Ирина Кашицина
Консультация для воспитателей «Музыкальная помощь на занятиях по развитию речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальное искусство на занятии по развитии речи дошкольников – для чего и зачем это нужно?
Давайте попытаемся разобраться вместе.
У музыки и речи существует немало общих основ, даже общностей. Одна из них самая основная заключается в том, что и музыкальное искусство и речь имеет общее начало – звук. А сам звук всегда является выражением какого-то смысла, какой-то идеи. Еще до появления привычных для нас слов. И уж тем более предложений и текстов, звук был единственным возможным средством общения между людьми. И музыкальное произведение и человеческая речь – это возможность общения с окружающим миром. Обратите внимание, что и речь, и музыка имеют свой особый письменный код – азбуку и ноты. С помощью которых сохраняются тексты и партитуры. Речь в особенности ее письменные формы, превратившиеся в произведения литературного искусства, становятся содержанием музыки, но и музыка становится содержанием речи, общения, обмена чем-то личным, глубоким.
Публикация «Консультация для воспитателей „Музыкальная помощь на занятиях по развитию речи“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Музыка и музыкально- художественная деятельность – эти-то, что дети больше всего любят. Спросите дошкольника, что ему нравиться делать больше всего в детском саду и дома? Ответ не заставит себя долго ждать: дети любят петь, танцевать, играть. Музыка – самый эмоциональный вид искусства. Музыка распространяется и на речь ребенка, он начинает проявлять инициативность и самостоятельность в речевом общении. Музыка в руках компетентного и творческого педагога может стать содержанием беседы о внутреннем состоянии ребенка и взрослого, о настроении человека, его эмоциональных переживаниях. Совместное слушание музыки и сопоставление ее с собственным настроением содействует улучшению эмоционального самочувствия ребенка. Развитию диалогической речи, обогащению словарного запаса. По мотивам программного произведения «Полет шмеля» дети старшего дошкольного возраста самостоятельно сочиняют сюжетные рассказы, естественным образом сохраняя структуру повествования. Например: после, того, как музыка закончилась, дети рассказывают историю шмеля. Развивая тем самым свою фантазию и речь. Слушание музыки и музыкально – исполнительская деятельность детей содействуют становлению звуковой культуры речи. Музыка как искусство интонации естественным образом - знакомит ребенка со средствами интонационной выразительности в речи – темпом и ритмом, тембром. Используя соответствующие музыкально - речевые игры в работе с детьми, можно интересно и эффективно решать естественное желание у детей поделиться своими чувствами и мыслями, своими музыкальными впечатлениями.
Для того чтобы подобный процесс осуществился, воспитателю необходимо хорошо представлять особенности восприятия детьми музыки и четко понимать коммуникативную задачу, которая ставится на занятии по развитию речи. Важно помнить, что механизм, побуждающий детей к высказыванию и обогащению речи, тесно связан с развитием фантазии, творчества. Образность мышления влечет за собой игру, активизируя все познавательные процессы. Анализ образовательных программ для дошкольников позволяет обозначить несколько тем. Музыкальные образы, которые могут стать предметами развития и обогащения речи ребенка. Например – это сказочные персонажи, волшебные предметы, явления действительности, картины природы. Попытаемся обозначить некоторые принципы, которые позволят воспитателю интересно и познавательно использовать музыку на занятиях по развитию речи дошкольников.
1. Отбирать музыкальный репертуар в соответствии с критериями: Эмоциональная четкость, яркость и выразительность музыкального образа и повествования, захватывающая ребенка, вызывающая у него интерес. Богатство эмоционально переживаемых оттенков музыкальной интонации. Особые сочетания средств музыкальной выразительности : мелодия, лад, темпоритм, форма музыкального произведения и др. Наличие одного эмоционального состояния и его оттенков в музыкальном произведении. Наличие многократной повторяемости мелодии. Художественность и выразительность исполнения музыкального произведения профессиональным исполнением. Возможность объединить несколько видов деятельности (например, говорим и рисуем, говорим и двигаемся, говорим и сочиняем). Все эти музыкальные методы, помогают в развитии речи дошкольника и очень эффективны.