Король
Консультация для педагогов «Как оказывать педагогическую поддержку детям»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая поддержка детей Школы раннего развития:
условия и приёмы
В настоящее время всё большее количество родителей пользуется услугами ШРР (Школы раннего развития). Родителям предоставлена возможность развивать ребенка более активно в дошкольном возрасте. Во внешкольном учреждении складывается вариативность педагогических подходов к обучению дошкольников; у педагогов появилась свобода для творческого поиска. Вместе с тем при проведении диагностического обследования детей ШРР выявилась очень остро проблема эмоционального неблагополучия детей ШРР. Детям пришедшим во внешкольное учреждение необходимо быстро адаптироваться к довольно новым условиям внешкольной жизни при физическом незрелом организме, т. к. здесь всё не так как в д/с. Низкий уровень психофизической готовности к новым условиям обуславливает постоянное пребывание некоторых детей в условиях стресса. Причинами эмоционального неблагополучия детей могут быть: срыв первичного стереотипа поведения, изменения в построении режима, неправильные воспитательные приёмы, отсутствие необходимых условий для игры, отсутствие единого подхода к ребенку (разные руководители, неспособность справиться с учебной нагрузкой, не сложившиеся отношения в новом детском коллективе. В этой ситуации всё более осознаётся необходимость в педагогической и психологической поддержке. Руководитель должен помочь ребенку устранить имеющиеся препятствия, найти способы решения проблем.
Публикация «Консультация для педагогов „Как оказывать педагогическую поддержку детям“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Иногда случается так, что руководитель чрезмерно опекает своих подопечных. В результате такого отношения дети становятся неуправляемыми и у них появляется нежелание получать какую-либо помощь от руководителя. Только при полном доверии к взрослому помощь будет принята. Работа руководителя при комплектовании групп; в период адаптации или в после каникулярное время требует немало усилий. Дети, особенно с инертной нервной системой, не могут сразу включиться в работу. Педагоги должны выработать щадящий режим, используя в этот период установление контактов, развитие навыков общения. В это время обязательно использовать игровые и творческие формы работы, больше давать детям двигаться, рисовать, придумывать истории.
Дошкольники находятся в большой эмоциональной зависимости от руководителей. Поэтому педагоги обязательно должны ознакомиться с результатами диагностики, проведенной психологом, и выявлять самим эмоционально неблагополучных детей, помнить о психологических особенностях этого возраста.
Педагоги, часто столкнувшись с проблемой неуравновешенности детей, не знают, как быть. Не всегда знают как себя вести с чрезвычайно упрямыми, обидчивыми…
В этих условиях необходимо использовать индивидуальные беседы, различные педагогические техники, направленные на коррекцию эмоционального состояния и поведения детей.
Особого внимания требуют тревожные, неуверенные в себе дети, они отличаются повышенной эмоциональностью. Педагогу следует отмечать : как такой ребенок предпочитает отвечать – с места или у доски. У таких детей повышенная утомляемость и затрудненная включаемость и поэтому лучше таких детей спрашивать в середине занятия.
Кроме того, важно отмечать, как реагируют тревожные дети на похвалу и замечания – они для них очень значимы. Таких детей нельзя торопить с ответом, надо давать им больше времени подумать. Самое важное – повышать их самооценку. Тревожного ребенка не страшно перехвалить, желательно, как можно чаще специально обращать внимание на его успехи, особенно когда такой ребенок не умел что-то делать, а теперь научился. Очень важно чтобы такое отношение было и дома. Каждый педагог, имея опыт общения с детьми знает, что в детском коллективе встречаются дети, которые постоянно стремиться быть на виду, стараются выделиться, обратить на себя внимание, они могут выкрикивать и вскакивать с места. Работая с такими детьми важно осторожно пользоваться похвалой, так как они легко начинают противопоставлять себя группе. Таких детей нельзя часто ругать и стыдить, потому что, с одной стороны, это может нанести им серьёзную психологическую травму, настроить против педагога, а с другой – им ценно любое проявление внимания.
Немаловажное значение для хорошего эмоционального самочувствия ребенка имеют его взаимоотношения со сверстниками. Уже через несколько месяцев совместных занятий можно говорить о достаточно устойчивой системе отношений в группе. В этом отношении много информации может дать поведение ребенка в игре, во время перерыва. Дети, которые не имеют друзей, держатся особняком, нуждаются в особом внимании.
Важно у всех детей поддерживать хорошее отношение ребенка к занятиям, специально учить его учиться; давать специальные задания на осознание способа действия; формировать самоконтроль. Не следует ругать детей за несделанное задание, но следует обязательно похвалить его, если оно выполнено. Педагогу важно применять такие техники и приёмы, которые помогают детям чувствовать себя комфортно.
Техника создания у ребенка субъективного переживания успеха (при выполнении заданий, формировании навыков поведения).
Приё мы:
Снятие страха – «Ничего страшного».
Скрытая инструкция – «Ты же помнишь, что…».
Авансирование – «У тебя получится…».
Персональная исключительность – «Только у тебя и может получиться…».
Усиление мотива – «Нам это нужно для…».
Внушение – «Приступай те!»
Высокая оценка детали – «Вот эта часть у тебя получилась замечательно».
Техника экстренного педагогического воздействия
Техника «Минимализация внимания».
Приё мы:
Информируйте демонстративное поведение.
Контакт глазами.
Становитесь рядом.
Вставляйте имя ребенка в текст объяснения задания.
Посылайте секретный знак.
Техника «Делайте неожиданности».
Приё мы:
Начните говорить громким (тихим) голосом.
Измените голос.
Издайте музыкальный звук.
Выключите свет.
Говорите со стеной (портретом).
Временно прекратите вести занятие.
Техника помощи детям в установлениях контакта.
Приёмы Что говорит педагог Что слышит ребенок
Внимание
Уважение
Одобрение
Теплые чувства «Ты хороший»
«Я вижу тебя»
«Спасибо тебе за…»
«Я знаю о тебе что-то замечательное»
«Ты мне нравишься» «Я хороший»
«Я что-то значу»
«Мои усилия замечены»
«Я состоятелен»
«Кто-то заботится обо мне»
Техника «Как помочь детям почувствовать свою интеллектуальную состоятельность».
Приё мы:
Делайте ошибки детей нормальным и нужным явлением.
Формируйте веру в успех.
Концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах.
Делайте процесс обучения ощутимым.
Отмечайте достижения.
Рекомендованная литература
1. Возрастная и педагогическая психология : Хрестоматия/ Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. М. : Академия, 1998.
2. Вайнер М. Э. Дети. Школа. Эмоции. М., 2001.
3. Дусавицкий А. К. Развивающее образование: теория и практика. Харьков, 2002.
4. Кукушин В. С. Современные педагогические технологии. Начальная школа: Пос. для учителя. Ростов н/ Д: Феникс, 2003 (Серия Школа развивающего обучения).
5. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М. : Изд-во МГУ, 1972