Ольга Шветцова
Консультация для воспитателей «Как оказывать недирективную помощь детям»
▼ Скачать + Заказать документы
Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего и дошкольного возраста – одно из требований ФГОС ДО. Чтобы его выполнить, воспитатели должны поддерживать инициативу и самостоятельность детей в разных видах деятельности и оказывать им недирективную помощь. Готовая анкета для воспитателей выявит, знают ли они, когда дошкольники нуждаются в такой помощи и какие задачи она решает. Методические рекомендации помогут скорректировать их работу с детьми. Что такое недирективная помощь
Публикация «Консультация для воспитателей „Как оказывать недирективную помощь детям“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Недирективная помощь – партнерская позиция взрослого, взаимное уважение между воспитателем и детьми, пpинятиe их чyвcтв. Чаще всего она используется в процессе организации самостоятельной игровой, познавательной, трудовой и коммуникативной деятельности детей.
(слайд № 1)
Понятие недирективной помощи первоначально рассматривалось в контексте недирективной игровой психотерапии, методики которой разработали зарубежные исследователи (В. Экслайн и Г. Л. Лэндратом). Концептуальная основа данного метода – гуманистическая психология К. Роджерса.
В отечественном образовании основные принципы организации недирективной помощи разрабатываются в рамках личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком (Е. В. Бондаревской и др., концепции о субъектной отраженности (А. В. Петровского и др.) и концепции педагогической поддержки (О. С. Газмана)
В каких ситуациях ребенку нужна недирективная помощь
Если понаблюдать за детьми в группе, у некоторых из них можно заметить снижение эмоционального фона, скованность движений, ситуативную тревогу. Все это характеристики ситуативного дискомфорта. Именно такое состояние требует недирективной помощи и поддержки со стороны воспитателя. (слайд 3)
Примеры ситуаций свидетельствуют о том, что недирективная помощь в самостоятельной деятельности может быть направлена на то, чтобы ребенок осознал собственные интересы, вошел в уже возникшую совместную игру, понял причины ситуативного дискомфорта и определил, как из него выйти.
Примеры ситуаций, когда детям нужна недирективная помощь
Ситуация 1. Коля П. (5,5 лет) пытается построить красивый замок из настольного конструктора, но из-за несформированности конструктивных умений несколько раз терпит неудачу. Это вызывает насмешки нескольких мальчиков, которые рядом строят многоэтажный торговый центр.
Ситуация 2. Алина З. (4 года 2 месяца) стоит неподалеку от играющих в «Поликлинику» девочек и с интересом наблюдает за ними. Воспитатель замечает интерес Алины и предлагает девочкам принять ее в игру. Девочки не слышат обращение взрослого.
Ситуация 3. Боря М. (3,5 года) в ходе самостоятельной деятельности подходит к игровым уголкам берет машинку, несколько раз прокатив по группе, бросает ее около кукольного уголка. Потом садится на стул, начинает рисовать. Через несколько секунд, увидев, что Женя К. взял брошенную им машину и начинает играть, бежит и пытается отнять игрушку.
Воспитатель, который видит подобные ситуации, может задаться вопросом: «Всегда ли надо помогать ребенку? Не приведет ли это к обратному эффекту: росту зависимости от взрослого?». Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, многое зависит от индивидуально-типологических особенностей, предыдущего социального опыта ребенка и самой образовательной ситуации.
Творческая группа преподавателей кафедры дошкольной педагогики МПГУ провела такое анкетирование среди опытных и начинающих воспитателей. Результаты показали, что большинство педагогов уверены, что детям необходимо оказывать поддержку и помощь. При этом, определяя особенности недирективной помощи, они делают акцент на слове «помощь» и оставляют без внимания другую важную характеристику – «недирективная».
Понятие «помощь» воспитатели ассоциируют с педагогическим воздействием и прежде всего с предварительным обучением, передачей знаний, формированием навыков, которые обеспечивают успех ребенка в разных видах деятельности. На вопрос «Когда нужно оказывать недирективную помощь ребенку?», она нужна в затруднительных для малыша ситуациях и адаптационный период.
Какие задачи решает воспитатель, когда оказывает недирективную помощь (слайд 11)
Когда воспитатель оказывает недирективную помощь, прежде всего он развивает у ребенка самостоятельность и инициативность. Самостоятельность в игровой деятельности проявляется в умении дошкольника организовать игру: придумать игровой замысел и реализовать его, создать или изменить предметно-игровую среду, определить место и время игры, выбрать партнеров и способы взаимодействия с ними. Кроме того, самостоятельность проявляется в умении анализировать собственные возможности и возможности партнеров по игре.
Еще одна задача недирективной помощи – предупредить возможные проблемные ситуации в процессе совместной деятельности ребенка с другими детьми группы, а также в ходе выбора и организации индивидуальной деятельности детей.
Также недирективная помощь создает благоприятный микроклимат для позитивной социализации ребенка. Чтобы создать обстановку эмоционального благополучия для детей, важно определить их значимые индивидуальные потребности и личностные ожидания от общения с воспитателем и другими детьми группы, интересы и предпочтения в самостоятельных видах деятельности.
Какие приемы недирективной помощи и поддержки может использовать воспитатель (слайд 10)
Когда ребенок находится в ситуации эмоционального дискомфорта, воспитатель должен выстраивать с ним педагогическое общение поэтапно. Такой подход имеет непосредственное отношение к оказанию недирективной помощи и поддержке.
