Получи документы

К вопросу о самокоррекции профессиональной деформации педагогов

Татьяна Неретина
К вопросу о самокоррекции профессиональной деформации педагогов
▼ Скачать + Заказать документы

Образование и наука. 2017. Т. 19. №9. С. 103–125

УДК 371.146

К ВОПРОСУ О САМОКОРРЕКЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕФОРМАЦИИ ПЕДАГОГОВ

Т. Ф. Орехова 1*, Т. Г. Неретина 1, Т. В. Кружилина 1, П. Ледер 2

1 ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г. И. Носова», г. Магнитогорск, РФ

Аннотация.

Введение: В статье раскрывается проблема профессиональной деформации педагогов, профессиональная деятельность которых входит в сферу профессий «человек – человек»; описываются установленные авторами причины этого феномена и признаки ее проявления; представлена систематизация простых, доступных, безопасных и эффективных способов и приемов самокоррекции педагогами профессиональной деформации.

Публикация «К вопросу о самокоррекции профессиональной деформации педагогов» размещена в разделах

Цель. Систематизация теоретического материала и практических наработок по про-блеме самокоррекции профессиональной деформации педагогов современных общеобразо-вательных организаций.

Методология и методики исследования. Ведущим методом исследования, наряду с опросом в виде беседы и интервьюирования, выступает контент-анализ, который является одним из методов изучения документов и может успешно использоваться в педагогических исследованиях.

Результаты. Профессиональная деформация личности рассматривается как измене-ние качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, спосо-бов общения и поведения, которые наступают под влиянием длительного выполнения про-фессиональной деятельности. Степень выраженности профессиональной деформации учите-ля определяется стажем работы, содержанием педагогической деятельности и индивидуаль-но-психологическими особенностями личности, которые нарушают целостность личности.

Научная новизна. Профессиональная деформация педагогов в большинстве случаев неизбежна, но при наличии в их сознании установки на сохранение здоровья в процессе профессиональной деятельности посредством использования разнообразных личностно ориентированных технологий и средств коррекции своего состояния возможно достижение эффективных результатов. Преодоление профессиональной деформации педагогов обеспечивается, во-первых, включением педагогов в самокоррекцию профессиональной деформации, и, во-вторых, осуществлением ее профилактики на трех уровнях : когнитивном, деятельностном и рефлексивном.

Практическая значимость. Все предлагаемые нами для педагогов разного уровня и статуса коррекционно-профилактические приемы обладают свойствами 1) простоты (легко осваиваются субъектами разного возраста); 2) доступности (не требуют специальной подго-товки и затратного финансово-материального оснащения); 3) безопасности, что обеспечива-ется добровольностью их использования; и 4) эффективности, благодаря получению быстро-го, положительного и реально ощутимого результата.

Ключевые слова: преодоление профессиональной деформации педагогов, уровни са-мокоррекции профессиональной деформации педагогов.

Введение

Согласно данным многочисленных исследований, профессия педагога (в том числе и школьного учителя) находится в группе риска по факту профес-сиональной деформации наряду с такими профессиями сферы человек-человек, как врач, полицейский, военнослужащий, руководящий работник и работник по кадрам. Это связано, в первую очередь, с больной эмоциональной нагрузкой, которую испытывают данные работники, вступая в контакт с партнерами по общению, как правило, в ситуациях психологического напряжения, задаваемого предметом взаимодействия (для врача – это болезнь пациента, для полицейского – чаще всего ситуация правонарушения, для военнослужащего – строгая дисциплина, для руководящего работника – необходимость принимать и реализовывать ответственные управленческие решения, для работников кадровой службы – правовые основы трудовой деятельности трудящихся). Для профессии педа-гога предметом педагогической деятельности выступает отношение, ибо именно отношение (по К. Марксу совокупность всех действительных от-ношений человека) суть содержание личности, формирование которой является генеральной задачей общего образования, а, следовательно, и профессиональной деятельности учителя. При этом отношение – это детерминанта процесса обучения и воспитания, одновременно представляющее собой и цель, и объект, и предмет, и результат, а также условие образования личности, определяющее совокупное качество результатов образования и развивающейся личности.

Степень выраженности профессиональной деформации педагога опреде-ляется, с одной стороны, индивидуально-психологическими особенностями его личности, а с другой стороны, непосредственно связана со стажем работы и содержанием педагогической деятельности. Проявляется профессиональная деформация, прежде всего, в нарушении отношения педагога к своей работе в виде неудовлетворенности педагогической деятельностью и ее результатами, что обусловлено, во-первых, многократным повторением одного и того же материала (особенно, если учитель-предметник ведет одну дисциплину во всех классах по параллели); во-вторых, необходимостью каждый раз «начинать с нуля», (так как каждый новый год данную дисциплину начинают изучать дети с тем же уровнем, какой диагностировался у предыдущего набора); в-третьих, невозможностью содержательного роста в преподаваемом предмете из-за не-хватки времени для самообразования в связи с большой «загруженностью бу-магами» и т. д. В результате длительного выполнения профессиональных обя-занностей личность претерпевает психологические изменения, которые начи-нают негативно влиять на профессиональную деятельность в целом. В связи с этим одним из актуальных направлений деятельности для современной педагогической науки и практики является коррекция и профилактика профессиональной деформации педагогов.

