Папки-передвижки

Как по рисунку диагностировать интеллектуальные и художественно-творческие способности детей

ромашкина ирина
Как по рисунку диагностировать интеллектуальные и художественно-творческие способности детей
▼ Скачать + Заказать документы

Как провести педагогическую диагностику и не нарушить требования ФГОС ДО? Какой инструментарий использовать, чтобы заинтересовать детей и собрать максимум информации об их развитии? Обратитесь к доступной дошкольникам изобразительной деятельности. Предложите им превратить нарисованные на листе бумаги круги в различные предметы. С помощью данной диагностической методики вы оцените уровень интеллектуального и художественного развития по нескольким параметрам.

Публикация «Как по рисунку диагностировать интеллектуальные и художественно-творческие способности детей» размещена в разделах

Разработать точную диагностику художественно-творческой деятельности трудно. Ее нельзя уложить в цифровые рамки. Кроме того, эстетическое воспитание, развитие художественно-творческих способностей детей невозможно рассматривать отдельно, вне интеллектуального развития. В любой художественной деятельности есть интеллектуальная составляющая. Создание изображения предмета, явления требует развития познавательных процессов, мыслительной деятельности, воображения на основе операций сравнения и обобщения предметов по форме, величине, цвету, способам изображения.

Для диагностики интеллекта, выявления индивидуальных особенностей характера и личности в мировой практике педагоги используют рисуночные тесты. Самый известный – тест Гудинаф-Харриса, который взяли на вооружение некоторые отечественные психологи, чтобы выявлять уровень подготовки дошкольников к школе.

В тесте большое внимание уделяется рисованию кисти руки человека: надо нарисовать все пять пальцев на каждой руке, передать части пальцев, а большой палец изобразить перпендикулярно остальным. Однако умение рисовать тот или иной орган человека не дает основания оценивать уровень интеллектуального развития, одаренности и способностей ребенка, не говоря уже о подготовке к школе. Эта ненужная, научно необоснованная работа не позволит современным педагогам выполнить требования ФГОС ДО к художественно-эстетическому развитию детей, решению задач последующего обучения в школе, сосредоточить внимание на развитии одаренности и способностей.

В 1923–1926 годах американский психолог Флоренс Лаура Гудинаф разработала рисуночный тест и шкалу, по которой можно оценить 51 элемент рисунка. Она предложила обследуемому изобразить на листе бумаги мужчину, причем как можно лучше. Время рисования не ограничивалось. Уровень интеллектуального развития оценивался на основе того, какие части тела и детали одежды изображал обследуемый, как он учитывал в рисунке пропорции, перспективу и т. д.

В начале 60-х годов Д. Харрис доработал этот тест и опубликовал под названием «Гудинаф-Харрис рисования тест». В его варианте после завершения рисунка мужчины обследуемый изображал женщину, а затем рисовал свой портрет.

Цель этих тестов – выявить уровень интеллектуального развития детей от 3 до 13 лет. Возрастной дифференцировки они не имеют.

Психофизиолог В. М. Бехтерев справедливо критиковал такой подход. По его мнению, чтобы по рисункам детей судить об уровне их умственного развития, их нужно прежде всего научить правильно держать карандаш.

В чем заключается диагностическая методика?

Диагностическая методика «Круги интеллекта и творчества» поможет выявить уровень развития художественного творчества у детей, охарактеризовать их интеллектуальное развитие по параметрам: богатство представлений об окружающем, умение сгруппировать эти представления, заполнить обобщенную форму конкретным содержанием, выделяя общее и характерное развитие образных представлений и др.

Предлагаемое диагностическое задание учитывает возрастные возможности детей и опирается на их знания и опыт изобразительной деятельности. Воспитатели могут проводить данный рисуночный тест с детьми 4–7 лет.

Суть теста заключается в том, что дошкольники создают образы разных предметов круглой формы, дополняют их характерными деталями и передают выразительность с помощью разных цветовых решений.

