Ирина Кузнецова
Как научить детей кушать полезную пищу
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Ни для кого не секрет, что полезное питание – одно из условий здоровья человека. Но как научить детей кушать полезные продукты, если реклама воспевает сникерсы и колу?
В детском саду меню продумано до мелочей, включает в себя блюда из овощей, фрукты, компоты, настой из шиповника, но дети неохотно кушают эти блюда, потому что они непривычны, незнакомы. Как приучить детей есть овощи с удовольствием, осознано, понимая их пользу?
Публикация «Как научить детей кушать полезную пищу» размещена в разделах
Прежде всего, интересно есть то, что ты вырастил сам. Летом в саду, а у кого есть возможность, на даче мы обустроили детские грядки, где дети сами или с помощью родителей выращивали лук, морковку и другие овощи. Осенью устроили Праздник урожая и все с удовольствием хрустели капустой и морковкой, выращенными своими руками. А зимой в группе на подоконнике вырастал «Зимний огород», где дети с интересом выращивали зелёный лук, кресс салат, зелёный горошек, фасоль и т. д.
Вместе с родителями провели конкурс на самое интересно оформленное блюдо из овощей, создали книгу любимых семейных рецептов, которую оформляли родители вместе с детьми.
Чтобы дети осознано и с удовольствием кушали овощные блюда в детском саду, мы придумали цикл игровых бесед, которые проводятся перед обедом. К детям каждый день приходят в гости витамины, овощи, сделанные в виде человечков, и рассказывают им о том, какую пользу они приносят и почему необходимо их кушать. Длительность каждой беседы примерно десять минут. А на обед обязательно дается блюдо из овоща героя беседы. Игрушка остаётся в группе, и дети могут поиграть с ней.
Темы бесед: Знакомимся с витаминами. Девочка Морковка. Тетушки Свекла и Капуста. Дедушка Лук. Братец Чесночок. Внучок Зелёный лучок. Горох Горохович. Королева овощей госпожа Тыква. Друзья сухофрукты. Синьор Лимон. Интерес к этим беседам был очень большой, дети каждый день ждали в гости очередного героя, а потом дружно отгадывали, какое блюдо из этого овоща приготовят повара. И не доесть салат или винегрет, не выпить чай с лимоном или не съесть зубчик чеснока стало просто неприлично. Игрушки витаминки, овощи с весёлыми мордашками (кстати, сделанные своими руками) стали любимыми игрушками для сюжетно – ролевых игр в группе. Итогом нашей работы стало то, что практически все дети стали с удовольствием кушать полезные овощи и фрукты, зелень, пить витаминные напитки.
Беседы с детьми дошкольного возраста
«Где найти витамины зимой»
Цель: научить детей осознанно относиться к своему здоровью, приучить кушать полезные продукты и блюда, приготовленные из них.
Задачи:
-активизировать знания детей о витаминах и их пользе для здоровья человека,
- в игровой форме приучать детей есть овощи, фрукты и зелень, блюда, приготовленные из них,
- воспитывать интерес к приготовлению пищи и профессии повара.
Тема: Давайте дружить с витаминами
- Ребята, сегодня я принесла вам корзинку, что в ней? (овощи и фрукты, дети называют их в процессе показа)
- Ой, а кто это на дне корзинки притаился? (воспитатель достаёт фигурки человечков с названиями основных витаминов, рассматривают их с детьми, высказывают предположения, если дети знают некоторые буквы, называют их)
- Вы кто такие? Откуда?
-Мы витамины, я – витамин А, а это витамин С, а это наши братья и сестрички, тоже витамины. И пришли мы к вам в гости для того, чтобы рассказать, какие мы полезные и где нас можно найти
- А живём мы в еде, в основном в овощах и фруктах.
- А чем же вы полезны?
(Витамины начинают наперебой рассказывать о своей пользе)
- Без меня ребята будут плохо видеть, а без меня у них постоянно будет болеть голова, а без меня будут болеть зубки, а без меня у них будет всегда плохое настроение…
- Какие вы оказывается все важные и нужные! Мы с ребятами хотим с вами дружить.
