Зульфия Ситдикова
Консультация «Как научить детей проявлять эмоции на сцене?»
▼ Скачать + Заказать документы
Как научить детей проявлять эмоции на сцене?
Цель: формирование представлений об эмоциональной саморегуляции посредством танцевально-двигательной терапии.
Задачи:
• Приобретение минимальных знаний по теории танцевально-двигательной терапии.
• Приобретение навыков осознания и самоконтроля эмоциональных состояний.
Публикация «Консультация „Как научить детей проявлять эмоции на сцене?“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
• Снятие психологических зажимов методами танцевально-двигательной терапии.
• Овладение навыками перехода от напряжения к расслаблению мышц посредством танцевальных упражнений.
• Формирование мотивации к физической активности.
Оборудование: музыкальный центр, проектор, компьютер.
Пояснительная записка:
Основной идеей введения в программу занятий по телесно-ориентированой терапии была мотивация подростков на здоровый образ жизни. Ведь важно понимать, что гармоничная и здоровая личность – это не только физическое, но и психическое здоровье. Таким образом, снимая мышечные зажимы, мы с ребятами прорабатывали неосознаваемые проблемы в эмоционально-волевой сфере. Данные занятия имели большой успех, вызвали живой интерес ребят и потрясающие результаты.
Показать эмоции сложнее, чем просто выйти и станцевать. Как научить детей показывать себя, проживать образ? Как научить детей проявлять эмоции на сцене?
Уже прошла волна хореографии, где детишки вне зависимости от темы номера выбегают радостные и энергичные, наигранно улыбаясь во весь рот, даже если им не хочется. Нужно ли спрашивать у детей во время постановки, какие чувства у них возникают? Возможно, менее компетентные в вопросах постановки нам подскажут новый интересный вариант подачи и восприятия музыки, идеи номера.
Какую бы эмоцию вы ни демонстрировали, вам нужно научиться контролировать мышление.
От того, насколько гармонична хореография с поведением танцора на сцене, зависит не только успех постановки в целом. Это даст возможность поднять номер на более высокий уровень. И овации гарантированы! Рассмотрим несколько приемов и методов проявления эмоций у детей.
Этюды:
Десять масок. Каждую маску обязательно обсудите с группой. Обсудите в подробностях: как актер должен смотреть? Должен ли он моргать глазами? Должен ли он опускать глаза? Открывать ли рот? Поднимать ли брови? И т. д.
1. Страх
2. Злость
3. Любовь (влюбленность)
4. Радость
5. Смирение
6. Раскаяние
7. Плач
8. Стеснение,смущение
9. Раздумье,размышление
10. Презрение
11. Равнодушие
12. Боль
13. Сонливость
Чтобы лучше получалось изображать, к примеру, презрение, говорите про себя соответствующие слова (ты посмотри, на кого ты похож? да я тебя терпеть не могу, ты посмотри, что ты на себя одел? И не стыдно тебе, что от тебя так воняет? И т. п.).
Десять масок. Каждую маску обязательно обсудите с группой. Обсудите в подробностях: как актер должен смотреть? Должен ли он моргать глазами? Должен ли он опускать глаза? Открывать ли рот? Поднимать ли брови? И т. д.
Воображение- первый помощник!
Ощущения.
— Посидеть на стуле так, как сидит царь на троне; пчела на цветке; побитая собака; наказанный ребенок; бабочка, которая сейчас взлетит; наездник на лошади; космонавт в скафандре.
— Пройтись, как ходит младенец, который только что начал ходить; старый человек; гордец;артист балета.
— Улыбнуться, как улыбается очень вежливый японец, Жан Поль Бельмондо, собака своему хозяину, кот на солнышке, мать младенцу, ребенок матери.
Предмет по кругу.
Группа рассаживается или становится в полукруг. Ведущий показывает учащимся предмет (палку, линейку, банку, книгу, мяч, любой попавшийся в поле зрения предмет) учащиеся должны передавать друг другу по кругу этот предмет, наполняя его новым содержанием и обыгрывая это содержание. Например, кто-то решает обыграть линейку как скрипку. Он передает ее следующему человеку именно как скрипку, не произнося при этом ни слова. А тот именно к скрипку ее принимает. Этюд со скрипкой окончен. Теперь второй учащийся обыгрывает эту же линейку, например как ружье или кисть и т. д. Важно, чтобы учащиеся не просто делали какие-то жесты или формальные манипуляции с предметом, а передавали свое отношение к нему. Это упражнение хорошо развивает воображение. Чтобы обыграть линейку как скрипку, нужно, прежде всего, увидеть эту скрипку. И чем менее похож новый, «увиденный» предмет на предложенный, тем лучше учащийся справился с заданием. Кроме того, это упражнение — на взаимодействие, ведь человек должен не только сам увидеть новый предмет, но и заставить других увидеть и принять его в новом качестве.
