Анна Владимировна Водянникова
Практикум для родителей в рамках родительского клуба «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Практикум для родителей в рамках родительского клуба «От А до Я» «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»
Цель: сохранение и укрепление психического здоровья детей; повышение функциональных и адаптационных возможностей детского организма; стимулирование сенсорного развития детей.
Уважаемые родители! Наша встреча посвящена периоду в жизни ребенка поступление в детский сад.
Публикация «Практикум для родителей в рамках родительского клуба „Игры в период адаптации ребенка к детскому саду“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры в период адаптации
- Игры для детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Адаптация – это приспособление к той или иной среде обитания. Ребёнок учится адаптироваться к новым социальным условиям – детскому саду.
Привыкание малыша во многом зависит от особенностей его нервной системы и таких неблагоприятных факторов как:
1.Состояние здоровья и уровень развития ребенка. Здоровый малыш быстрее и легче справляется с трудностями.
2. Факторы риска биологические (патология беременности и родов матери: токсикозы, болезни во время беременности) и социальные (нарушение режима, отсутствие дневного сна, неправильная организация бодрствования).
Любые неблагоприятные биологические факторы затрудняют адаптацию.
3. Возрастные особенности социального поведения определяют характер поведения ребенка: дети 1.5 – 2 лет легче адаптируются, чем 3-х летние. Считается, что мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.
4. Уровень адаптационных возможностей организма: активные, общительные, развитые дети быстрее меняют свое поведение в новых социальных условиях, легче происходит привыкание.
Период привыкания ребенка к новым социальным условиям делится на три этапа:
Острый период, или период дезадаптации: происходит рассогласование между привычным поведением малыша и требованиями новой среды. В это время наиболее выражены изменения во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, в речевой активности, игре, имеются изменения в деятельности нервной системы.
Подострый период, или адаптация: ребенок активно осваивает новую среду, вырабатывая соответствующие ей формы поведения. В это время постепенно нормализуется аппетит (в течение 10-15 дней, сон и эмоциональное состояние, медленнее развиваются игра и речевая активность (40-60 дней).
Период компенсации или адаптированности к данным социальным условиям, когда нормализуются все регистрируемые показатели.
Характер и особенности течения первых двух периодов позволили классифицировать адаптацию по степени тяжести: легкая, средней тяжести и тяжелая. При этом для детей дошкольного возраста основными параметрами установления тяжести течения адаптационного периода являются сроки нормализации поведения, частота и длительность острых заболеваний, проявление невротических реакций:
- легкая степень адаптации;
- средняя степень адаптации;
- тяжелая степень адаптации.
Период адаптации в среднем завершается в течение трех месяцев. Адаптация к условиям ДОУ в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить ребёнка к этому ответственному периоду.
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Ведь дошкольное учреждение это новое для него место с незнакомыми взрослыми.
Естественная реакция на новизну – это не только физический дискомфорт (напряжение мышц, учащение дыхания, когда ребенок исследует новое пространство, вынужден в нем ориентироваться, но и эмоциональное напряжение, когда преобладают эмоции тревоги, гнева. Ребенок переживает: «Как я без мамы? Не забудут ли меня здесь?». Привыкание дошкольника к детскому саду – процесс непростой, поскольку адаптивные возможности детского организма ограничены. Поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.
Помочь ребенку в этот период должны близкие ему люди. Чтобы снизить напряжение, необходимо переключать внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие. В дошкольном возрасте – это, в первую очередь, игра. «Язык» игр понятен и доступен любому ребенку. В процессе игры возникает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. В игре ребенок формирует определенные свойства личности.
Он получает возможность выражать свои эмоции, переживания, общаться со сверстниками, знакомиться с нормами и правилами жизни, получает внутреннюю свободу (играть с кем хочу, где хочу, сколько хочу, чем хочу). Порой у взрослых возникает желание поиграть. Но мы либо забыли, как это делать, либо стесняемся. Сегодня у нас есть возможность вспомнить детство и поиграть с удовольствием, от души. Затем можно провести эти игры с ребенком.
Предлагаем Вам несколько интересных игр с детьми двух-трех лет в период адаптации к условиям детского сада.
Эти игры способствуют:
• стабилизации психоэмоционального состояния;
• снижению тревожности, регуляции процессов возбуждения и торможения нервной системы;
• стимуляции познавательной активности, возбуждению интереса к исследовательской деятельности;
• стимуляции зрительных, слуховых, тактильных ощущений ребенка;
• развитию общей и мелкой моторики, координации движений.