- Хорошо. Мы останемся с вами, но вы должны выполнять наши задания.
- Сегодня к вам на кухню привезли овощи: морковку и капусту. А ваш повар Елена Николаевна сделала из них очень вкусный и полезный салат.
- Вы сегодня в обед съедите весь-весь салат. А в этом салате находятся полезные витаминки, которые будут помогать вам бороться с болезнями. Завтра нам всё расскажете.
Тема: Девочка Морковка.
Воспитатель звенит колокольчиком и достаёт куклы – витаминки.
- Привет, ребята! Мы снова здесь. Ну, рассказывайте, как вам, понравился салат из капусты и морковки? Все его съели? Мы сегодня привели к вам в гости нашу подружку. Хотим, чтобы вы с ней подружились и полюбили её.
- слушайте загадку: Сидит девица в темнице, а коса на улице. Что это? (морковка) Морковка, иди знакомиться с ребятами. (появляется кукла – морковка, стилизованная под девочку, здоровается с детьми).
-Вот вам новое задание. Рассказать всё, что вы знаете про морковку. (витамин А задаёт вопросы детям)
-Где растёт морковка? (в огороде, это овощ)
- Какого она цвета? (оранжевого)
- Где можно встретить морковку, в каких блюдах? (в супе, в салате, в морковной запеканке)
- А кто ещё очень любит лакомиться морковкой?
- Все ли, кушают морковку? Обязательно нужно её кушать, потому что у тех, кто любит морковку, никогда не болят глазки. И они меньше ходят к врачу.
- Давайте проверим, сможете ли вы узнать морковку на вкус. (детям предлагаются кусочек яблока, груши, капусты и морковки)
- А теперь угощайтесь свежей морковкой, хрустите на здоровье и не болейте.
Тема: Знакомьтесь, тетушки Свекла и Капуста.
Звенит колокольчик, появляются витаминки, рассказывают, что были в гостях у своих тетушек, их угощали очень полезными блюдами.
- Мы тоже хотим познакомиться с вашими замечательными тетушками. Позвоните и пригласите их сегодня к нам на обед.
- Вот они в корзинке. (куклы Свёкла и Капуста).
- Знаете ли вы откуда мы приехали к вам? (с грядки, с огорода)
- С нами дружит очень много ребят и взрослых. Почему? (очень полезные). Да мы очень, очень полезные, потому что в нас много витаминов. А ещё мы вкусные. Хотите попробовать? (дети угощаются кусочками свеклы и капусты на шпажках).
- Какая на вкус свекла? (сладкая) а капуста (сочная, хрустящая).Чтобы свекла была сладкая и вкусная её Елена Николаевна, наш повар, сварила. А капусту можно есть и сырой.
- В каких блюдах модно встретить свёклу и капусту? (овощная икра, борщ, суп, салат)
- Что мама дома готовит из капусты и свёклы?
- Про капусту есть загадка: Сто одёжек и все без застежек. Смотрите, сколько листьев у капусты и ни одной пуговки.
- На обед мы вам принесли очень полезный и вкусный салат из свеклы и капусты. Приятного аппетита. Не обижайте нас, пожалуйста, скушайте весь салат. Желаем вам здоровья!
Тема: Дедушка Лук в гостях у ребят.
Звенит звоночек, появляются витамины с мешком.
- Мы вам принесли подарок. Отгадайте, что лежит в мешке: там дед в сто шуб одет, кто его раздевает, тот горькие слёзы проливает. (лук. Если дети не отгадывают, то предлагается узнать наощупь. Мешок открывается – там много репчатого лука).
- Ребята, как называется этот овощ? (лук, лучок, луковица)
- где он растёт? (на грядке, в огороде)
- Посмотрите,
- кто – ни будь пробовал кушать лук сырым?
-он очень жгучий, острый, не каждый сможет его съесть
- Зачем же вы его нам принесли?
- Потому что все микробы боятся запаха лука. Мы его сейчас нарежем, разложим в блюдца, и воздух в нашей группе станет чище. Все микробы убегут на улицу.
- В луке тоже много витаминов, его кладут почти во все блюда, которые нам готовит Елена Николаевна, наш повар.
