Юлия Гаврилова
Как общаться с ребёнком, который не понимает речь
▼ Скачать + Заказать документы
На данный момент известно много нарушений, при которых малыш не понимает обращенную речь. Важно отметить, что в данной статье будут перечислены методы взаимодействия с детьми, имеющими сенсорную алалию.
*сенсорная алалия -
нарушение понимания речи, при сохранном слухе.
Для других речевых синдромов, которые включают симптом - нарушение понимания речи (расстройство аутистического спектра, атипичный аутизм, особенности интеллектуального развития, речевая-слуховая агнозия, вербальная диспраксия) данные рекомендации могут не принести необходимого результата. Для уточнения диагноза рекомендуется посещение невролога, психиатра и логопеда.
Темочки:
Формирование речевой деятельности в норме.
Речь - одна из высших психических функций, формируется в определённой последовательности. Если знать, как происходит становление речи, можно предупредить появление многих речевых и языковых проблем.
1 - 3 месяцы - к концу первого месяца произносит гласные звуки. Появляется частое "гуление". Реагирует на яркий свет и громкий звук, улыбается и фиксирует взгляд на лице, "отвечает" на эмоциональное общение.
4-7 месяцы - появляются звуки "м", "б" и радостные возгласы, ритмичные слоговые цепочки (ма-ма, ба-ма, соединяет слоги, меняет силу и высоту голоса. Появляется смех, реакция на интонацию речи, может включаться в игру.
8-9 месяцы - становление "лепета". Появляется возможность четко называть слоги "ма", "ба" и "да". Легко вступает в контакт, пытается общаться с другими детьми. Может кивать головой в качестве ответа "да" /"нет".
10 - 12 месяцев - с 10го месяца жизни возможно появление первых слов. К 12ти месяцам словарный запас ребёнка состоит, примерно, из 8-10 слов. Понимает и выполняет простые просьбы. Реагирует на слова "стоп", "нельзя". Использует свою мимику, начинает разборчиво относится к окружающим.
Таким образом, уже к концу первого года жизни можно обнаружить особенности понимания речи у малыша.
На что обратить внимание?
Ниже будут перечислены симптомы нарушения предречевого развития, которые можно заметить у малышей, находящихся в группе риска по развитию речи.
1. Если в первые 3 месяца
вы замечали недостаточно активное гуление, маловыраженный "комплекс оживления", отмечались затруднения при кормлении, отсутствие фиксации взгляда и прослеживания за игрушкой, то это может являться "звоночком" к нарушению как понимания речи, так и к особенностям психического развития.
2. В срок 4-6 месяцев можно отметить сниженный интерес к коммуникации, тихие и монотонные гуление и лепет, трудности кормления.
3. В период от 6ти до 12ти месяцев сохраняется невыразительное гуление, невозможность самостоятельного контроля громкости и высоты голосовых реакций. Сохраняются трудности при кормления, можно отметить неправильное положение языка во рту.
Признаки нарушения понимания речи.
1. Не реагирует на обращение, без тактильного контакта или звучаших предметов (погремушки, игрушки со звуковым сопровождением и др. )
2. Обращает внимание на говорящего шепотом
3. Не понимает одну и ту же инструкцию, сказанную разной интонацией или сформулированную по-разному
4. Выполняет просьбы наугад
Выполняет бытовые инструкции ("Кушай суп", "Выброси мусор", однако, сказанные в непривычной ситуации, выполнить не может
5. Не понимает сложные инструкции (Например: "Возьми мяч, положи в корзину и сядь рядом")
6. Повторяет сказанное полностью или частично
7. Внимательно следит за движением губ и выражением лица говорящего
8. Повторяет фразы из мультфильмов, рекламы. Может произнести фразу в подходящей ситуации
9. Сниженный интерес к коммуникации с другими
10. Задания с наглядным действием выполняет правильно
Как общаться с ребёнком, который не понимает речь?
Для того, чтобы облегчить понимание сказанного вашему малышу, лучше исключить использование уменьшительно-ласкательных слов и детские искажения речи (например: машина - бибика, поезд - тутушка, кися - кот и др. )
Старайтесь использовать короткие инструкции (например: Маша, иди ко мне - вместо: Маша, иди сюда скорее, смотри, что покажу). Дождитесь выполнения одной просьбы, после называйте другую.
Используйте более точные инструкции. Например, вместо "Убери всё за собой", используйте "Убери игрушки сюда". Так ребёнку будет легче понять, что именно он должен убрать, а если Вы укажите куда именно "сюда", то ему будет ещё проще.
Обратите внимание на темп своей речи и тех, кто общается с ребёнком. Важно каждое слово произносить чётко и достаточно медленно, чтобы ребёнок воспринимал правильную речь. В дальнейшем такое общение может предотвратить нарушение речевого темпа и ритма у малыша, а на данном этапе он сможет лучше воспринимать просьбы.
Последняя и самая сложная рекомендация для многих родителей это соблюдение "тихого режима". Такой режим предполагает исключение лишнего речевого шума. К лишнему относятся видео, мультфильмы, песни. Полное ограничение доступа к телефону, планшету, телефону, игрушка с музыкальным сопровождением и другим гаджетам. Ребёнок должен слышать речь, окружающих людей, вычленять из неё просьбы, которые относятся к нему. В данном случае музыку без слов слушать можно.
Если условия тихого режима сложно соблюдать, обратите внимание на то, что слушает ребёнок. Исключите песни, мультики и другие видео, где используется не родной для малыша язык. Например, в английском языке присутствуют звуки, которые проще произносить малышам, из-за этого они могут использовать иностранные слова вместо слов родного языка. Такое смешение слов не принесёт пользы, а только добавит проблем.
Перечисленные в статье методы общения с ребёнком могут быть полезны только, если применяются для правильно поставленного диагноза, на основании заключения невролога и психиатра, а так же в комплексе с логопедическими занятиями.
Список литературы :
1. Асмолова Г. А., Заваденко А. Н., Заваденко Н. Н., Козлова Е. В., Медведев М. И., Рогаткин С. О. "Ранняя диагностика нарушений развития речи. Особенности речевого развития у детей с последствиями перинатальной патологии нервной системы" / Клинические рекомендации под редакцией Н. Н. Володина, В. М. Шкловского 2015 г.
2. Заваденко Н. Н., Кувчинская А. В., Лебедева Т. В., Суворинова Н. Ю., Румянцева М. В. и др. " Нарушения формирования устной и письменной речи у детей. Возможности их медикаментозной коррекции". - М. : РКИ Северо пресс, 2003.- 64 с.
3. Корнев А. Н. "Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты". СПб. : Речь, 2006. - 380 с.