Казак Евгения
Как научить дошкольников считать российские деньги и решать арифметические задачи в пределах десяти с опорой на наглядность
▼ Скачать + Заказать документы
Современные дети с раннего детства так или иначе сталкиваются с экономическими вопросами. Они слышат, как родители обсуждают повышение зарплаты, рост цен в магазинах. Желание обладать дорогостоящей игрушкой, которую мама и папа не могут приобрести — также соприкосновение с миром финансов. Именно поэтому в дошкольной педагогике не так давно появилось инновационное направление — экономическое воспитание.
Публикация «Как научить дошкольников считать российские деньги и решать арифметические задачи в пределах десяти с опорой на наглядность» размещена в разделах
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Моя Родина Россия
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Необходимость приобщения дошкольников к экономике связано с тем, что им предстоит жить в мире со сложными социальными и экономическими взаимоотношениями. Знакомство детей с основами экономики поможет сформировать у них деловые качества, разовьёт навыки ориентации в реальной жизни, в происходящих событиях.
Приобщение старших дошкольников к миру экономики происходит в процессе реализации задач разных образовательных областей. Например, в образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» предусматривается формирование у детей представлений о семейном бюджете и финансовом положении семьи, формирование начальных представлений об экономике своего города и страны, знакомство с валютой как денежной единицей разных стран и т. д. А при реализации задач образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» дети изготавливают игровые деньги, лотерейные билеты, товарные знаки, варианты упаковок для товаров, рисуют для самодельных книжек и альбомов, лепят «товары» на продажу, создают рекламные проспекты.
Важное место в экономическом воспитании занимает и математическое развитие детей, которое, прежде всего, направлено на освоение ими представлений математического содержания, формирование познавательных и творческих способностей. Математика вооружает детей средствами рационального познания мира. Счёт, измерение, элементарные вычисления - это те способы, которые ребёнок использует при решении различных задач, в том числе и экономического содержания. Математические знания являются основой развития у старших дошкольников элементарных экономических представлений. В то же время ознакомление с экономической сферой действительности способствует переходу ребёнка от формального усвоения математических знаний к их осознанному применению в новой области.
Использование наглядности – одно из важнейших условий для понимания структуры задачи, ощущения действительности, востребованности математики в
повседневной жизни.
Наглядность арифметической задачи может быть представлена
различными предметами, иллюстрациями, условно – схематическими изображениями, моделями, которые являются средством для выявления и выделения величин, входящих в задачу, а также
средством для установления связи между ними.
В старшей группе дети сравнивают монеты по размеру и достоинству набирают и разменивают монеты, подготовительной группе – осуществляют обмен и набор денег, исходя из практической задачи : купить что либо, уровнять, разделить поровну.
Основными приёмами в работе с детьми являются решение арифметических задач на сложение и вычитание, логических задач, задач-шуток, экономических кроссвордов, разрешение проблемных ситуаций. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений.
Основная форма экономического воспитания детей – игра. Дети играют в сюжетно-ролевые игры. Где моделируются реальные жизненные ситуации купли-продажи: «Магазин», «Супермаркет», «Рынок», «Банк», «Пункт обмена валюты», «Бюро добрых услуг».
В дидактических играх («Обмен денег», «Покупки», «Семейный Бюджет», «Лотерея», «Аукцион», «Валюта», «Домино», «Какое слово лишнее?», «Сравни») уточняются и закрепляются представления о монетах и купюрах, приобретаются умения счёта денег, набора размена монет.
В процессе работы с детьми по теме «Бюджет семьи», когда мы говорили о зарплате, пенсии, стипендии, премии, доходе и расходе семьи, у детей формировались умения считать, сравнивать числа, складывать и вычитать, составлять целое из частей, понимать отношения между целым и частью, частями целого. Решить задачу, например: зарплата папы - 10 монет, мамы - 6, пенсия бабушки и дедушки - по 2 монеты. Сколько монет составит доход семьи? А если мама или папа получат премию, доход семьи увеличится или уменьшится?
Беседуя с детьми о расходах семьи, уточнять, что расходы бывают обязательными и основными и неосновными и необязательными. Квартплата, лекарства, поход в цирк, мороженое. Говоря с детьми о расходах, подводим их к пониманию того, что расходы - это траты на удовлетворения потребностей, нужд человека, и они должны быть разумными, Деньги надо беречь, экономить, не расходовать по пустякам.
При изучении темы " Деньги и цена" дети производят операции с монетами разного достоинства размен и замену денег, а так же считали и сравнивали числа и количество. Надо рассказать о том, что деньги бывают бумажные (купюры) и металлические (монеты, рассуждать с детьми о достоинствах и недостатках тех и других денежных знаков, о бережном обращении с ними.
Темы " Прибыль и долг", "Копилка", "Сберегательный банк" предусматривают счёт, действия сложения и вычитания, сравнение чисел и количества. Так же надо сказать о том, что люди стараются сделать запасы, накопления денег. Самый надежный способ хранения денег - хранение в банке, он охраняется специальной охраной, а на вложенные деньги идёт процент, т. е. прибыль. Решить задачку, например: В банке на счёте у зайчика было 8 монет, он снял со счёта 5 монет для покупки тележки, сколько денег у зайчика осталось на счёте?
Так же можно рассказать детям о купле-продаже и обмене-бартере, в чём отличие. Привести пример: у одного мальчика шоколадка за 10 рублей, а у другого купюра достоинством 10 рублей. Другой пример обмена: у одного наклейка за 2 рубля, а у другого книжка за 5 рублей, какой будет обмен.
Занимаясь по темам " Изобретение денег", "Монетный двор", "Валюта" дети рассматривают настоящие деньги, играют с ненастоящими, сравнивают, считают.
Так выполняя математические задания с экономическим содержанием, ребёнок входит в мир элементарных и в то же время важнейших экономических понятий.
Интеграция математики и экономики имеет место в развлечениях и досугах:
"Бизнес-клуб", "Ярмарка", интеллектуальных играх, конкурсах "Умники и умнички", КВН-ах, драматизациях сказок (например, Корнея Чуковского " Муха-Цокотуха".
Работа по экономическому содержанию невозможна без участия родителей, ведь первым источником экономических знаний у своего ребёнка становится именно его семья. Поэтому совместная работа педагогов и родителей просто необходима для успешного экономического воспитания детей. Родители всегда помогут в изготовлении и пополнении необходимого дидактического материала, создании альбомов, книжек-самоделок, поучаствуют в различных групповых развлечениях и расскажут о своей профессии. Ведь именно они совершают с ребёнком совместные покупки, вместе отчитывают деньги в магазине. Рассказывают о своих доходах и расходах в семье.
В заключении слова Августы Николаевны Смоленцевой: "Экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребёнка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и школой".
Список литературы
- Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. М., 1993.
- Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику. – СПб. : «Детство-пресс», 2002.
- Смоленцева А. А. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. Н. Новгород, 1999.
- Курак Е. А. Экономическое воспитание дошкольников. М. : ТЦ Сфера, 2002.
- Шведова И. Ф. Экономическая азбука для детей и взрослых. М., 1992.