- А еще в луке есть маленький секрет. Сейчас мы посадим луковицы в землю, польём и будем ждать, что же произойдёт.
- Ну а пока мы прощаемся с вами, не забывайте про дедушку лука, режьте каждый день в мисочку новую луковицу и не болейте.
Тема: Брат Чеснок.
Звенит звонок. Появляются витамины.
У них опять мешок.
- Давайте поиграем, попробуйте отгадать наощупь, что лежит у нас в чудесном мешочке. (морковь, капуста, лук….)
- Давайте вспомним загадку про лук. (сидит дед в сто шуб одет. Кто его раздевает, тот горькие слёзы проливает) Почему же мы всё равно покупаем лук, дружим с ним? (потому что он очень полезный, убивает все микробы и содержит много витаминов)
- А вот в мешочке ещё лук остался (достают чеснок).Только он какой то другой, не очень похож на лук.
- Кто знает, как называется этот овощ? Это брат Чеснок. Он тоже растет на грядках в огороде. Но у него нет столько одёжек как у лука, у него есть дольки. На вкус он тоже очень жгучий, острый. Если его откусить, будет щипать язык. Зато запах у чеснока очень сильный. Его тоже бояться микробы.
- Каждое утро раскладывайте лук и чеснок на тарелочке и микробы все погибнут или убегут.
- А ещё мы вам в подарок принесли лечебные бусы с чесноком, носите их на верёвочке, дышите полезным воздухом и меньше болейте.
Тема: Внучок Зелёный лучок.
Появляются витамины. Дети показывают им, что произошло с дедушкой луком. У него появились зелёные росточки.
- Это, ребята, внучок Зелёный лучок. Сейчас зима, земля покрыта снегом. Дедушка Лук стал совсем стареньким. Витаминов совсем мало. А злые микробы не спят, так и хотят, чтобы мы заболели. Вот тут к нам на помощь и придёт молодой зелёненький лучок.
- Расскажите нам, как вы за ним ухаживаете? (дети рассказывают)
- Внучок Зеленый лучок хоть на вкус и не сладкий, тоже немного щипит рот, но зато такой полезный. Вы его жуйте, да супчиком и заедайте. А ещё его покрошить можно, порезать и добавить и в суп, и в салат.
- Не выкидывайте Зелёный лучок. Он только пользу вам принесёт, со всеми болезнями бороться будет.
- И дома с мамой на окошке лучок выращивайте, да все вместе и кушайте. На здоровье!
Тема: Готовим винегрет.
Звенит звонок. Появляются витамины. У них корзинка с овощами и фруктами, салатник.
- Здравствуйте, ребята! Снова мы решили прийти к вам в гости, да не с пустыми руками, снова подарки вам принесли.
-Но сначала расскажите нам, как вы наши наказы выполняете.
- Какое сейчас время года? (зима).Да солнышко светит, но совсем не греет. Наш организм совсем устал от холода и морозов.
-Что нужно делать, чтобы не болеть (ответы детей) А ещё что нужно обязательно кушать? (овощи)
- Из овощей можно приготовить очень много полезных салатов.
-Что такое салат? Это когда разные овощи режутся кубиками, или их можно на тёрке потереть, складывают эти овощи в салатник и поливают маслицем. Очень красиво, вкусно, а самое главное – полезно!
-Сегодня мы расскажем про салат, который называют винегрет.
-Будем отбирать овощи для винегрета. (воспитатель загадывает загадки про свеклу, морковку, картошку, зелёный горошек, огурец)
-А ещё нам понадобится подсолнечное масло. Кто догадался, из чего его делают?
-Из семечек подсолнечника (показывает картинку). Семечки отжимают, и получается масло. В нем тоже есть витамины.
- Все овощи и подсолнечное масло мы отдадим Елене Николаевне на кухню. Их там сварят, порежут, и приготовят вкусный и полезный винегрет на обед.
Тема : Полезные листочки
Звенит звонок. Появляются витамины, тетушка Свёкла и Елена Николаевна.
