Жанна Т
Консультация для родителей «Как бросить вызов самому себе»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
В современном мире, где люди не представляют свою жизнь без интернета, даже дети дошкольного возраста уже мечтают стать блогерами, психологи получают многочисленные запросы от родителей с просьбами, а иногда и с мольбой о помощи перенаправить внимание детей с телефона на более полезные и нужные дела. В настоящее время мало найдется школьников, у кого не окажется гаджета с ограниченными функциями, без пакета услуг. Родители бьют тревогу по поводу длительного «зависания» ребенка в различных социальных сетях или в играх в мобильном приложении. Как же сложно справиться маленькому человеку с таким соблазном, если и взрослые не выпускают телефон из рук? А ведь каждый родитель старается «не ударить в грязь лицом» и приобрести смартфон с расширенными функциями. Возникает дилемма: как при наличии новой модели телефона ограничить для своего чада время его использования?
Публикация «Консультация для родителей „Как бросить вызов самому себе“» размещена в разделах
По мнению специалистов, предрасположенность к любым зависимостям запрограммирована в мозге. И если мы будем бороться с зависимостью от телефона или компьютера, то в подростковом возрасте может произойти замещение данной зависимости на другую (алкоголь, курение, наркотики, игроманию). Поэтому важно знать физиологические особенности ребенка, чтобы вовремя оказать ему помощь.
Так есть ли решение данной проблемы? Казалось бы, установил родительский контроль, и проблема решена. Но не все так просто. Возникают трудности следующего характера. Далеко не всех детей эта программа останавливает - многие попросту научились ее взламывать. Второй вопрос: в какой форме ставить контроль? Ограничивать ли время в сети, или только блокировать некоторые сайты? Эксперты считают, что нужно сделать и то, и другое. Главная задача – добиться того, чтобы ребенок начал сам контролировать свое время. Но в этом то вся сложность и состоит.
Мнения здесь разделились. Одни считают, что родительский контроль подрывает доверие. Родители вмешиваются в личное, пусть и цифровое, пространство ребенка. Поэтому многие мамы и папы выступают за устный договор, без блокировок и отключения интернета. Многие полагают, что ребенок, которому запрещают, например, регистрироваться в соцсетях, может чувствовать себя не таким, как все. А подростку важно быть “как все”. Запреты могут привести к социальной изоляции и снижению самооценки. Второй момент – это цифровая грамотность. Важно, чтобы ребенок ею обладал.
Другие абсолютно уверены в необходимости контроля. Они придерживаются мнения: пусть техника сама контролирует. И родителям не надо постоянно следить, и ребенок постепенно привыкнет, что на игры у него, например, два часа в день. Но это надо правильно преподнести ребенку - спокойно и доходчиво. Например, “ты можешь играть в игры, но больше двух часов в день это делать вредно. Поэтому мы установим тебе приложение, которое будет ограничивать время”. Важно сохранять спокойный тон. Поэтому самый оптимальный вариант - установить правила. Например, “ты можешь сидеть в соцсетях, но ограниченное время”. Какое именно время, решается индивидуально. Если ребенок старательный, хорошо все успевает, можно времени дать побольше. Здесь опора делается на доверие. Родители должны вместе с ребенком установить правила и обязательно их где-то записать, зафиксировать. То есть не мама единолично что-то запрещает, а она договаривается с ребенком. И обязательно - разговор о том, что будет, если ребенок нарушит договор.
Итак, речь идет о возрастающей с каждым годом доле самостоятельности ребенка. Нельзя оградить ребенка от мира, но можно научить его безопасно взаимодействовать с этим миром. Это мнение одной группы людей, но есть и другое мнение.
Существует такое понятие, как произвольность психических процессов. Это умение запомнить то, что не запоминается, и быть внимательным к тому, что не совсем интересно. Взрослые люди могут управлять своим вниманием, волей и т. д. произвольно. За формирование произвольности у детей и развитие самостоятельности, осознанности, как факторов целенаправленной деятельности, отвечают лобные доли головного мозга. Эти области мозга формируются к 4-7 годам. В это время дети и начинают контролировать свои действия. Это и есть задатки произвольности. У ребенка эта произвольность формируется только к 11 годам и то далеко не всегда. До этого все его психические функции работают спонтанно, и не поддаются его контролю. Он еще не умеет с ними обращаться. Пока ребенок не может управлять своими психическими функциями самостоятельно, эта задача ложится на плечи родителей. В частности, функции контроля и ограничения. Поэтому не стоит рассчитывать на то, что ребенок будет следовать договоренностям. И это не потому, что он такой недобросовестный, а потому, что договоренности — это что-то из мира взрослых, где люди уже могут нести ответственность за свою психическую деятельность. При этом договоренности создавать полезно, чтобы ребенок как раз учился их соблюдать. Поэтому от родителей требуется помощь ребенку в контроле. Постепенно этот контроль из внешнего, родительского, станет внутренним, произвольным контролем ребенка. И он сможет сам себя ограничивать. До тех пор желательно создать условия, при которых он не будет иметь возможности сидеть за ноутбуком в любое время дня и ночи неограниченное количество часов.
И, конечно же, самое главное — это помнить, что, если у ребенка нет возможности уйти в мир игр и социальных сетей, у него должна быть здоровая альтернатива в виде игр и общения в семье или в кругу друзей. А то ведь бывает, что родители лишают ребенка телефона, а сами погулять не отпускают, общаются только по праздникам и вообще родительские функции сводят только к кормёжке и контролю. Воспитание — это всегда баланс между контролем и поддержкой. Кроме ограничений и запретов ребенку надо давать и то, что он пытается восполнить телефонами, планшетами и ноутбуками. Иначе эта договоренность будет выглядеть не очень честной, и вряд ли добавит ребенку психологического здоровья.