Как оцениваются рисунки? Изображение предмета, объекта, явления связано не только с передачей художественных свойств создаваемых образов, что требует развития познавательных процессов, освоения операций сравнения, сопоставления, анализа, синтеза, обобщения, ассоциативных связей. Художественная деятельность способствует художественно-эстетическому, интеллектуальному, умственному развитию детей. Поэтому критерии оценки образа, который создал ребенок, могут быть неоднозначными.

Данная методика включает две группы критериев, в соответствии с которыми педагог оценивает:

• уровень овладения умением создавать изображения (т. е. как ребенок создает образ: передает форму, строение предмета, пропорции, композицию, движение цвета, характер его линий и цветовое решение рисунка);

• уровень его интеллектуального и художественного развития.

В результате данной диагностики воспитатель получает представления о широте созданных детьми образов, обобщенных способах изображения, разнообразии нарисованных предметов, богатстве воображения, объединении нескольких кругов в один образ, выразительности рисунков.

Как проводить диагностику

Материалы. Для проведения рисуночного теста понадобятся цветные карандаши или фломастеры. Краски лучше не использовать, т. к. техника работы с ними сложнее, нужно дополнительное время, чтобы промыть кисть и дождаться, когда краска высохнет.

Также нужны альбомные листы (А4) с нарисованными кругами одинаковой величины (диаметром 4,5 см). Такая величина кругов оптимальна для детей дошкольного возраста. Они могут свободно дорисовать их, и изображения будут хорошо смотреться на листе.

Диагностическое задание : Дети садятся за столы. Воспитатель раскладывает альбомные листы с 6 кругами. Круги нарисованы графитным карандашом в два ряда (по три в ряду).

Педагог объясняет детям задачу: «Рассмотрите круги на листе. Подумайте, какие предметы они вам напоминают. Что нужно сделать, чтобы круги были похожи на эти предметы? Дорисуйте все круги так, чтобы предметы были разными. Раскрасьте их, чтобы было красиво».

Воспитанники самостоятельно превращают каждый круг в предмет. Через 5–7 минут педагог повторяет инструкцию, при этом он не делает подсказок и не показывает примеры. С помощью данного задания педагог приглашает детей пофантазировать, придумать что-то свое, принять самостоятельное решение, что соответствует их интересам и возможностям.

В каждой возрастной группе время выполнения задания соответствует нормам СанПиН 2.4.1.3049– 132:

• не более 20 минут – для детей 4–5 лет;

• не более 25 минут – для детей 5–6 лет;

• не более 30 минут – для детей 6–7 лет.

По завершении художественно-творческой работы педагог собирает рисунки, рассматривает их вместе с детьми. Они обсуждают созданные изображения, отмечают интересные решения. Затем педагог оформляет таблицу и выставляет баллы по критериям.

Критерии оценки: Результаты выполнения задания педагог оценивает по трем основным критериям: продуктивность, оригинальность, разработанность.

По критерию «продуктивность» оценивается количество кругов, которые ребенок оформил в изображение какого-либо предмета. Если он превратил в разные предметы все шесть кругов, то получает 6 баллов.

Критерий «оригинальность» предполагает учет и оценку только тех образов, которые создал один из воспитанников и которые не повторялись у других. Соответственно, оценка выставляется по числу оригинальных изображений. Оригинальность можно представить и в процентном выражении. Для этого число оригинальных образов, созданных каждым ребенком, надо соотнести с возможной высшей оценкой – 6 баллов (6 оригинальных образов).

По критерию «разработанность» образа оценивается разнообразие средств выразительности, которые ребенок использовал, характерная детализация, цветовое решение, завершенный вид образа, его полнота, аккуратное выполнение изображения с учетом возрастных возможностей воспитанника.

Баллы выставляются за каждый разработанный образ и его характеристики по 3-балльной шкале:

• 1 балл – дорисовывание (либо закрашивание) с передачей 1 признака;

• 2 балла – дорисовывание с передачей нескольких (2–3) признаков;

• 3 балла – дорисовывание с передачей более 3 признаков.