- Здравствуйте, ребята! Мы пришли узнать, понравился ли вам винегрет. Все ли его скушали? Елена Николаевна приготовила для ваших мам подарок. Это рецепты разных салатов из овощей, очень вкусных и полезных. Попробуйте их приготовить вместе с мамой. А потом всех угостите. Приятного аппетита!
- Дорогие витамины, мы должны вам сказать, что, благодаря вам, наши ребята стали лучше кушать овощи и меньше болеют.
- Мы рады! Всем желаем здоровья! Сегодня мы принесли вам ещё один секретик. Смотрите. (показывает ведёрко с верхушками от свёклы)
- вот это секретик, это же обрезки от свёклы, из которой винегрет да борщ сегодня нам варили. Их нужно в мусорное ведро выбросить.
_ Не торопитесь в мусорное ведро. Давайте вам на окошко в горшочек эти кусочки посадим. И посмотрим, что же произойдёт.
- Ну а пока вам подарочек. Овощной ёжик (в половинку кочанчика капусты на шпажках воткнуты «шашлычки» из вареных овощей)
Тема : Витаминные травки.
Звенит звоночек. Появляются витамины и Заяц –огородник.
- Здравствуйте, ребята! Знакомьтесь, это Зайка огородник. Он очень любит выращивать и потом кушать разные овощи.
(заяц загадывает детям загадки про овощи. Расставляет картинки на доске)
- Молодцы, ребята, все овощи знаете.
- Зайка, а что там у тебя в корзинке? Это самые важные инструменты огородника. (показывает лопатку, грабельки, совочек, лейку, пакетики с семенами)
- Зайка, какой же сейчас огород, за окном снег, холодно.
- Будем делать зимний огород. На окошке. Там и тепло от батареи и солнышко светит.
- Ой, да у вас уже здесь что то растет!
- Да, тетушка Свёкла принесла обрезки и сказала их посадить в землю. У нас выросли листочки. Очень красивые.
- Да, красивые, да ещё и полезные! В них сила прячется богатырская. Кто их съест. Все болезни победит! Обязательно их в супчик покрошите.
- А я вам в подарок семена других полезных травок принёс. Витаминов в них очень много. Зимой очень полезны петрушка да укропчик. Как подрастут немного, сразу срезайте и кушайте на здоровье.
Тема: Горох Горохович.
Звенит звоночек. Появляется Зайка огородник и витамины.
_ Смотрите ребята, что мы вам сегодня принесли. (показывают горох) Что это? Это горошинки. А как вы думаете, почему они жёлтые, коричневые? Потому что его уже высушили, чтобы горох лучше хранился.
- Найдите на картинке зелёный горох. Горох в зелёных стручках – одно из любимейших лакомств на дачной грядке. Но он известен и как важный продукт питания.
- Кто знает, какие блюда можно приготовить из гороха? (кашу, пюре, суп)
- Издавна горох выращивали не только для вкусных гороховых супов и каш, но и для очень питательной гороховой муки. И выпекали хлеб, блины, пирожки. Известен Горох Горохович со времен царя Гороха!
- Сегодня нам на обед Елена Николаевна сварила вкусный суп из гороха. Какой суп? (гороховый). Кушайте очень вкусный и полезный суп.
Тема: Подарки от Гороха Гороховича
Звенит звоночек. Появляется Зайка огородник и витамины.
Горох Горохович несёт корзинку.
- Ребята, я решил снова к вам в гости прийти, да не с пустыми руками, а с подарками. (достаёт тарелочку с пророщенными семенами гороха)
- Взял я семена гороха, положил на блюдце, на ватку, налил немного воды и стал ждать. Посмотрите, что случилось с горошинками?
- У горошин появились маленькие росточки. А теперь мы посадим эти горошинки с росточками в землю.
- Сделайте ямку пальцем, положите туда горошину и присыпьте сверху землёй. Друг от друга горошины сажают на ширину ладони.
Если земля сухая, надо полить её. Когда горох поднимется немного над землёй, около него надо поставить тонкий прутик, за который он будет держаться, когда подрастёт.
- Скоро горох зацветёт, а там появятся у вашего гороха первые зелёные стручки.