Игра «Колючий ежик».
Цель: развитие мелкой моторики и координации движений, стимуляция речевой активности.
Оборудование: массажный мяч.
Ход игры:
Самомассаж оказывает на организм благотворное воздействие. Обучение простейшим приемам происходит в игре. На вашей ладони появляется необычный шарик. Вместе вы внимательно рассматриваете его. Оказывается, что он похож на ежика. Аккуратно кладете шарик на ладонь ребенка, прокатываете «ёжика» по каждому пальчику, начиная с большого пальца ведущей руки, и чуть дольше задерживаетесь на подушечке каждого пальчика. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру. Действия сопровождайте стихами:
Дай ладошку, моя крошечка,
Я поглажу тебя по ладошечке.
Ходит-бродит вдоль дорожек
Весь в колючках серый ёжик,
Ищет ягодки-грибочки
Для сыночка и для дочки.
Самомассаж кисти развивает мускулатуру пальцев рук, рефлекторно стимулирует соответствующие зоны головного мозга, помогает нормализовать состояние нервной системы, оказывая наряду с успокаивающим ещё и общеоздоровительный эффект.
Игра «Кто в кулачке?».
Цель: развитие мелкой моторики и координации движений, стимуляция речевой активности.
Ход игры.
Взрослый раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребёнку несколько раз, как это сделать, и просит повторить. Возможно, придется помочь ребёнку убрать большой палец в кулачек. Взрослый читает стихотворение и вместе с ребёнком выполняет движения.
Кто залез ко мне в кулачек?
Это, может быть, сверчок? (Сжать пальцы в кулак)
Ну-ка, ну-ка, вылезай!
Это пальчик? Ай-ай-ай! (Выставить вперед большой палец).
Игра «Что нам подскажут пальчики».
Цель: развитие тактильного восприятия, наблюдательности, обогащение сенсорного опыта, стимуляция познавательной активности.
Оборудование: природные материалы различной фактуры: каштан, грецкий орех, шишка, деревянный ребристый карандаш, гладкий камушек; геометрические формы: кубик мячик; фрукты и овощи; мелкие или средние игрушки.
Ход игры:
Ребенок осваивает окружающий мир с помощью органов чувств. В частности, через тактильное восприятие, чувствительность рук. Если в детском возрасте не тренировать движения и не обогащать сенсорный опыт (то, что мы чувствуем и воспринимаем через органы чувств, то, повзрослев, человек не будет обладать достаточной пластичностью ума, чтобы уметь легко приспосабливаться к различным обстоятельствам. При этом развивается чувствительность рук, активизируется внимание. К тому же подвижность пальцев рук тесно связана с развитием речи.
Например: в мешочке лежит кубик и мячик. Не заглядывая в мешочек, на ощупь ребёнку предлагается отыскать предмет. В плетёной коробочке лежат природные материалы – шишка, камушек, каштан, грецкий орех. Рассмотрите, потрогайте и опишите их. Например, шишка – шершавая, колкая; камень – гладкий, орех – шероховатый. Далее не заглядывая в коробочку, на ощупь что-нибудь найти.
Упражнение: «Дышим животиком».
Находясь в новой обстановке, ребенок испытывает различные эмоции. Природа подарила человеку возможность управлять своими эмоциями с помощью регуляции дыхания. Брюшное дыхание – противострессовое, оно способствует уменьшению тревоги, возбуждения, вспышек отрицательных эмоций, повышает тонус блуждающего нерва. Приводит к общему расслаблению. У вдоха и выдоха есть своя психофизиологическая роль. Вдох возбуждает; выдох успокаивает, рассеивает отрицательные эмоции, способствует расслаблению мышц.
Обычно это упражнение делают лежа. А мы попробуем выполнить его сидя. Положите ладонь на живот и почувствуйте, как живот поднимается, когда мы делаем вдох, и опускается, когда мы делаем выдох.
Бегемотики лежали,
Бегемотики дышали.
То животик поднимается (вдох,
То животик опускается (выдох).
Сели бегемотики,
Потрогали животики:
То животик поднимается (вдох,
То животик опускается (выдох).
