ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА КОЛЕСНИКОВА
Семинар-практикум для родителей «Как адаптировать ребенка к детскому саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Основные цели семинара :
обозначить совместными условиями проблемы, которые возникают в адаптационный период, и выявить их причины;
расширить представление родителей об особенностях адаптации ребенка к условиям детского сада, о факторах, влияющих на ее успешное протекание.
Организация семинара предусматривает предварительную работу. Перед мероприятием педагог-психолог готовит и передает каждому родителю документы :
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Как адаптировать ребенка к детскому саду“» размещена в разделах
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
информационную папку с памяткой «Как помочь ребенку в адаптационный период»
бланк заявления о согласии на психологическое сопровождение воспитанника в ДОО»
Анкеты «Условия семейного воспитания», «Во что играют дети дома?»
Заявление и анкеты заполняются дома, а затем передаются педагогу-психологу для обработки информации.
Семинар-практикум состоит из трех частей: теоретической, интерактивной, заключительной.
Во вступительной — теоретической части участники знакомятся с организационными моментами мероприятия, слушаю выступления педагогов и специалистов по теме семинара.
Основная — интерактивная часть включает несколько форм взаимодействия участников: психологическую «разминку», анкетирование, дискуссию, решение проблемных задач, проведение игр и т. д.
В заключительной части участники проводят рефлексию, воспитатели организуют «сюрпризный момент». После мероприятия воспитатели совместно с педагогом- психологом анализируют итоги встречи, фиксируют предложения родителей, которые в дальнейшем учитываются при разработке плана взаимодействия на учебный год.
Какие вопросы включить в программу семинара-практикума
На данном семинаре необходимо рассказать родителям о том, какие трудности испытывает ребенок, приходя в детский сад, каковы их причины, как протекает адаптация в норме и когда следует говорить о дезадаптации.
Так, благоприятный возраст для поступления в ДОУ- 3 года. В этот период у ребенка формируется осознание собственного «я», т. е. Он начинает воспринимать себя как отдельного индивида, постепенно уменьшается степень зависимости от родителей. Однако нередко ситуация развивается для младшего дошкольника не самым благоприятным образом.
Если ребенок от природа боязлив, не умеет постоять за себя,не любит большую, шумную компанию, детский сад станет для него «испытанием». Он не сможет адаптироваться в детском коллективе и еще больше замкнется в себе. Это может привести к психологическому дискомфорту.
Проблема адаптации к условиям детского сада возникает тогда, когда ребенок не может найти общий язык со сверстниками. Это связано с его самооценкой. Обладая завышенной или заниженной самооценкой, дошкольник неправильно позиционирует себя в коллективе, т. е. Просто не знает, как общаться с другими детьми, и не умеет этого делать. Поэтому сверстники не хотят играть с ним, обижают его, отбирают игрушки, дразнят его и т. д.
У ребенка склонного к невротическим расстройствам, в период адаптации может проявляться беспокойство, страх, депрессивные реакции (заторможенность, вялость, особенно это заметно у детей, эмоционально зависимых от родителей.
Нелегко придется в детском саду ребенку который привык к тому, что взрослый потакают любым его капризам. Он столкнется с первыми запретами, поймет, что не все дозволено и ни дети, ни воспитатели не станут делать поблажки. Другая проблема — слишком робкие и стеснительные дошкольники. Они неохотно идут на контакт с другими детьми и становятся «мишенью» для задир.
Излишняя строгость со стороны воспитателя может вызвать страх перед детским садом даже у коммуникабельного и психологически подготовленного ребенка и стать причиной дезадаптации.
В норме дети адаптируются к детскому саду в течении 3-6месяцев. Если этот процесс затягивается, возникает дезадаптация.
Существует выражение «не садовский ребенок». Если ребенок отказывается посещать ДОУ в течении полугода и более, то родителям стоит задуматься, нужно ли его травмировать и продолжать водить дальше.
Дезадаптация встречается редко, но при этом плохо отражается на организме ребенка. Наиболее частое последствие — нарушение ночного сна, которое свидетельствует о сильном стрессе, пережитом в течении дня. Бывает, что ребенок стесняется ходить в детском саду в туалет.
Последствием дезадаптации могут быть проблемы со стулом (запоры, понос, тошнота, рвота, энурез, проявляющиеся перед выходом из дома в детский сад или в период пребывания в нем (часто — во время дневного сна).
Какие рекомендации следует дать родителям
Итогом участия в семинаре для родителей должны стать не только знания о проблеме адаптация ребенка к ДОУ, но и главным образом рекомендации, советы педагога-психолога и воспитателей.
Перечислим некоторые рекомендации, которые следует озвучить и обсудить с родителями в ходе семинара-практикума.