- а теперь посмотрите, что у нас сегодня на ужин. Из чего сделали салат? Из зелёного горошка с лучком, да полили маслицем. Сколько в нем витаминов!
_ а где же взяли зелёный горошек, мы же его только что посадили.
- В магазине зеленый горошек продаётся в банках. Его мы кушаем зимой,в нем очень много витаминов и он очень полезный. Кушайте салат и не болейте
Тема : Королева овощей госпожа Тыква.
Звенит звоночек. Появляются витамины.
- Сегодня мы хотим познакомить вас с нашей госпожой.
Знакомьтесь, это наша королева Госпожа Тыква.
- Здравствуйте, ребята. Наконец-то я выбралась к вам в гости.
- Мои друзья витамины сказали, что сегодня на ужин у вас была запеканка из тыквы и яблок?
- Да, госпожа Тыква. К сожалению не все ребята её попробовали.
- Это потому что они видимо не знают как важно кушать тыкву.
Тыква самый большой овощ на земле. Она может весить до 100 кг. Поэтому к тыкве относятся с большим уважением. Тыкву удобно выращивать: она неприхотлива, растет даже без ухода, а из-за своей величины не пользуется популярностью у воров.
- Но это ещё не всё. Посмотрите, какая красивая тыква. На что она похожа?
- Давайте отрежем кусочек. Смотрите, внутри она ярко оранжевого цвета, как солнышко. В ней очень много полезных веществ и наших друзей витаминов тоже очень много. Если вы будете кушать тыкву у вас не будет болеть животик и ваше сердечко будет четко работать.
- готовит ли вам мама дома блюда из тыквы?
- Я оставлю вам в подарок книгу сказок про тыкву. Почитайте.
А для ваших мам книгу рецептов. Кушайте тыкву и не болейте.
Тема: Знакомимся с фруктами.
Звенит звоночек появляются витамины. У них - чудесный мешочек.
(игра «Угадай овощи»)
- А теперь, отгадайте загадки. (загадывают загадки про фрукты)
- как можно назвать их одним словом? (фрукты)
- где растут овощи? Фрукты?
- какие фрукты растут у бабушки на даче?
- А какие фрукты привезли из жарких стран, где не бывает снега?
(апельсин, лимон, хурма, персик)
- Какие любимые у вас фрукты?
- что можно приготовить из фруктов (фруктовый салат, компот, кисель, варенье, повидло и т. д.)
- Давайте поиграем. Я сварила компот из яблок. Какой компот? (яблочный). Повидло из груш (грушевое) и т. д.
- Дорогие витамины, фрукты очень вкусные и полезные, но они так быстро портятся.
- Фрукты сушат. Их называют сухофрукты. Смотрите это сушёное яблоко, это груша, это виноград (изюм, это абрикос (курага, это слива. Их можно есть и так, но лучше из них сварить компот. В нем тоже много витаминов и он очень вкусный.
Тема: Друзья сухофрукты.
Звенит звонок. Появляются витамины с подносом, на котором горками разложены сухофрукты.
- Сегодня у нас для вас сладкие подарки из жарких стран, где не бывает зимы.
- У нас холодно, за окном снег. Деревья стоят голые.
Витаминов очень мало. Вот люди и придумали сушить летом фрукты и ягоды, чтобы можно было и зимой ими лакомиться.
- Посмотрите, как красиво на подносе.
Оранжевая курага – это сушёный абрикос. Цвет как у солнышка.
Она очень полезна детям так, как помогает им быстрей расти.
Вот этот фиолетовый господин – инжир. Он улучшает аппетит, помогает пищеварению. В нем есть маленькие косточки, как у клубники. Он похож на ириски.
Горка изюма. Это сушёный виноград. Вы любите виноград? Изюм
Тоже очень вкусный, сладкий. Благодаря ему наш организм борется с микробами и не болеет. Его хорошо кушать с зелёным чаем.
Финики. Растут на финиковой пальме. Укрепляют мышцы и кости, чтобы вы могли быстро бегать и высоко прыгать. А ещё они тоже очень сладкие и повышают аппетит.
А это чернослив. Сушёная слива.
Очень помогает, когда плохо работает животик.
