Ольга Ермолюк
Консультация «Как объяснить ребенку разницу между гласными и согласными звуками»
▼ Скачать + Заказать документы
Фонетический разбор для малышей – это одно из самых трудных заданий. Изучение звуков с ребенком потребует терпения.
Приступая к объяснению, родители должны быть уверены, что ребенок имеет представление о тех органах артикуляции, которые принимают участие в речевом процессе (язык, губы, зубы).Чтобы ребенку было интересно заниматься, обучение должно проходить в игровой форме.
Темочки:
- Гласные звуки
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Согласные звуки
- Темочки
Работу по изучению звуков необходимо начинать с гласных звуков. Очень хорошо работать перед зеркалом, чтобы ребенок видел артикуляцию.
При изучении гласный А, О, У, И…малышу надо сказать, что домик, где живет язычок – открыт. Ветерок из домика свободно выходит, и ему ничего не мешает. Пока дует ветерок, язычок спокойно отдыхает в своем домике.
Игра «Эхо»
Взрослый произносит гласные звуки (А, О, Э, И, а ребенок их повторяет, смотря на артикуляцию в зеркало.
Игра «Повтори только гласный звук»
Взрослый произносит звуки : А, О, С, И, К, П, Е. Ребенок должен произнести только гласные звуки.
Игра «Отгадай, какой звук первый?»
Взрослый произносит слова, который начинаются с гласного звука : ооооблако, иииигла, ааааааист, ееееенот…. При произнесении слов необходимо первый звук пропевать, выделяя его. Услышав звук, ребенок его называет. Каждый раз необходимо ребенку напоминать, что произнесенный им звук - гласный.
Далее знакомим ребенка с согласными звуками. Необходимо объяснить, что когда мы произносим согласные звуки, воздуху все время что-то мешает, он цепляется то за зубы, то за губы. Дайте малышу зеркальце –пусть он сравнивает, как ведет себя ротик, когда он по очереди произносит гласные и согласные звуки.
Звук [м] - губы сомкнуты, воздух не может свободно выходить, так как ему мешают губы; звук можно потянуть (то есть звук можно произносить длительно, но его нельзя произнести выше-ниже. Ребенку объясняется, что такой звук называется согласным.
Подкрепляйте произносимые звуки графическими образами букв (их можно лепить, писать, показывать карточки).
После знакомства с согласным звуком, задайте ребенку несколько вопросов :
- Звук «М» это какой звук? (гласный или согласный)
- Почему ты так думаешь? (воздух встречает преграду)
Тренируйтесь различать согласные звуки в играх.
Игра «Хлопни, когда услышишь» (М)
Взрослый произносит ряд звуков, а ребенок должен хлопнуть и поймать звук «М».
А, У, М, И, Э, М, М….и т. д.
Игра «Найди и дай мне»
Перед ребенком лежат картинки. Он должен определить первый звук в названии картинок и дать карточку, в которой первый звук «М».
Игра «Придумай слово»
Взрослый вместе с ребенком по очереди должны придумывать и называть слова на заданный согласный звук.
– Мы сейчас будем придумывать слово на согласный звук «М».
Игра «Шашки»
Расчертите лист бумаги на квадраты и закрасьте их синим и красным цветом. Ставя шашку на красный квадрат, надо назвать гласный звук, а ставя шашку на синий квадрат, надо назвать согласный звук.
По дороге в детский сад придумывайте вместе с малышом слова, который начинаются на заданный звук.
Создайте с ребенком свой собственный букварь, вклеивая на каждую страницу слова на заданный звук.
Собирая игрушки в комнате, пусть ребенок назовет первый звук в названии игрушки, и даст ему характеристику, этот звук гласный или согласный.