Когда ребенок начинает посещать детский сад, дома все должно оставаться по прежнему. Это касается режима дня и правил поведения.
В первые дни родители могут предложить ребенку взять с собой в группу любимую игрушку, сказав: «Мишка хочет пойти в гости в детский сад, а ты будешь его провожатым». В новой обстановке игрушка поможет ребенку успокоиться, отвлечет его внимание от грустных мыслей. Скорее всего, он захочет поиграть в нее с другими детьми.
Нельзя стыдить ребенка за слезы и нежелание идти в детский сад, особенно в присутствие других детей и родителей. Фразы типа «АЙ-АЙ-АЙ», какой плакса, как не стыдно плакать» даже от чужих взрослых могут нанести еще больше травму и продлить процесс адаптации. Не следует сравнивать поведение ребенка с поведением других детей.
Нежелательно, чтобы ребенок видел, как плачут другие дети. При расставании, увидев слезы сверстников, он может заплакать, даже если «не собирался». Поэтому следует приводить ребенка в детский сад чуть раньше или чуть позже, чем остальные родители.
Если приобщать ребенка к режиму дома, он легче адаптируется к режимным моментам в детском саду. Нужно как можно раньше приучать дошкольника к закаливающими и гигиеническим процедурам.
Самое главное, что должны делать родители, демонстрировать заботу и любовь.
Семинар практикум
«Адаптация дошкольников к условиям ДОУ»
Задачи:
определить способы оказания помощи детям в адаптационный период;
сформировать у родителей представление об игровых методах и приемах, которые способствуют успешной адаптации и социализации дошкольников;
укрепить сотрудничество педагогов и родителей.
Оборудование: информационный папки с приложениями, анкеты и опросники, листы белой бумаги, карандаши, маркерная доска, фломастеры, «Дерево успеха», яблоки вырезанные из цветной бумаги (трех разных цветов)
Ход семинара-практикума
вступительная часть — теоретическая
Начинается семинар с теоретической части, в ходе которой выступают специалисты детского сада :
заведующий ДОУ знакомит участников с организационными моментами проведения мероприятия;
медицинский работник рассказывает о культурно-гигиенических навыках, необходимости их формирования у детей, о причинах по которым ребенка могут не принять воспитатели в группу и др;
воспитатели рассказывают о режиме и распорядке дня в группе, предстоящих занятиях, методах и приемах работы с детьми, годовых задачах ДОУ;
педагог-психолог рассказывает об особенностях адаптации дошкольников к условиям ДОУ.
Далее семинар продолжает педагог-психолог, который вступает одновременно в роли ведущего и эксперта.
Основная часть — интерактивная
После теоретической части ведущий предлагает участникам поиграть. Для этого они произвольно рассаживаются за столы. На столах заранее разложены перевернутые листочки с указанием того, какую роль родители, севшие за данный стол, будут играть — администрация ДОУ, воспитателей, родителей, детей. Таким образом они образуют 4 команды. Каждой команде помогает один из воспитателей ДОУ. Руководит хороводом игры ведущий.
1- й этап — психологическая разминка
каждая команда получает задание:
изобразить летающего человека (фантазер который живет на крыше)
«нарисовать» в воздухе подарок для команд соперников, которые должны угадать его;
изобразить жестами и мимикой, как воспитатель выражает недовольство поведением ребенка;
2-й этап — «Знаете ли вы своего ребенка?»
Ведущий раздает родителям опросник. Они отвечают на вопросы.
Какое занятие у вашего ребенка самое любимое?
Кто, по мнению ребенка, в семье самый красивый?
Что больше всего любит кушать ваш ребенок?
Какое блюдо у вашего ребенка самое нелюбимое?
Какая любимая сказка или мультфильм?
Как зовут лучшего друга или подругу вашего ребенка? Напишите их имена.
Затем ведущий рассказывает о важных факторах адаптации детей к ДОУ. Один из них темперамент ребенка. После небольшого сообщения на эту тему ведущий предлагает родителям определить тип темперамента своего ребенка с помощью анкеты исследования «Тип темперамента»
А Б В Г
Поведение Неуравновешенное В меру уравновешенное Достаточно уравновешенное Очень уравновешенное
Эмоциональное переживание Сильные кратковременные Поверхностные, кратковременные слабые Глубокие долговременные
Настроение Неустойчивое, бодрое Устойчивое, жизнерадостное устойчивое Неустойчивое, пессимистическое
Речь Громкая, радостная, неравномерная Громкая, резвая, постепенная монотонная Тихая, с одышкой
Терпение слабое умеренное крепкое Очень слабое
Адаптация хорошая отличная умеренная тяжелая
Коммуникабельность высокая умеренная невысокая Низкая (замкнутость)
Поведение агрессивное миролюбивое сдержанное истерическое
Отношение к новому (восприятие нового) Позитивное негативное равнодушное оптимистическое
Всего баллов:
Родители заполняют анкету, затем подсчитывают количество отметок в каждом столбике. Ведущий им помогает. Тип темперамента, по которому набрано самое большое количество баллов, - основной:
А — холерик, Б - сангвиник, В- флегматик, Г — меланхолик.
