Надежда Шевченко
Как обучить детей звуковому анализу слов
▼ Скачать + Заказать документы
Звуковой анализ слова вызывает затруднения не только у детей, но и у взрослых. Данный материал поможет специалистам и родителям научить ребёнка правильно выполнять звуковой анализ слов, лучше подготовить ребёнка к овладению грамотой в школе. Навык звукового анализа формируется у детей только в результате целенаправленного обучения. Начинать обучение можно с 4 лет, при условии достаточного речевого и интеллектуального развития. Детей в детском саду знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами. Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, определение места звука в слове, умение определять гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Запомните: 1) звуки – мы слышим и произносим; 2) буквы мы пишем и читаем; 3) звуки бывают гласными и согласными; 4) согласные звуки бывают твердыми и мягкими.
Публикация «Как обучить детей звуковому анализу слов» размещена в разделах
Ребенок должен знать понятия «гласный звук», «согласный твердый», «согласный мягкий», а также что гласные звуки обозначают кружком красного цвета, согласные твердые – синим, согласные мягкие – зеленым цветом. Гласные звуки можно петь голосом, выходящий изо рта воздух не встречает преграды (потянули ниточку). Согласные звуки – звуки, которые нельзя петь, выходящий изо рта воздух при их произнесении, встречает преграду. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голосок спит, а при произнесении звонких звуков голосок звенит (положить руку на горлышко). Ребенок должен знать понятия «начало», «конец», «середина», «первый, «второй», «последний». Эти понятия лучше сначала отрабатывать на наглядном материале звуковой линейке.
Часто вместо первого звука ребенок называет слог. Надо вспомнить артикуляцию звуков, обратить внимание ребенка на изменение положения губ или языка. Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.