В ряде исследований отмечается феномен передачи профессиональной деформации от одного учителя к другому, что обусловлено сложившимися в процессе многовекового развития человечества и закрепленными в сознании учителей представлениями о нормах и стереотипах в поведении людей, о спо-собах общения между участниками образования и их типичном поведении в школе. В групповом профессиональном сознании закрепилась совершенно определенная техника взаимодействия учитель – ученик, которая как приложение к многовековой классно-урочной системе передается из поколения в поколение через десятилетия и столетия. Профессиональная деформация прочно закрепилась в существующих школьных и университетских учебниках, в методических пособиях, являющихся информационными моделями принятой педагогической системы. Предпосылки развития профессиональных деформаций коренятся уже в мотивах выбора педагогической профессии. Это как осознаваемые мотивы (социальная значимость, имидж, творческий характер, материальные блага, так и неосознаваемые (стремление к власти, доминированию, само-утверждению).

Анализ современных педагогических исследований дает основание выделить четыре типа профессиональной деформации личности педагога : а) общепедагогические, которые характеризуются сходными изменениями личности у всех лиц, занимающихся педагогической деятельностью; б) типологические, вызванные слиянием личностных особенностей с соответствующими структурами функций педагогической деятельности в поведенческие комплексы; в) специфические деформации личности педагога, обусловленные спецификой преподаваемого предмета; г) индивидуальные деформации, которые определяются изменениями, происходящими с подструктурами личности и внешне несвязанные с процессом педагогической деятельности, когда параллельно становлению профессионально важных для преподавателя качеств, происходит развитие других качеств, не имеющих на первый взгляд отношения к педагогической профессии.

Итак, профессиональная деформация личности – это изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, спосо-бов общения и поведения, которые наступают под влиянием длительного вы-полнения профессиональной деятельности. Степень выраженности профессио-нальной деформации учителя определяется стажем работы, содержанием педагогической деятельности и индивидуально-психологическими особенно-стями личности, которые нарушают целостность личности.

Анализ периодов профессионального стажа педагога показывает, что первые пять лет профессиональной деятельности педагога – это старт, период адаптации выпускника высшего или среднего образовательного учреждения к профессиональным обязанностям, к условиям работы в данном учебном заве-дении, к системе взаимоотношений в педагогическом коллективе. В период от 6 до 10 лет происходит стабилизация профессиональной деятельности, формируется профессиональная позиция. На этом этапе появляются первые признаки деформации личности : переживание раздражения при выполнении некоторых профессиональных обязанностей (преимущественно «бумажного» характера, нежелание идти на работу, неудовлетворенность процессом и результатами труда, более формальное отношение к своей профессиональной деятельности и пр. т. п. В следующее пятилетие – с 11 до 15 лет – педагоги начинают переживать «педагогический кризис», основой которого является осознание противоречий между закономерным стремлением к профессиональному и личностному росту и имеющимися возможностями профессиональных изменений. В этот период возникает стереотипный взгляд на профессиональную деятельность. Кризисом самосознания характеризуется четвертый период профессионально-педагогической деятельности (от 16 до 20 лет, когда возникают противоречия между реальным представлением о себе («каким/ой я себя представляю», и «я идеальным» (каким/ой бы «я хотел/а быть»). В результате происходит стагнация в развитии профессионализма, формируются различные механизмы психолого-педагогической защиты, педагог болезненно воспринимает аттестацию, видя в ней нацеленность на обнаружение профессиональных ошибок. В этот период часто возникают психологические болезни «синдрома сгорания», не-восприимчивость к новому, могут нарушаться партнерские отношения с воспитанниками, характерно психоэмоциональное перенапряжение. Период от 21 до 25 лет характеризуется сформированностью профессионально значимых качеств педагога. С одной стороны, это период профессиональной стабилизации, когда уходит страх перед новациями, формируется готовность к работе в современных условиях, появляется стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, но с другой стороны, у педагога начинает проявляться чрезмерная критичность и настороженность при взаимодействии с коллегами и другими специалистами, обнаруживаются признаки синдрома эмоционального выгорания, невосприимчивости к новому, нарушение взаимоотношений с коллегами и детьми.

Результаты исследования

Опыт нашей продолжительной работы с учителями в рамках экспериментальной работы в разных общеобразовательных учреждениях и на курсах повышения квалификации по различным программам дает основание утверждать, что преодоление профессиональной деформации педагогов обеспечивается, во-первых, включением педагогов в самокоррекцию профессиональной деформации, и, во-вторых, осуществлением ее профилактики на трех уровнях : когнитивном, деятельностном и рефлексивном.