В перечень критериев оценки можно добавить дополнительные критерии:

гибкость: количество использованных категорий (стратегий) в содержании рисунков;

передача цвета: количество цветов в рисунке;

• наличие интересных деталей;

• соединение в одно изображение нескольких кругов ( например: снеговик, светофор).

Если ребенок нарисовал изображение в круге как в своеобразной рамке, такой рисунок не учитывается при оценке по всем показателям. Засчитываются только круги, которые он оформил в образ.

В результате подсчетов педагог получает характеристики составляющих интеллектуального развития :

• диапазон знаний детей;

• аналитические способности;

• уровень развития ассоциативных связей;

• оригинальность мышления;

• умение объяснять, модифицировать и трансформировать имеющийся опыт.

Обработка полученных данных позволяет оценить уровень развития мыслительных операций: анализа, выделения общего и характерного, сравнения, уподобления, синтеза, обобщения.

Результат обучения изобразительной деятельности и развития творчества дошкольников всегда выше в тех группах, в которых при прочих равных условиях выше уровень воспитательно-образовательной работы.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развиваем музыкальные способности детей дома» «Развиваем музыкальные способности детей дома». Консультация для родителей Музыкальность ребёнка развивается при создании благоприятных.

Деловая игра «Развиваем познавательные способности детей дошкольного возраста» Если вы хотите научить детей думать, Научите их сначала придумывать. Дж. Родари ЗАДАЧИ: 1. Повышать компетентность, профессионализм.

Конспект развивающего занятия в подготовительной группе «Как друзья играли в интеллектуальные фанты»Конспект развивающего занятия в подготовительной группе «Как друзья играли в интеллектуальные фанты» Конспект развивающего занятия в подготовительной группе «Как друзья играли в интеллектуальные фанты».Лариса Гацко. Блог. Цель: развивать.

Консультация для родителей «Что такое творческие способности и как их развивать у дошкольников?» Очевидно, что рассматриваемое нами понятие «творческие способности» тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность".

Консультация для родителей «Как развивать творческие способности у детей?»Консультация для родителей «Как развивать творческие способности у детей?» Творчество - необыкновенный источник энергии, развития, получения положительных эмоций! Очень полезно развивать творческие способности у.

Консультация для родителей «Развиваем творческие способности ребенка»Консультация для родителей «Развиваем творческие способности ребенка» Творческие способности — это умение создавать новое на основе предыдущего опыта. Они связаны с воображением, фантазией, эмоциями, мышлением.

Как я развиваю творческие способности у детейКак я развиваю творческие способности у детей Хочу немного рассказать о своей работе по развитию творческих способностей у детей. Работа ведется с младшей группы. Для аппликации я.

Занятие по рисунку в 7 классе «Рисование фигуры в одежде»Занятие по рисунку в 7 классе «Рисование фигуры в одежде» Одной из главных тем искусства является человек, ведь человек не может вообразить себе форму более совершенную, чем форма его собственного.

Творческие работы детей по художественно — эстетическому развитию. ФотоотчетТворческие работы детей по художественно — эстетическому развитию. Фотоотчет Добрый вечер, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить Вашему вниманию творческие работы детей, которые были сделаны детьми на занятиях.

Занятие по рисунку и живописи для детей 6–7 лет изостудии «Акварелька» на тему: «Ваза с хризантемами» (натюрморт)Занятие по рисунку и живописи для детей 6–7 лет изостудии «Акварелька» на тему: «Ваза с хризантемами» (натюрморт) Занятие по рисунку и живописи с натуры на тему "Ваза с хризантемами" (натюрморт) Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и просто.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Как по рисунку диагностировать интеллектуальные и художественно-творческие способности детей
Опубликовано: 18 марта 2021 в 16:45
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Как по рисунку диагностировать интеллектуальные и художественно-творческие способности детей» (включая файлы) размещена пользователем ромашкина ирина (УИ 1417348) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД