Марина Зайцева
Мастер-класс «Использование элементов проблемно-диалогической технологии в образовательном процессе ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы дошкольники ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на занятии изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.
Постановка проблемы – это этап формулирования темы занятия или вопроса для исследования.
Публикация «Мастер-класс „Использование элементов проблемно-диалогической технологии в образовательном процессе ДОО“» размещена в разделах
Поиск решения – этап формулирования нового знания. Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения дети осуществляют в ходе специально выстроенного педагогом диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ребёнку работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы дети осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т. е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.
Побуждающий диалог имеет «Сужающуюся» структуру: начинается с общего побуждения, призыва к мыслительной работе (Какие у вас есть идеи? догадки). Продолжается подсказкой, намёком, дополнительной информацией, заканчивается сообщением нужной мысли. Как минимум должны фигурировать две гипотезы – ошибочная и решающая. Каждую надо выдвинуть и проверить. Сначала целесообразно проверить ошибочную, затем решающую. Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление детей. На этапе постановки проблемы педагог пошагово подводит дошкольников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.
В ходе организации процесса познания педагогу необходимо уметь грамотно сформулировать продуктивный вопрос, который будет вызывать умственные усилия ребёнка, будет стимулировать развитие мыслительных операций (сравнение, наблюдение, обобщение, анализ, синтез и др.).
Конструкции развивающих вопросов и заданий
Типы вопросов и заданий
Вопросы
Репродуктивные-опираются на восприятие, память детей.
Кто? Где? Когда? Что? Что изображено на картине.? Какое время года.? Дайте определение? Перескажите… Повторите… Вспомните… Опишите… Исправьте ошибки… Приведите примеры…
Продуктивные –опираются на воображение и мышление.
Эвристические
Какова главная идея, мысль.? В чем суть явления.? В чем причина.? Чем можно объяснить, что.? Какие условия необходимы для того, что бы? Какой вывод вы предлагаете сделать.? На каком основании вы сделали такой вывод.? Как понимаете, что такое? Чем отличается? Какая разница? К какому выводу мы с вами пришли? Согласны ли вы с утверждением? Почему? Обобщите.? Объясните.? Систематизируйте.?
Проблемно-посковые
Как решить другим способом.? Почему лучше этим способом? В чем недостатки? Мы использовали разные доказательства. Почему они возникли? Объясните, в связи с чем.? Докажите.? Сравните.?
Творческие
Сочините… Придумайте… Подумайте, как сделать так, что бы.? Как использовать это знание? Ваш прогноз? Что изменится, если.?
Проблемно-диалогическая технология – это способ организации активного взаимодействия субъектов образовательного процесса с проблемно поставленным содержанием. Стержневым понятием проблемного образования является проблемная ситуация, с помощью которой моделируются условия исследовательской деятельности. Проблемные ситуации обусловливают порождение познавательной мотивации и мышления детей, направленных на поиск, «открытие» нового. А сейчас я представлю вашему вниманию авторскую дидактическую игру «Хищные и травоядные животные Краснодарского края» с использованием проблемно-диалогической технологии.
Возраст детей 6-7лет Новые первичные представления Кавказский лесной кот (кошка) живет в лесу в Краснодарском крае. Охотится, какое животное, чем питается. Пищевые цепочки. Цель воспитателя Формировать представление о жизни и питании животных через игровую деятельность. Имеющиеся первичные представления, которые могут быть актуализированы в НОД Различают и знают хищных и травоядных животных Краснодарского края. Сюжетно-дидактическая игра (название и краткое описание) Дидактическая игра «Хищные и травоядные животные Краснодарского края» Педагог предлагает детям разделить всех животных на хищников и травоядных. Дети выбирают картинки с животными называя их, помещают с нужной схемой и говорят хищное это животное или травоядное. – Это лиса. Она хищная. Она ловит мышей. Подбирают картинки чем питается. Предполагаемая цель ребёнка Разложить картинки хищных и травоядных к графическим схемам. Выстроить пищевую цепочку. Игровая ситуация для мотивационного этапа Воспитатель открывает коробку с игрой. – Ребята, в нашей игре лежат новые картинки. Как вы думаете, зачем? – Вы мне поможете разобраться? Этапы деятельности Действия детей Задачи Образовательные области Мотивационный этап Эмоционально откликаются помочь воспитателю Стимулировать познавательную мотивацию ПР
Ориентировочный этап
Осознают и формируют ключевыми словами травоядные, хищные животные, пищевая цепочка.
Развивать целенаправленность работе речь как средство общения
СКР
РР
Исполнительский этап
1. Разложите картинки травоядных животных к нужной схеме. Разложите картинки хищных животных к нужной схеме. Составьте пищевую цепочку кто чем питается. Изобразите как передвигается это животное.
Формировать первичные представления о травоядных и хищных животных, умение классифицировать их. Развитие связной речи, обогащение активного словаря, взаимодействие в игре. Развитие двигательной активности.
СКР
ПР
РР
ХР
2. Показать картинку Кавказского лесного кота. – Кто это? Где живет? Это Кавказский лесной кот.
Вспомните сказку «Кот который гуляет сам по себе».
В каких русских народных сказках кот живет в лесу? С кем жил? Чем занимался? Какой группе отнесем? Составьте пищевую цепочку для кота.
Познакомить с хищным животным Кавказский лесной кот.
СКР
ПР
РР
ХР
Рефлексивный этап Что Вам особенно понравилось. Дети выражают свои эмоции.
Формировать положительное отношение к совместной деятельности.
СКР
Перспективный этап Вы сегодня очень здорово изображали животных с помощью движений. А как еще можно изобразить животное?
Развивать самостоятельность и целенаправленность своих действий.
СКР
Вопросы для подведения итогов Ребята, что нового Вы сегодня узнали? Чему Вы научились? Задание на закрепление новых первичных представлений Ребята, посмотрите с родителями в интернете и узнайте какие животные являются родственниками Кавказского лесного кота. Вопросы для рефлексии Что Вам особенно понравилось? Что запомнилось и было особенно интересно? Перспективный этап Ребята, у нас с Вами много игрушек животных хищных и травоядных. В какие игры мы можем поиграть? (Зоопарк, Лес). Сделать макеты для игры.