Сначала воспитатель выясняет значимые для ребенка неудовлетворенные потребности (например, хотел поиграть с другими детьми, но его не приняли в игру). Затем оказывает дошкольнику эмоциональную поддержку – обсуждает совместно с ним возникшую ситуацию. На следующем этапе воспитатель обучает ребенка способам самостоятельного выхода из ситуации дискомфорта – предлагает поиграть с кем-то еще в группе (возможно, с тем, кто также находится в ситуации эмоционального дискомфорта).
Чтобы поддержать спонтанную игру детей, можно использовать несколько приемов. Например, перед возникновением самостоятельной игры воспитатель совместно с детьми обсуждает ее тему и сюжет. Чтобы поддержать их интерес к игровой деятельности, педагог условно обозначает на «Доске желаний» кто, где и с кем хочет играть. Также можно обогатить предметную среду условными предметами, обсудить с детьми и внести в нее маркеры пространства, макеты, которые они самостоятельно изготовили.
В процессе проигрывания роли воспитатель может создать проблемную ситуацию, обратиться к детям за помощью или организовать неожиданное появление «волшебных многофункциональных предметов» в «Секретной коробке» или «Волшебном сундучке».
Обогатить впечатления детей, которые они потом отразят в игре, поможет эмоциональный рассказ воспитателя или кого-то из дошкольников на тему «Как я играю». После можно предложить детям обсудить с партнерами по игре дальнейшее развитие сюжета и нарисовать его.
Шесть принципов, на которых строится недирективная помощь
(слайд 9)
1. Принцип диалогичности – совместное обсуждение с ребенком возникшей ситуации должно быть построено на диалоге, взаимодействии, обратной связи.
2. Принцип вариативности – каждая из ситуаций может и должна иметь несколько вариантов разрешения и важно, чтобы ребенок сам их предложил.
3. Принцип доброжелательности – педагог должен показывать заинтересованное отношение к предложениям ребенка, создавать условия, чтобы он свободно выражал свои чувства и потребности.
4. Принцип опоры на положительное в ребенке – педагог должен выражать уверенность в успехе ребенка.
5. Принцип позитивной эмоциональности – важно поддерживать положительные эмоции ребенка от собственных усилий, когда он решает какую-либо образовательную ситуацию.
6. Принцип развивающейся субъектности. Девизом этого принципа может быть высказывание М. Монтессори: «Помоги мне это сделать самому»
Недирективная модель взаимодействия педагога с детьми подразумевает:
• Общение с ребенком как с равноценным партнером.
• Ребенок, как личность равноценен взрослому, но обладает специфически детскими возрастными и индивидуальными особенностями.
ПЕДАГОГ:
представляет детям право выбора, учитывая их интересы и потребности;
уважает в каждом ребенке его право на индивидуальную точку зрения, на самостоятельный выбор;
представляет детям не универсальный образец для подражания, а определенное поле выбора, диапазон принятых в культуре форм поведения. (слайд 12)
Педагог является
Проводником;
Создателем пространства для свободного творчества детей
Однако полноценной развивающей среды и партнерской позиции взрослого, о которых говорилось выше, не достаточно, чтобы поддержать инициативу. Здесь важно создать условия, способствующие принятию детьми решений, выражения своих чувств и мыслей.
Одним из эффективных форм работы по поддержке детской инициативы является групповой сбор.
Групповой сбор – это часть ежедневного распорядка, проводимая в определенное время, в специально оборудованном месте, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность.
Задачи группового сбора
формирование доброжелательных отношений между детьми, создание атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми, создание общего положительного эмоционального фона, ощущения психологического комфорта;
обмен информацией о прошедших или предстоящих событиях, выявление детских интересов;
формирование мотивации к предстоящей деятельности;
представление информации о материалах в центрах активности на текущий день и планирование деятельности в центрах;
Осуществление выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей.
Групповой сбор проводиться в кругу, сидя на ковре или индивидуальных подушечках. Круг должен быть достаточно большим, подальше от полок с игрушками, чтобы дети не отвлекались. Групповой сбор проводиться для того, чтобы дети имели возможность пообщаться вместе, поиграть в групповые игры, спеть любимые песни, обсудить групповые новости, спланировать дела на день, распределить обязанности. Инициатива принадлежит детям, воспитатель организует и поддерживает идеи детей.
В течение дня групповых сборов может быть несколько
Целесообразно проводить:
-1-ый утренний сбор – после завтрака, перед занятиями в центрах активности;
-2-ой утренний сбор -после деятельности в центрах активности для подведения итогов;
-3-ий – после дневного сна.
В месте проведения групповых сборов должны быть сосредоточены такие дидактические средства, как календари природы, погоды, модели недели, месяца, правила группы, распорядок дня – все то, что может являться темой для ежедневного обсуждения. Необходимо также, чтобы под рукой воспитателя был магнитофон, звоночек, погремушки, игрушки и картинки, чтобы не отвлекаться на поиски необходимых средств.
Доска выбора: доска, на которой обозначены центры активности в фотографиях, рисунках, символах, надписях; количество детей в каждом центре и место для обозначения собственного выбора детьми – карман для карточек, крючки для игрушек или других предметов, которыми дети обозначают свой выбор. Иногда карман может находиться непосредственно в центре активности.
Детская инициатива выражается не в том, что ребенок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений.