Ольга Савчук
Кабинет логопеда. «Ах, эти непокорные звуки!!!» (часть 2)
▼ Скачать + Заказать документы
Ольга Викторовна ©
Секреты преодоления проблемы
межзубного сигматизма
Часто дети произносят свистящие[C С’ З З’ Ц] и
шипящие [Ш Ж Ч Щ] звуки, просовывая кончик
языка между зубами. Звук получается смазанным,
расплывчатым, не похожим сам на себя. Прежде всего,
ребёнку нужно рассмотреть свой ротик в зеркале и
убедиться, что у него есть верхние и нижние зубки.
Далее дотронуться кончиком языка до нужного места
во рту.
Публикация «Кабинет логопеда, „Ах, эти непокорные звуки!!!“ (часть 2)» размещена в разделах
- Логопедические кабинеты. Образовательная среда
- Оформление кабинетов в ДОУ
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Упражнения на нахождение во рту зубов
1) Дотронуться широким кончиком языка до верхних
резцов. Удерживать язычок в этом положении 3-5 сек.
2) Дотронуться широким кончиком языка до нижних
резцов. Удерживать язычок в этом положении 3-5 сек.
3) Смотреть в зеркало и провести несколько раз
(«почесать») широкий кончик языка о нижние зубки, о
верхние зубки.
Выполнять 6-8 раз (аналогично все после-
дующие упражнения).
4) «Посчитай зубки»: дотронуться кончиком языка до
каждого зуба попеременно.
5) «Почисти зубки»: «чистить» каждый зубик кончи-
ком языка по всей зубной пластине, начиная от основа-
ния зуба.
Для чистого произнесения свистящих звуков [C С’ЗЗ’Ц]
надо укрепить мышцы губ и языка.
Упражнения для тренировки мышц губ
1) «Улыбка-хоботок». Попеременно растянуть губки
в улыбке, вытянуть их вперёд «хоботком».
2) «Заборчик-трубочка». Попеременно показать
сомкнутые зубки, вытянуть губки в «трубочку».
Упражнения для тренировки мышц языка
1) «Катушка». Рот открыт. Кончик языка удерживать за
нижними резцами, спинку языка выкатить наружу и прижать
верхними резцами. Получится катушка или косточка.
2) «Прокати звук» с катушки. Держать «катушку» и
дуть на неё «С-С-С». Следить, чтобы кончик языка удер-
жался за нижними резцами.
3) «Лопата». Рот открыт. Положить широкий язык на
нижнюю губу, удерживать его в этом положении 3-5 сек.
Если язык «дёргается», надо наказать его.
4) «Накажи непослушный язычок». Широкий язык
лежит на нижней губе. Произносить: «ПЯ-ПЯ-ПЯ», не
убирая язычок с нижней губы. Язычок расслабится и
будет готов сделать следующее упражнение.
5) «Трубочка». Рот открыт. Широкий язык лежит на
нижней губе. Загнуть боковые края языка кверху до обра-
зования трубочки. Дуть в эту трубочку.
6) «Забей гол».
На столе стоят «ворота» (например,
два кубика). Скатать ватный шарик, положить его на
расстоянии 20 см от ворот. Дуть с языка (упр. «трубочка»)
на ватный шарик так, чтобы шарик влетел в ворота.
Го-о-ол! Забить 6-8 голов.
7) «Прокати карандаш». На столе лежит карандаш.
Дуть на него с языка (упр. «трубочка») так, чтобы каран-
даш прокатился по столу 10-15 см. Когда научитесь
прокатывать один карандаш, добавьте к нему ещё один.
Пробуйте прокатить сразу 2-3 карандаша.
8)«Дуй на грудь». Высунуть широкий язык (между
верхней губой и языком должна быть щель, наклонить
голову вниз и дуть с языка так, чтобы на грудь попадал
холодный воздух. Можно дуть с «трубочки».
9)«Канделябр». Высунуть язык и дуть поочерёдно на
каждый пальчик левой и правой руки. Дуть резко и
экономно, чтобы хватило «ветерка» на каждую «свечку».
10)«Надуй шарик». Представить, что вы надуваете
шарик. Надо стараться дуть так, чтобы не раздувались
щёки, и воздух равномерно выходил изо рта.
Ольга Викторовна ©