Из сухофруктов варят компот. Вот компот из кураги. Пейте на здоровье. Угощайтесь сухофруктами.
Тема: Синьор Лимон.
Звенит звонок, но витамины не появляются. Зато появляются злые микробы.
- Мы на месте. Смотрите сколько здесь ребят. Сейчас мы их будем заражать разными болезнями. Мы любим, когда дети болеют, у них температура, болит голова, живот, они пьют таблетки. Здорово!
- Ничего подобного, мы вас не боимся. Ребята, что нужно делать, чтобы не болеть. Давайте вспомним, чему нас учили наши друзья витамины. (дети отвечают)
- А, кстати, где же они. Звоночек прозвенел, а их всё нет.
- Они и не придут. Мы их закрыли в подвале. На огромный замок. Им не выбраться.
- А мы знаем, что не все ребята любят кушать овощи. Вот мы их сейчас найдём и заберёмся к ним, чтобы они заболели.
- Нет, нет мы не позволим обижать наших друзей!
- Наконец то, дорогие витамины! Как же вам удалось выбраться?
- Нам помог наш друг Синьор Лимон. Мы как раз собирались к вам вместе приехать, но микробы нас закрыли в подвале.
-Дорогой синьор Лимон, не могли ил вы прогнать эти злые, противные микробы?
- С большим удовольствием! Я хоть и кислый на вкус, но во мне столько много витамина С, что ни один микроб не останется в живых. А ну-ка!
- Ой! Ай! Спасите! Умираем! Лимон нас победил!
- Какой вы сильный!
- Да! Я очень сильный и Очень полезный! Меня обязательно нужно кушать и взрослым и детям!
-Простите, но вы такой кислый. Не всем по вкусу…
- Возьмите дольки лимона и добавьте в чай. Он сразу станет ароматным и полезным! А ещё меня можно есть с сахаром.
- У нас на ужин как раз чай с лимоном.
- Приятного чаепития!
Тема: Витамины и витаминки.
Звенит звоночек. Появляется Зайка огородник.
- Зайка, почему ты такой грустный? И почему ты один? Где же наши друзья витамины?
- Ой! Ой! Боюсь, что дело плохо. Злые микробы испортили все овощи и фрукты, которые хранились у меня в погребе. Их и так осталось совсем мало. Как же без витаминов? Скоро микробы будут здесь, и нас уже никто не спасёт. Микробы нас точно заразят какой ни будь болезнью.
- Надо нам позвать нашу медсестру Тамару Викторовну. Она точно знает, что делать.
- Здравствуйте, ребята, что у вас случилось? (дети рассказывают)
- Не волнуйтесь, смотрите, кто со мной пришёл. (достаёт куклы витамины)
- А как же так. Овощи и фрукты пропали, а витамины с нами? Чудеса!
- Чудеса! Умные дяди и тети, учёные, долго думали, как победить злые микробы и придумали Витаминки.
Их специально делают на заводе для детей и взрослых. Они очень полезные, особенно зимой и весной, когда овощей, фруктов, и зелёных листочков становится мало, а наш организм устал от холода.
- Витаминки бывают разные: и шарики, и таблеточки, и медвежата, и рыбки. Они сладкие и вкусные, но это не конфетки!
Нельзя витаминки кушать самим! Их должны дать вам или мама, или врач.
- Я вам принесла витаминки для вашего здоровья. Не болейте!
Список литературы:
1. Формирование у дошкольников здорового образа жизни (элемент – медицинская активность) : учебно – методическое пособие (А. А. Окшина и др.). Ульяновск. 2013.
2. Разговор о правильном питании: Рабочая тетрадь. (М. М. Безруких, Т. А. Филиппова. – М. : ОЛМА Медиа Групп, 2010.)
3. Кулик Г. И., Сергиенко Н. Н. Школа здорового человека. Программа для ДОУ. – М: ТЦ Сфера, 2010
4. Как быть здоровым? Хрестоматия для чтения детям дошкольного и младшего школьного возраста ( составители: Ошкина А. А. и др. – Тольятти: Издательство фонда»Развитие через образование»). 2003.