Хорошо развивают и раскрывают детей творческие задания :
Синтез.
Это упражнение на погружение в состояние творчества. Оно заключается в смешивании различных видов восприятия, способности ощущать вкус звуков, слышать цвета, обонять ощущения.
•Чем пахнет слово «лампа»?
• Каково на ощупь число 7?
• Какой вкус у сиреневого цвета?
• Какая форма у четверга (как она выглядит?
• Какую музыку вы слышите, когда представляете лицо пожилого человека, смеющегося ребенка?
Спортивный экспромт.
Учащимся предлагается придумать новую эстафету для спортивных соревнований, в которой бы отражался сюжет русской народной сказки «Курочка Ряба», «Царевна-лягушка»;
Предложить комплекс производственной гимнастики для регулировщиков дорожного движения, сторожей вневедомственной охраны, дирижеров оркестра народных инструментов, проводников поездов дальнего следования.
Можно тренировать мимические мышцы
1. Начните с активного сокращения лобных мышц. Энергично вскиньте брови кверху. «Раскрепостите» мышцы — брови возвращаются в обычное положение.
2. Тренаж «мышц боли» (мышцы сморщивания бровей) и «мышц угрозы» (пирамидальные). Сокращение — брови книзу и к переносью. Раскрепощение — исходное положение.
3. Соедините движения лобных мышц с движением «мышц боли» и «мышц угрозы». Поочередно сокращая мышцы, энергично вскидывайте брови вверх и энергично опускайте их
4. Тренаж сухожильного шлема. Положите руки на темя и энергично при помощи лобных, затылочных мышц и мышц угрозы» заставьте сухожильный шлем подвигаться вперед — назад.
5. Добиваемся раздельного движения левой и правой бровью.
Вскидывая левую бровь, необходимо следить за тем, чтобы правая как бы упиралась в переносицу.
6. Быстро поднимать то одну, то другую бровь вразбивку.
7. «Трагический излом бровей» (брови «домиком»). Сократив «мышцы боли», начните сводить брови к переносице. Мгновением позднее включается сильная лобная мышца, которая совместно с сухожильным шлемом, как бы перехватив движение «мышцы боли», повлечет внутренние края бровей вверх. Важно, чтобы движение внутренних краев бровей пролегало строго по центральной вертикальной линии лба. Добиться умения закреплять, удерживать это мимическое выражение.
Словом, РАСКРЕПОЩАЙТЕ ДЕТЕЙ, ДОЛОЙ СТРАХ, СТАНЬТЕ ДРУЗЬЯМИ!
Чувства.
Учащиеся должны изобразить, то, что им предлагает преподаватель: радостную улыбку (приятная встреча); утешительную улыбку (все будет хорошо); счастливую улыбку (наконец-то, какой успех); удивленную улыбку (не может быть)
— Выразить одними глазами и бровями: огорчение, радость, осуждение, восхищение, удивление.
— Только жестами и мимикой выразить следующие задачи: прогнать, пригласить, оттолкнуть, привлечь, указать, остановить, предупредить.
Произнести фразы:
Садимся в круг, придумываем фразу и начинаем произносить ее по кругу. При этом каждый следующий должен произносить выбранную фразу со все более нарастающими эмоциями. Примеры фраз и эмоциональных изменений :
1. «Оставьте меня в покое» (от легкого раздражения до сильного гнева).
2. «У меня получилось» (от спокойного утверждения к восторгу).
3. «Мне страшно» (от спокойного утверждения к ужасу).
4. «Это так забавно» (от улыбки к безудержному смеху).
5. «Ты самый лучший» (от дружеского заверения к пламенной любви).
6. «Я его потерял» (от легкой грусти к безудержному горю).
7. «Это такая гадость» (от утверждения к отвращению).
После игры желательно обсудить, какие чувства у ребят получались лучше, какие эмоции труднее всего выразить.
Советую прочитать:
Станиславский К. — Работа актера над собой
1. Бебик М. История и основные принципы танцевально-двигательной терапии // Танцевально-Двигательная Терапия. Выпуск 2. М., 1997. С. 6-11
2. Бирюкова И. В. Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души // Бюллетень Ассоциации Танцевально-Двигательной Терапии. Лето-Осень 2000. №3. С. 3-3. Старк А. Танцевально-двигательная терапия // Танцевально-двигательная терапия. Перевод с англ. Ярославль, 1994. С. 3-23.
апияОпределение и историческое развитие (Из книги «Инновационная психотерапия»)
4. Изард К. Э. «Психология эмоций» пер. с англ. СПб., 1999. 464 с.
5. .Рыжов «Усиление катарсических переживаний с помощью музыки»