Людмила Ефремова
Имидж педагога дополнительного образования как важный фактор делового общения с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Ефремова Людмила Сергеевна
Педагог дополнительного образования МДОУ «Детский сад № 78» г. Энгельса
Имидж педагога дополнительного образования как важный фактор делового общения с родителями.
Современные условия, в которых мы живем и трудимся, принципиально отличаются от тех, какие были раньше. А в новых условиях нам следует вести себя и жить по-другому, предъявляются принципиально новые требования к личности педагога, большое внимание уделяется профессионализму, достижению высокого статуса, развитию информационной и личностной культуры, инновационному творческому мышлению.
Публикация «Имидж педагога дополнительного образования как важный фактор делового общения с родителями» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Инновационное творческое мышление, на мой взгляд, это ориентированность педагога на саморазвитие и самообразование, объединение логического и образного, интеграция понятийного и наглядного, нахождение новых, оригинальных решений профессиональных задач, формирование интеллектуальной образности и чувственного моделирования.
Педагог – профессия особая, поскольку рядом с ним всегда находится коллектив людей: воспитанники, родители, коллеги по работе. Это профессия, предполагающая способность успешно функционировать, проявляющаяся в социально-психологической модели типа «человек-человек». Это те люди, которые всегда на виду, поэтому безупречное владение своим ремеслом – только первая ступень профессионализма. На втором месте стоит такое качество, как современный имидж. Имидж способствует успешной презентации своих профессиональных и личностных качеств, то есть то представление, которое человек, неосознанно или намеренно, создает о себе в глазах других людей.
Современные дети, их родители более серьезно относятся к имиджу педагога. Условия работы в сегодняшних образовательных организациях требуют от педагогов поиска путей повышения их репутации и авторитета в глазах окружающих, и без сознательного построения своего профессионального имиджа, естественно, не обойтись. Чтобы общение воспитателей с родителями не ограничивалось взаимными претензиями, необходимо взаимодействие с родителями строить на принципах доверия, диалога, партнёрства, учёта интересов родителей и, самое главное, их опыта в воспитании детей. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будет грамотно созданный имидж педагога, который создаст уважение у родителей и повысит авторитет педагога.
Существуют 3 основных составляющих имиджа педагога :
• внешний облик;
• использование вербальных и невербальных средств общения;
• внутреннее соответствие образа профессии – внутреннее «Я».
Внешний облик. Старинная пословица гласит: “ Встречают по одежке, а провожают по уму”. Первые 20 секунд педагога внимательно оглядывают: обувь, прическу, отмечают манеру держаться, оценивают осанку, смотрят на лицо. Следующие 20 секунд оценивают умение говорить и слушать, затем определяют коммуникабельность и следят за жестами.
Необходимо выработать свой стиль в одежде, поскольку мода переменчива, а стиль остаётся. Специалисты в области моды советуют носить то, что действительно украшает, то, в чём вы выглядите элегантно. Элегантность – это проявление хорошего вкуса. Одежда является своеобразной визитной карточкой.
На мой взгляд, в одежде педагога не допускаются :
• слишком откровенные (декольтированные и обтягивающие фигуру) платья, блузки, юбки, брюки;
• мини и макси;
• открытый живот;
Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный настрой на себя, показаться не только симпатичным человеком, но и прекрасным воспитателем. В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть – значит проявлять уважение к окружающим людям. Это означает, что такие требования, предъявляемые внешнему виду человека, помогают педагогу улучшить свой профессиональный имидж. Правильный выбор одежды помогает добиться профессионального успеха.
«В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» (А. П. Чехов).
Вербальные и невербальные средства общения – важные составляющие имиджа. Что и как мы говорим, умеем ли словом настроить человека на себя, какие жесты и позы при этом мы демонстрируем, что происходит с нашей мимикой, как мы сидим, стоим и ходим – всё это влияет на восприятие нас другими людьми.
. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместна категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
Воспитатель, взаимодействуя с родителями, должен соблюдать основные профессиональные требования к общению : речь педагога должна быть грамотной, правильной, без употребления слов – паразитов, эмоционально насыщенной.. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
Большую роль играет искренняя улыбка, обращение к людям по имени отчеству, умение слушать – значит слышать, понимать, участливо реагировать…
Внутренний образ – это, прежде всего культура воспитателя, личное обаяние, человеческая привлекательность, эмоциональность, интеллигентность, впечатление здорового и счастливого человека, позитивное настроение, уверенность в себе, оптимизм, развитое чувство юмора, активность, индивидуальный стиль деятельности и общения, ответственность и многие другие составляющие.
Таким образом, воспитатель дошкольного учреждения должен быть многогранной личностью, и при предъявлении себя каждый раз поворачиваться к собеседнику нужной гранью, не превращаясь, однако, в чеховского «хамелеона», а подобно бриллианту сверкать и поражать окружающих
Воспитатель – не профессия, а образ жизни. Образ жизни, который мы выбираем сами, добровольно. Мы любим своё дело, любим детей. И, как бы не порочили в средствах массовой информации образ педагога, большинству из них присущи качества творца и гуманиста, простодушие и открытость, они - взрослые с детской душой, пребывающие в мире сказки и фантазии.
Подводя итог всему вышесказанному, можно прийти к выводу, что современный педагог может полностью реализовать себя как личность, добиться эффективного выполнения целей, организовать эффективное сотрудничество и родительское общение. Для этого необходимо осознавать свои профессионально-личностные качества и желать их совершенствовать, работая над своим имиджем. Педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает, достигая карьерных высот.