Работа диафрагмы должна восприниматься ребенком и зрительно, и тактильно. Положим на животик игрушку, например рыбку, и посмотрим, как она поднимается, когда мы делаем вдох, и опускается, когда мы делаем выдох:
Качаю рыбку на волне,
То вверх (вдох,
То вниз (выдох)
Плывет ко мне.
То вверх (вдох,
То вниз (выдох).
Упражнение «Легкое перышко».
Цель: развитие диафрагмального типа дыхания, стабилизация психоэмоционального состояния.
Оборудование: перышки, листочки, снежинки.
Ход игры:
Для этого упражнения можно взять перышки. Сделаем глубокий вдох и медленный долгий выдох так, чтобы наши пёрышки колыхались в воздухе.
Игра «Прятки».
Цель: регуляция процессов возбуждения и торможения, снижение уровня тревожности, развитие пластики движений.
Оборудование: цветные платки из легкой полупрозрачной ткани, любые игрушки.
Ход игры:
А сейчас мы поиграем в прятки, но не простые – а прозрачные. Эту игру любят абсолютно все дети, ничто не может сравниться с радостью, испытываемой ребенком, когда он обнаруживает любимого родителя, вытянувшегося по струнке за занавеской или в платяном шкафу. Кстати, эта любовь не случайна. Прятки помогают спрятаться со страхами темноты и замкнутого пространства, с чувством одиночество: его в какой-то момент испытывает каждый ребенок, а во время игры он должен некоторое время провести абсолютно один, да еще и в тайном, укромном месте. Итак, накинув прозрачный шарф на лицо, ребенок видит все вокруг, но при этом – он спрятался! Взрослый его ищет. Можно поменяться ролями. Далее игру можно разнообразить. Могут прятаться в комнате любые предметы, например мячик. Ребёнок вместе с взрослым его ищет.
Радость движения будет ярче, если платки превратятся в крылья бабочек,тогда получится подвижная игра.
Игра «Бабочки на весеннем лугу».
Цель: регуляция процессов возбуждения и торможения, снижение уровня тревожности, развитие пластики движений.
Ребёнок повторяет движения за взрослым.
Мы – бабочки весенние, на листиках сидели (ребенок сидит на корточках,
Ветер дунул – полетели (встает, бегает по комнате, расставив руки в стороны).
Мы летели и летели.
И на землю тихо сели (садится на корточки, замирает).
Ветер снова набежал,
Высоко он нас поднял (встает, поднимает руки вверх).
Он вертел нас и кружил
И на землю опустил (кружится по комнате, ложится на пол и замирает).
Через некоторое время нужно попросить ребенка потянуться и почувствовать, как «расправляются крылья» во время потягивания.
Игра «Рваки».
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, обучение приемлемому способу выражения негативных эмоций, агрессивных импульсов. Развитие координации движений.
Оборудование: ненужные журналы, газеты, бумага, корзина.
Ход игры:
В момент физического и эмоционального напряжения эта игра поможет «выплеснуть» негативную энергию приемлемым способом
Ребёнок вместе с взрослым может рвать, мять, топтать бумагу, а потом собрать её в корзину для мусора. А если взять лист бумаги, разорвать его на много мелких кусочков и на счет 1-2-3-4-5 подбросить вверх, то получиться веселый салют. Результат салюта собирают в корзинку, приговаривая: «собираем мы листочки быстро-быстро, чисто-чисто». В этой игре в буквальном смысле выплескиваются эмоции. В человеческом организме самой природой заложена возможность саморегуляции: когда на смену реакции напряжения (стрессу) приходит расслабление, покой, отдых.
Игра «Наливаем, выливаем, сравниваем».
Цель: развитие тактильного восприятия, возбуждение интереса к исследовательской деятельности.
Оборудование: таз с теплой водой, фигурные губки. Пластмассовые бутылочки с отверстиями, коробочки от киндера-сюрприза, разноцветные бусины, резиновая игрушка.
Ход игры:
Особой притягательной силой обладает вода. Теплая вода успокаивает и расслабляет. Хорошо в воду добавить отвары трав (валерианы, мелиссы). Успокаивающий эффект обеспечит добавление в воду специальных ароматических масел: ромашкового, лавандового, мятного. Но предварительно лучше посоветоваться с врачом. В воду опускаются игрушки, поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями. Если игра с водой происходит в дневное время, можно включить в нее познавательный компонент: сравнивать опускаемые в воду предметы по фактуре и весу. Можно заполнить миску с водой пуговицами, бусинками, монетками, небольшими кубиками и т. д. и поиграть с ними:
взять как можно больше предметов в одну руку и пересыпать в другую;
собрать одной рукой, например, бусинки, а другой - камешки;
приподнять как можно больше предметов на ладонях.
