Ватолина Любовь
Как подготовить ребёнка к школе. Что такое готовность ребёнка к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Чем ближе момент поступления ребёнка в школу, тем более родители задумываются о том, готов ли ребёнок к школе? Что же такое готовность ребёнка к школе?
Готовность к школе подразделяется на физиологическую, психологическую и познавательную. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.
Публикация «Как подготовить ребёнка к школе, Что такое готовность ребёнка к школе» размещена в разделах
Физиологическая готовность ребенка к школе, это значит, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически, так как самая тяжелая нагрузка в школе – это необходимость сидеть 40 минут урока. Это требует значительных усилий и напряжения всего организма. Если ребенок здоров, хорошо развит физически, у него нет отклонений в развитии, тогда он выдержит любую программу. Ослабленный ребенок быстро устает, не выдерживает нагрузку, становится неработоспособным. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков, координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.
Поэтому так важна физическая готовность.
Психологическая готовность ребенка к школе.
Она включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.
1. Интеллектуальная готовность к школе подразумевает следующее:
- к первому классу у ребенка должен быть запас определенных;
- он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;
- ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;
- должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.
2. Личностная и социальная готовность означает :
- ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со
сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;
- толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;
- нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;
- ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно
выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен
адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые
имеются.
3. Эмоционально-волевая готовность ребенка.
Нравственно-волевые качества будущего первоклассника: усидчивость, настойчивость, дисциплинированность, трудолюбие, прилежание, организованность, терпение, чувство ответственности. Именно от них зависит, будет ли ребенок учиться с удовольствием или учеба превратится для него в мучения. Дети, которые не обладают вышеперечисленными качествами, схватывают лишь то, что дается им без особых усилий.
Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доделывать до конца.
Родителям важно уметь поддержать, подсказать, а не в коем случае не выполнять задание за ребенка.
Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает :
- понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;
- наличие интереса к учению и получению новых знаний;
- усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.
- способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;
Познавательная (интеллектуальная) готовность ребенка к школе.
Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. В шесть лет ребенок должен знать и уметь?
1) Внимание.
Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
Находить сходства и отличия между предметами, картинками.
Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор по клеточкам, копировать движения человека и т. п.
Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции.
Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит название овоща, то он должен хлопнуть в ладоши, если фрукта – постучать ногами, если назовёте дерево– помахать руками.
2) Математика.
Цифры от 0 до 10.
Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.
Арифметические знаки: «+», «-», «=», «<», «>».
Деление круга, квадрата на пополам, четыре части.
Ориентирование в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за, перед и т. п.
3) Память.
Запоминание 10-12 картинок.
Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т. п.
Пересказ небольших текстов (из 4-6 предложений).
4) Мышление.
Закончить предложение: «Тропинка узкая, а шоссе…», «чай горячий, а мороженое…» и т. п.
Найти лишнее слово: «учитель, повар, маляр, мужчина, фермер», «Муха, рак, стрекоза, комар, кузнечик» и т. д.
Определить последовательность событий, что было сначала, а что – потом.
Найти несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
Сложить пазлы, разрезные картинки без помощи взрослого.
Сложить из бумаги вместе со взрослым, простой предмет: лодочку, кораблик, самолёт (оригами)
5) Мелкая моторика.
Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их
нажима при письме и рисовании.
Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.
Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.
Выполнять аппликации.
6) Речь.
Составлять предложения из нескольких слов, например, весна, птица, гнездо, птенцы.
Понимать и объяснять смысл пословиц.
Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.
Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.
Различать в словах буквы и звуки.
7) Окружающий мир.
Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.
Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц,
месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой посёлок, адрес, какие бывают профессии и т. д.
Интеллектуальная готовность - это способность ребенка быть внимательным, то есть с первой секунды включаться в рабочий процесс. Очень важно, чтобы ребенок умел удерживать в голове поставленную педагогом задачу, умел анализировать и давать ответ (результат, и к тому же умел самого себя проверить. Он должен иметь развитую речь, уметь мыслить и рассуждать, иметь хороший запас знаний. Для этого важно как можно чаще читать ребенку книги.
Родителям следует помнить, что само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития. Школа ждет не столько образованного, сколько психологически подготовленного к учебному труду ребенка. Значительно существеннее не сами знания, а то, как дети умеют ими пользоваться, применять их при решении тех или иных задач.
Ребенок, у которого в дошкольном детстве развиты все психические процессы, успешен в школе.
Мотивационная готовность к школе.
У ребенка должна быть сформирована «внутренняя позиция школьника». Именно подготовительная группа детского сада позволяет сменить игровую позицию на учебную. Происходят качественные изменения в психической сфере. От позиции дошкольника «я хочу» ребенок переходит к позиции школьника «надо». Он начинает понимать, что в школе применяются правила, оценочная система. Обычно готовый к обучению ребенок «хочет учиться».
Тренируем руку ребенка.
Для того, чтобы у ребенка в первом классе не было проблем с письмом, нужно развивать мелкую моторику ребенка, то есть его руки и пальчики.
Для развития мелкой моторики очень полезна лепка, да и детям очень нравится лепить. Также нужно делать вместе с ребенком пальчиковую гимнастику. Кроме этого, тренировать руку дошкольника можно с помощью рисования, штриховки, завязывания шнурков, нанизывания бусинок.
Многие родители совершают большую ошибку, запрещая ребенку брать в руки ножницы. Выполняя правила безопасности при пользовании ножницами, ребёнок не сможет пораниться. Следите, чтобы ребенок вырезал точно по намеченной линии. Для этого вы можете нарисовать геометрические фигуры и попросить ребенка их аккуратно вырезать, после чего из них можно сделать аппликацию. Это задание очень нравится детям, а его польза очень высока.
Важная задача перед родителями – научить ребёнка доводить начатое дело до конца. Для этого нужны определё нные условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили своё рабочее место. Например, если ребёнок сел рисовать, но не приготовил заранее всё необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующий листок и т. д. Отвлекаясь, ребёнок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершённым.
Большое значение имеет то, как вы относитесь к его делам. Если ребёнок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам будет с ответственностью относится к ней.
Пусть ребенок всегда чувствует вашу поддержку, станьте ребенку другом и мудрым наставником, и тогда ваш малыш будет успешно учиться в школе.