Далее ведущий переходит к следующему фактору, который влияет на адаптацию вновь поступивших детей, - психологической компетентности педагогов. Рассказывает родителям о том, что данному вопросу в ДОУ уделяется особое внимание. С целью повышения психологической грамотности с педагогами проводятся специальные занятия. Результаты тестирования в конце учебного года показали положительную динамику развития педагогического коллектива в этом направлении.
3-й этап - дискуссия на тему «Что влияет на адаптацию ребенка к условиям ДОУ?»
Каждая группа участников выдвигает факторы, которые влияют на адаптацию ребенка к условиям ДОУ. Затем вместе с ведущим обсуждают результаты и складывают на доске оптимальную схему с помощью карточек разного цвета.
4-й этап - «Успешная адаптация ребенка» - обязанность или задача взрослых?»
Ведущий просит участников каждой команды продолжать фразу: «Чтобы адаптация проходила более успешно, надо.». Участники отвечают от имени того, кого они представляют. На выполнение здания дается 5 минут. Помощники команд (воспитатели)собирают ответы и передают их ведущим. Затем участники отвечают а вопрос: «Какие могут возникать трудности при адаптации?» После чего приглашается один из участников от каждой команды, который озвучивает, что было самым важным в ответе на оба вопроса.
5- й этап - «Главные воспитатели в жизни ребенка — родители»
Ведущий предлагает участникам придумать 3 способа (стратегический, тактический, фантастический) помощи дошкольникам в адаптации от лица родителей. Затем они вместе обсуждают результаты работы.
6-й этап - «Анкетирование»
Воспитатели раздают родителям опросники «Знаю ли я своего ребенка?» с ответами детей. Дошкольники отвечали на аналогичные вопросы на кануне мероприятия. Ведущий предлагает участникам сравнить свои ответы с ответами детей. Часто ответы не совпадают. В этом случае ведущий тактично напоминает родителям о том, что нужно больше общаться с ребенком дома, уделять ему внимание, расспрашивать, как прошел день в детском саду.
7- й этап - «Ведущая деятельность дошкольников - игра»Далее ведущий рассказывает о том, как влияние на успешную адаптацию и социализацию дошкольников оказывают игры. Какие игры и игровые упражнения на развитие социального компонента, коммуникативных навыков следует проводить с детьми, которые только что поступили в детский сад. Приводит примеры: игры «А меня зовут.», «Комплименты по кругу», «Назови ласково соседа справа.», упражнение «Улыбка по кругу». Участники семинара проводят 1-2 игры.
После этого ведущий озвучивает результаты анкетирования на тему «Во что играют дети дома?», обсуждает с родителями выявленные проблемы, дает рекомендации по их решению.
Заключительная часть
Ведущий проводит рефлексию семинара-практикума : каждый участник записывает свой вариант окончания предложения: «Работая с группой, я понял (-а).» ответы передают ведущему.
Затем педагоги выходят из комнаты, а родители прикрепляют на «Дерево успеха» вырезанные из цветной бумаги яблоки:
красное «семинар понравился, я думаю что мое участие в нем поможет лучше узнать ребенка и улучшить его адаптацию»
желтое «Сомневаюсь, что данный семинар помог мне»
зеленое «Жалею, что принял (-а) участие в семинаре.
Сюрпризный момент. Педагоги возвращаются в кабинет и поощряют родителей за участие в семинаре, раздают магниты с символикой семьи, медальки или другие сюрпризы.
Анкета для родителей «Условия семейного воспитания»
Уважаемые родители!
Данная анкета поможет выявить факторы, которые влияют на развитие вашего ребенка. Ответьте на вопросы, выбрав подходящий вариант, или впишите го самостоятельно.
1. Ф. И. ребенком___Возраст___№ группы___
2. Какое настроение чаще всего бывает у ребенка на протяжении дня?___
3. Чем ребенок любит заниматься в свободное время?___
4. Есть ли у вашего ребенка привычки?
Да (укажите какие) ___
нет
5. часто ли ребенок : (нужное подчеркнуть)
злиться грустит
шутит плачет
капризничает смеется
замыкается в себе ластится к вам
6. Любит ли ребенок общаться с другими детьми?
Да
нет
7. Часто ли ребенок конфликтует с другими детьми?
