорить «да» или «нет». Активная и многообразная звукоподражательная деятельность помогает детям в дальнейшем освоить членораздельную речь. С детьми нужно говорить спокойным тоном, неоднократно и короткими предложениями, содержащими единственную идею.
Четвертое. Развивайте мелкую моторику.
Центр речи и центр мелкой моторики анатомически расположены рядом друг с другом, потому, развивая одну функцию, вы стимулируете развитие другой. Пусть ваш малыш лепит из пластилина и из теста, рисует, раскрашивает, учится завязывать узелки, застегивать пуговицы, перебирает мелкие предметы. Все эти занятия влияют на развитие тонких движений пальцев рук, и следовательно, помогают развитию речи. Дети любят манипулировать предметами – вот и позволяйте своему ребенку делать это. Для развития мелкой моторики незаменимы «пальчиковые» игры – сейчас издано немало популярных пособий для родителей с полезными и веселыми упражнениями.
Что касается произношения, то его уровень принято определять тем количеством слов, которые ребенок активно использует в своей речи в определенном возрасте. Специалисты считают, что в норме:
- в год ребенок имеет в своем запасе 4 слова;
- в 1,5 года количество этих слов увеличивается до 20-30;
- в 2 года количество возрастает до 300 слов!
При этом в период от года до двух лет ребенок в основном использует однословные предложения: «Дай», «Пить», «Мама», «Бо-бо» и так далее. К двум годам он переходит на двухсловные предложения.
После 2 лет ребенок должен уже в полном объеме понимать все слова взрослых, связанные с окружающими предметами.
Речь малыша не просто стремительно развивается — она формируется, поэтому помощь малышу в развитии речи в этот период очень важна. Правильно организованное общение и занятия не только помогают развитию речи ребенка, но и компенсируют возможные нарушения - отставание в речевом развитии. После двух лет даже самые молчаливые начинают говорить, хотя происходит это у всех по-разному. Развитие речи у ребенка зависит в первую очередь от его индивидуальных особенностей. Внимание к развитию речи на первых возрастных ступенях особенно важно. В это время интенсивно развивается мозг, формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования, без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться на всегда.
Существуют игры, направленные исключительно на развитие речи детей: дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика. Главной целью всех этих игр является развитие речи, наблюдательности, а также способность научиться различать и сравнивать предметы, явления, объекты и познавать мир в непринужденной и интересной обстановке.
Постоянная тренировка нужна и для развития органов речи. Для этого предстоит заняться артикуляционной и дыхательной гимнастикой. Артикуляционные и дыхательные упражнения сделают мышцы, участвующие в образовании звуков, более подвижными. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Упражнения должны быть разнообразными, важно, чтобы как можно больше пальцев принимало в них участие, а движения были энергичными. Пусть малыш катает пластилиновые шарики, перекладывает бусины из одной руки в другую, раскрашивает или обводит контуры. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки.
На 3 году жизни детям даются более сложные задания: пусть сам застегивает пуговицы, завязывает и развязывает шнурки и узелки. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кстати, наглядные пособия для этого вы можете приобрести в магазинах или изготовить самостоятельно, например, сшить черепаху, расположив на ее панцире различные застежки: «молнии», пряжки, кнопки, косички.
Старайтесь больше общаться с малышом, задавать больше вопросов, но не устраивать ему допрос: что какого цвета, где большой дом, а где маленький, интересуйтесь его проблемами, его впечатлениям, его мнением. Займитесь самостоятельно развитием речи своего крохи. Начните развивать слуховое внимание, речевое дыхание, мелкую моторику, силу голоса и проблема решится сама собой.