Ольга Петренко
Консультация для воспитателей «Детям о родном крае. Белгородчина»
▼ Скачать + Заказать документы
Белгородчина наша родная!
Ты на радость и счастье расти,
Есть, возможно, уголок красивее,
Только ближе мне и сердцу - ты!
Воспитание нравственности, чувство патриотизма у детей начинается с самого малого, доступного и знакомого: с привития интереса и любви к малой Родине, тому месту, где малыш родился, где прошло его детство, где он рос, окружённый заботой и вниманием.
В детском саду дети впервые знакомятся с родным краем в младших группах. Для того, чтобы обеспечить преемственность в работе от группы к группе, воспитателю требуется необходимая подготовка:
Публикация «Консультация для воспитателей „Детям о родном крае, Белгородчина“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Консультации
- Темочки
• Изучение краеведческой литературы;
• Изучение методических рекомендаций;
• Знакомство с памятниками истории и архитектуры, путеводителями по данной проблеме;
• Оформление коллекций значков, серии открыток, альбомов с видами города и края.
Для начала педагогу следует определить примерные темы по ознакомлению с родным краем и городом. Например:
• «Историческое и культурное прошлое Белгородчины»;
• «Город первого салюта»;
• «Родное Белогорье славим трудом»;
• «Сердечная радость - моя Белгородчина»;
• «Гордость земли Белгородской».
Содержание работы по ознакомлению с родным краем :
2 младшая группа
Детей знакомят с улицей, на которой расположен детский сад, учат наблюдать красочно оформленные здания в праздничные дни, вызывая тем самым отклик на красоту окружающего мира.
Средняя группа
Дети знают и называют город, в котором они живут, улицу, на которой расположен детский сад. Дети узнают, как благоустраивается город (строительство новых домов, закладка парков). На основе этого воспитывается любовь к родным местам, малой Родине.
Старшая группа
Дети в доступной форме узнают о некоторых особенностях природы, хозяйства, народно-прикладного искусства. Их продолжают знакомить с достопримечательностями города, с названиями нескольких улиц, носящих имена великих людей. У детей формируют представления о том, как в годы ВОВ храбро сражались воины - белгородцы и защищали страну от врагов.
Подготовительная группа
На основе расширенных знаний об окружающем воспитывать у детей патриотические чувства, любовь к родному краю; уточнять представления детей о родном городе, в котором они живут, его историческом прошлом и настоящем. Расширять представления о некоторых видах труда в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте с учётом местных условий. Познакомить с произведениями живописи художников – белгородцев : С. Косенковым, Г. И. Гритчиным, А. П. Мамонтовым. Поэтами: В. Молчановым, И. Чернухиным: детским писателем – Е. Дубровиным.
История Белгородской области богата народными промыслами. Для детей ближе и доступнее всего будет ознакомить с Борисовскими керамическими изделиями: вазы, кувшины, глиняные куклы и др.
В работе с детьми необходимо использовать различные методы и приё мы: игровой, художественное слово, рассказ воспитателя, беседы с детьми, целевые прогулки, экскурсии, вечера досуга, вопросы-задания, тематические выставки.
В старших и подготовительных группах в рамках развивающей среды имеет место уголок краеведения, в котором представлены материалы по геральдике, наборы цветных открыток, художественная литература, альбомы на различные темы, изделия художественных промыслов региона, коллекция значков и др.
Некоторые знания о родном крае дети получают на занятиях познавательного цикла, но основную часть мероприятий необходимо проводить в свободное от занятий время. Старших дошкольников знакомят с прошлым нашего края с рассказа о появлении крепости у Белой горы, для отражения нападения врагов у южных границ государства. Дети узнают о труде жителей, первых строителей города, о его жизни в годы ВОВ, в довоенное и послевоенное время. В день освобождения Белгорода от немецко - фашистких захватчиков и накануне Дня победы – 9 мая, с детьми проводят серию экскурсий к Вечному огню, к памятникам боевой славы, к Аллее Славы, рассказывая о земляках, погибшим на фронтах ВОВ, о том, что многие из них стали героями.
Чтобы дети представляли, сколько труда вложили шебекинцы в восстановление разрушенного города в годы войны, необходимо познакомить их с фотоматериалами последних лет. Закрепление знаний, получение новых впечатлений по ознакомлению с достопримечательностями родного города, дети получают в ходе экскурсий и целевых прогулок в музеи, кинотеатры, библиотеки, на площади и улицы, предприятия. Всё это способствует у них воспитанию чувства гордости за свою родину, свой народ.
В работе с детьми по ознакомлению с родным краем помогут тематические выставки:
• «По дорожке Белгородской истории»;
• «Сердечная радость, моя Белгородчина»;
• «Белгород – город трудовой и воинской славы»;
• «Белгородчина - вдохновение моё» (о художнике С. Косенкове);
• «В суровые годы войны»;
• «Храмы нового времени»;
• «Знаменитые земляки – шебекинцы».
Тематические выставки знакомят детей с памятниками, достопримечательностями города, которых они не видели. Дети должны знать, что названия улиц города говорит о многом. Присваивая им имена известных людей, белгородцы выражают своё безграничное уважение к их жизни, хранят в памяти их незабываемые имена: улицы Трубецкого, Чумичёва, проспект Ватутина, Конева и др. (улицы Белгорода).
Многим славится наш край белгородский : тучными чернозёмами, заповедными урочищами, богатейшей в мире железной рудой, неисчерпающими залежами мела. Но самая большая гордость – люди, которые во все периоды истории, вершили ратные и трудовые подвиги, прославляя нашу белгородчину.
Знакомство с нашим родным краем невозможно без ознакомления детей с природой региона, с растениями и животными, а так же заповедниками «Лес на Ворскле», «Бекарюковский бор», «Ямская степь».
В ознакомлении детей с родным краем необходимо использовать стихи поэтов-белгородцев : И. Чернухина, В Молчанова, Е. Дубровского; работы заслуженного художника России С. Косенкова, фотоработы В. Собровина, А. Гринякина, В. Бочкарёва.
В закреплении знаний о родном крае у детей, необходима преемственность детского сада и семьи. Родители получают советы и рекомендации о совместных прогулках с детьми по городу в выходные дни, советы по содержанию вопросов детям :
• Где работают твои родители, чем они заняты на работе?
• Назови свой домашний адрес?
• У каких памятных мест ты был с родителями, расскажи об увиденном?
Так же можно дать детям задание на дом : принести фотоматериал для выставки «Наш Белгородский край», рассказать, что изображено на фото.
Полученные знания о родном крае, городе, необходимо закрепить в рисунках на самые разнообразные темы:
• «Памятные места города»
• «Моя улица»
• «У бабушки в деревне»
• «Праздничный салют»
А так же в играх детей.