Светлана Абашева
Использование элементов здоровьесберегающих технологий в работе с обучающимися с нарушениями интеллектуального развития
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование элементов здоровьесберегающих технологий в работе с обучающимися с нарушениями интеллектуального развития».
Абашева С. Н.,
учитель начальных классов МКОУ «ОШ №5 г. Глазова»
Здоровьесберегающие технологии являются основным направлением в работе педагогов коррекционных школ. Системой работы является : проведением зарядки перед началом первого урока, игры на переменах, прогулки на свежем воздухе, а так же применение здоровьесберегающих технологий особенно необходимо для обучающихся с интеллектуальными нарушениями в развитии. Дети с интеллектуальными нарушениями в развитии особенно нуждаются в помощи взрослых, педагогов, воспитателей для сохранения и укрепления их здоровья.
Публикация «Использование элементов здоровьесберегающих технологий в работе с обучающимися с нарушениями интеллектуального развития» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ в школе. Уроки здоровья, внеклассные и классные часы
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗПР. Задержка психического развития
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
В современном мире дети стали вести неподвижный образ жизни, их больше привлекает телевизор, компьютер, игры в телефонах и. т. д. Мы же должны научить детей ценить, беречь и укреплять здоровье.
Для организации благоприятного климата в классе на уроках для более эффективного достижения общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых в течение нескольких лет я использую на своих уроках элементы здоровьесберегающих технологий. Прежде всего, я учитываю физиологические и психологические особенности детей и использую такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость. 2 слайд Очень важен положительный эмоциональный настрой перед началом урока.
Например, урок можно начать с таких слов: «Сегодня возле нашей школы я встретила солнышко, которое пришло к нам в гости. (показываю игрушку - солнце) Но солнышко это не простое, а волшебное. Кто возьмет его в руки, тот станет самым ласковым и добрым ребенком в мире. Давайте проверим! (Передаем солнышко, говоря друг другу ласковое слово). Это правда, мы стали самыми добрыми и ласковыми.»
Положительный эмоциональный настрой на уроке снимает страх, создает ситуацию успеха.
3 слайд Для снятия эмоционального напряжения использую мини-игры :
Например:
Секретики. Сшить небольшие мешочки (примерно 10 на 15 см) одной расцветки. Насыпать в них различную крупу (набивать не туго) — манку, рис, горох, фасоль, гречку и т. п. Предложить детям, испытывающим эмоциональный дискомфорт, отгадать, что же такое находится в мешочках? Дети мнут мешочки в руках, переключаются на другую деятельность, уходя таким образом от негативного состояния.
4 слайд Смена видов деятельности – это прием, который заключается в целесообразном чередовании учителем в ходе урока различных видов деятельности детей с целью снижения усталости, утомления, а также повышения интереса учащихся.
Например: работа с учебником, просмотр видеороликов, работа в тетрадях, наблюдения, работа с карточками и т. д.
5 слайд Физкультминутки естественный элемент урока, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Детям нравятся физкультминутки в стихотворной форме.
Например:
Буратино потянулся, - поднимаем ручки вверх и встаем на носочки
Раз – нагнулся, - наклоны вперед, доставая пальчиками до пола
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в стороны развел, - разводим руки в стороны
Ключик видно не нашел. - качаем головой
Чтобы ключик нам достать, - поднимаем ручки вверх
Нужно на носочки встать. - тянемся вверх, вставая на носочки
6 слайд Так же в своей работе я использую :
- гимнастику для глаз
- упражнения, корректирующие осанку
-упражнения для кистей и пальцев рук
Гимнастика для глаз полезна в целях профилактики нарушения зрения, снятия напряжения с глаз. Например: (проведем)
Веселая неделька
Всю неделю по — порядку,
Глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту. (Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна, снимает глазное напряжение).
Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда. (Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; снимает глазное напряжение).
В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать. (Жмуримся и открываем.)
Упражнения для осанки.
Например:
«Мельница». Одна рука на поясе, другая поднимается и описывает круги с ускорением темпа, вперед и назад. Затем руки нужно поменять.
Пальчиковая гимнастика снимает нервно-психическое напряжение, напряжение в руке, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи.
Например:
Стоит стол на толстой ножке,
Рядом стульчик у окошка. (Кулак, сверху ладошка. Затем ладошка вертикально, а кулак прижат к ладони.)
7 слайд Дыхательная гимнастика помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей.
Упражнения на дыхание: 8 слайд «Раздуй снежинки», «Задуй свечи на торте».
8 слайд На уроках часто применяю игровую технологию.
Игровая технология на уроках способствует формированию устойчивого интереса к учению, снимает напряжение. В процессе игры ребенок обогащает свой внутренний мир, овладевает речью в общении с другими людьми. Дети с большим интересом и вниманием воспринимают материал.
Например: сюжетно - ролевые игры «Магазин», дидактические игры «Исключи лишнее».
9 слайд Большое оздоровительное значение в режиме дня обучающихся имеет подвижная перемена. Игры это хороший отдых между уроками. Они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.
В содержание динамической перемены входят общеразвивающие и коррекционные упражнения, подвижные игры, элементы спортивных игр. Игры должны быть простыми и доступными : «У медведя во бору.», «Море волнуется…», «Угадай чей голосок» и др.
Каждому учителю нужно искать самые оптимальные пути обучения и воспитания обучающихся, умело использовать педагогические технологии, для того, чтобы учебно – воспитательный процесс был радостным, доступным, здоровьесберегающим.