Да
нет
8. Сформированы ли культурно-гигиенические навыки (может самостоятельно умываться, вымыть руки, одеваться, умеет завязывать шнурки, пользоваться ложкой и вилкой и др.)
да
нет
9. Можете ли вы сказать, что ребенок уверен в себе?
Да
нет
не знаю
10. Охотно ли ребенок :
играет один;
играет с другими детьми;
мастерит что-нибудь из конструктора;
ходит в детский сад;
принимает активное участи в праздничных мероприятиях;
учится читать и писать;
помогает вам;
убирает за собой;
выполняет физические упражнения.
11. Сколько времени вы проводите с ребенком?
Достаточно много
достаточно мало
очень мало
12. Часто ли ребенок мешает делать что -либо по дому?
Да
нет
13. Наказываете ли вы ребенка если он провинился?
Да
нет
14. Есть ли у ребенка какие-либо обязательства в семье?
Да
нет
15. Какой вид отдыха преобладает у ребенка?
Активный (прогулки, подвижные игры)
пассивный (телевизор, чтение книг)
смешанные
16. Сколько времени ребенок проводит за просмотром телепередач, фильмов/ мультфильмов?
Меньше 1 часа
1-2 часа
3 часа и больше
практически не смотрит
17. Ограничиваете ли вы своего ребенка в просмотре определенных фильмов и программ (картины насилия, жестокости, пропаганды вредных привычек и т. д.)
да
нет
18. что из продуктов питания ребенок считает самым лучшим?
сладости
сухую пищу (чипсы,кукурузные хлопья,или палочки)
обычное питание (первое, второе)
19. Сколько обычно спит ребенок?
Больше 11 часов
8-9 часов
меньше 8 часов
Анкета для родителей
«Во что играют дети дома?»
Уважаемые родители!
Данная анкета поможет определить особенности игровой деятельности вашего ребенка. Подчеркните в каждом вопросе те варианты ответа, которые соответствует действительности.
1. В какие игры ваш ребенок играет дома чаще всего?
а) подвижные (бегает, прыгает, играет с мячом, танцует и т. д.)
б) интеллектуальные (составляет слова, отгадывает ребусы, складывает мозайку, пирамидки);
в) технические (конструктор, машинки, паровозы, краны и т. д.)
г) сюжентно-ролевой (играет в куклы, одевает-раздевает их, изображает разные роли (членов семьи, какого нибудь героя и др.)
2. Как больше нравится играть вашему ребенку?
а) одному;
б) совместно с другими детьми
в) со взрослыми
3. Как часто вы играете со своим ребенком?
а) очень часто
б) когда как
в) очень редко
4) Кто чаще всего является инициатором вашей игры с ребенком?
а) вы сами
б) ребенок
в) кто-то другой
5) С какими игрушками чаще всего играет ребенок?
а) с купленными игрушками
б) с разными предметами, которые находятся дома, на улице.
«Знаете ли вы своего ребенка?»
Какое занятие у вашего ребенка самое любимое?
Кто, по мнению ребенка, в семье самый красивый?
Что больше всего любит кушать ваш ребенок?
Какое блюдо у вашего ребенка самое нелюбимое?
Какая любимая сказка или мультфильм?
Как зовут лучшего друга или подругу вашего ребенка? Напишите их имена.
«Знаете ли вы своего ребенка?»
Какое занятие у вашего ребенка самое любимое?
Кто, по мнению ребенка, в семье самый красивый?
Что больше всего любит кушать ваш ребенок?
Какое блюдо у вашего ребенка самое нелюбимое?
Какая любимая сказка или мультфильм?
Как зовут лучшего друга или подругу вашего ребенка? Напишите их имена.
«Тип темперамента»
А Б В Г
Поведение Неуравновешенное В меру уравновешенное Достаточно уравновешенное Очень уравновешенное
Эмоциональное переживание Сильные кратковременные Поверхностные, кратковременные слабые Глубокие долговременные
Настроение Неустойчивое, бодрое Устойчивое, жизнерадостное устойчивое Неустойчивое, пессимистическое
Речь Громкая, радостная, неравномерная Громкая, резвая, постепенная монотонная Тихая, с одышкой
Терпение слабое умеренное крепкое Очень слабое
Адаптация хорошая отличная умеренная тяжелая
Коммуникабельность высокая умеренная невысокая Низкая (замкнутость)
Поведение агрессивное миролюбивое сдержанное истерическое
Отношение к новому (восприятие нового) Позитивное негативное равнодушное оптимистическое
Всего баллов:
Родители заполняют анкету, затем подсчитывают количество отметок в каждом столбике. Тип темперамента, по которому набрано самое большое количество баллов, - основной:
А — холерик, Б - сангвиник, В- флегматик, Г — меланхолик.