После выполнения каждого задания ребенок расслабляет кисти рук, держа их в воде. Продолжительность упражнения – около 5 минут, пока вода не остынет. По окончании игры руки ребенка следует растирать полотенцем в течение одной минуты.
Игра «Разговор с игрушкой».
Цель: обучение способу выражения своего эмоционального состояния, переживаний, развитие навыков речевого общения.
Оборудование: перчаточные игрушки.
Ход игры:
Для ребенка в период жизненных изменений важна поддержка взрослого. У каждого малыша есть потребность сообщить, что у него «не так», но сделать это ему пока сложно. Помочь ребенку в этом может его любимая игрушка, которая ассоциируется с положительными эмоциями, ощущением комфорта и безопасности. Давайте попробуем надеть на руку перчаточную игрушку на руке у ребенка тоже игрушка. Вы прикасаетесь к ней, можете погладить и пощекотать, при этом спрашивайте, «почему мой… грустный, у него мокрые глазки; с кем он подружился в детском саду, как зовут его друзей, в какие игры они играли» и т. д. побеседуйте друг с другом, поздоровайтесь пальчиками. Используя образ игрушки, перенося на него свои переживания и настроения, ребенок расскажет вам, что же его тревожит, поделиться тем, что трудно высказать без специальной поддержки. Ученые установили, что дети, окруженные любовью и заботой, легче переносят стрессовые ситуации, в их организме вырабатывается меньше кортизола – гормона, негативно воздействующего на обмен веществ, иммунную систему, мозг. Родительское тепло помогает малышу управлять своими эмоциями. Дошкольнику важно чувствовать контакт с мамой (и физический в том числе). Ведь общаясь с ребенком, мы как бы говорим ему: «Я тебя люблю, мне хорошо рядом с тобой».
Дидактическая игра «Пальчиковый сухой бассейн».
Цель: укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.
Оборудование: небольшая ёмкость, пробки, капсулы от киндер-сюрприза, рис, горох, фасоль, мелкие игрушки.
Сухой бассейн - используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес, звук; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения. Сделать его очень просто: наполняем различными наполнителями небольшой контейнер спрятать игрушки от киндер-сюрприза. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения - координированными.
Ход игры:
1. Погрузить ручки в бассейн и просто ими пошевелить.
2. Попросите малыша искать в "сухом бассейне" различные мелкие предметы или игрушки.
3. Закрепить названия основных цветов и их оттенки: попросить ребёнка найти такой же как у меня; разложить на группы по цвету пробки, составить цветок, дорожку и т. д.
Игра «Песочница».
Цель: развитие тактильной чувствительности, визуализация понятия «Я».
Оборудование: поднос, контейнер, манная крупа, мелкие игрушки.
Давайте вспомним одну из самых любимых игр-занятий нашего детства. Когда на улице становилось тепло, детвора собиралась в песочнице: Почему дети любят играть в песке? Песок помогает расслабиться: руки зарываются в песок – это приятные тактильные ощущения; песок медленно сыпется – это зрительно завораживает; из песка можно построить что угодно, все, что хочется – быстрые изменения. Превращения отвлекают от переживаний. А в целом играть с песком просто интересно. Полезно выполнять движения двумя руками. Это помогает синхронизировать активность обоих полушарий головного мозга, стимулирует развитие логического, отвечающего за речевое развитие левого полушария, и интуитивного, эмоционального правого полушария.
Ход игры:
Создадим свою маленькую песочницу с белым «песком» (манной крупой). Предложить ребёнку медленно пересыпать в руках, насыпать ее горкой или разгладить, прятать ладошки, искать мелкие игрушки, насыпать в разные ёмкости. По песочку пробежится стадо лошадей, проскачут зайчики, потопают слоники, покапает дождик. Если взять поднос, на нем появиться рисунок, а какой рисунок, вам подскажет ребенок, который с удовольствием включится в игру.
Вывод:
Игра – это источник радости и одно из лучших средств общения взрослого с ребенком. Удовольствие, с которым вы сегодня играли, важно «не расплескать» и передать его своим детям. Человек так устроен, что привязанности, особенно между детьми и родителями, «питаются» позитивными эмоциями. Спасибо за участие!