Первый уровень самокоррекции – когнитивный. На этом уровне педагоги получают знания, которые помогают им, во-первых, осознать свое состояние, составить о нем адекватное представление; во-вторых, получить знания о возможных путях и способах изменения состояния своего организма в положительную сторону; и, в-третьих, сформулировать цели своего дальнейшего успешного профессионального саморазвития. На этом уровне решается четыре задачи. Прежде всего, педагоги учатся осознавать и адекватно воспринимать свой профессиональный педагогический стаж; во-вторых, овладевают умением грамотно отслеживать свое психо-эмоциональное состояние и соотносить его изменение с симптомами синдромов хронической усталости и эмоционального выгорания, показателями которых являются следующие признаки: накопление усталости, нарастание тревожных переживаний, снижение настроения, вегето-сосудистые расстройства, поведенческие срывы, истощение нервной системы, усталость, психосоматические осложнения (ОРЗ, бессонница, отрицательная установка на работу, увеличение количества принимаемых психостимуляторов, снижение или повышение аппетита, повышение или снижение агрессивности, пассивность, апатия, ощущение безнадежности, усиление чувства вины и др.

В-третьих, это постоянная актуализация смысла своей профессии, кото-рый заключается в «служении детству». Детство, как педагогическая категория, имеет многочисленные проявления, рассматривается различными авторами, имеет различные научные подходы и концепции. Для учителя важно понимать и принимать детство как такой период в жизни человека, когда ребенок имеет право на непохожесть, на неудачу, на ошибки и возможность их исправления, на великодушие учителя, на любовь. Синдром отсутствия любви – это один из существенных признаков профессиональной деформации, который проявляется в эмоциональном равнодушии к детям.

Как пишет О. А. Казанский, смысл «педагогический любви» заключается в способности педагога «притягивать», приближать к себе детей (через эмпатийно сказанное слово, через уважительный, одобряющий взгляд, через дружеское прикосновение, через искренне внимание к успехам и сочувствие к неудачам и т. д., и т. п., то есть «проживать» вместе с детьми свою и их школьную жизнь – созидать, соединять, быть сопричастным, сопереживать, содействовать, сочувствовать детям в процессе выполнения своих профессиональных обязанностей [23]. Любовь к детям в различных профессиограммах учителя обозначается как один из признаков профессиональной пригодности человека, претендующего на профессиональное занятие педагогической деятельностью. Следовательно, можно утверждать, что умение любить детей составляет смысл педа-гогической профессии, а поиск педагогом смысла жизни становится еще одной задачей самокоррекции, так как педагог, неосознающий смысл своей профессии, как показывают данные нашего исследования, саморазрушается. На современном этапе развития общества сформулировано обобщенное представление о смысле жизни человека, который заключается в стремлении быть счастливым, здоровым и успешным, в продолжение рода и в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании [22].

В-четвертых, это осознание педагогами важности и необходимости саморазвития и повышения уровня профессиональной компетенции в разных областях знаний: социальной, психологической, общепедагогической, предметной. Это осознание призвано стимулировать их к постоянному повышению своей квалификации, к освоению инновационных технологий и форм работы, к овладению современными техническими средствами обучения, к участию в конкурсах, олимпиадах, смотрах профессиональных достижений.

Второй уровень самокоррекции – деятельностный. На этом уровне решаются три задачи. Во-первых, это ежедневная активная работа со своим телом с целью восстановления и сохранения физического здоровья (телесный уровень). Главная задача – это сохранение энергичности организма, которая измеряется уровнем работоспособности (в норме у человека должен быть высокий уровень работоспособности и способность быстро его восстанавливать). Снятию мышечного напряжения, усталости, головной боли, бессонницы и тому подобных нарушений физического состояния способствуют: 1) ходьба на свежем воздухе, прогулки, пробежки и т. п. ; 2) занятия доступными видами спорта (тренировки в фитнесс и тренажерных залах, физические упражнения дома и т. п.); 3) любые варианты водных процедур – плавание, купание, принятие ванн, гидромассаж, контрастные ванны, обливания, морские купания, грязевые ванны, соленые озера и т. п. ; 4) посещение бани, которое включает в себя целый перечень вос-становительных процедур – массаж вениками, парение, аромотерапию очи-щающие процедуры, закаливание посредством воздействия контрастных тем-ператур, что вызывает усиление водно-солевого обмена, и т. д. ; 5) творческая деятельность в виде любых самых доступных видов творчества (пение, шитье, лепка, конструирование, рисование, бисероплетение, вязание и т. д.) [9], кото-рые позволяют отвлечься от переживаний и снимают нервное напряжение; 6) танцы – танцетворчество – помогает снимать телесные зажимы, повышать эмоциональный фон, корректировать физические комплексы; 7) активное об-щение с природой: работа на садовых участках, выращивание цветов, уход за животными, собирание грибов, ягод, а также все виды туристских походов в естественных природных условиях – все это помогает гармонизировать душевное состояние человека; 8) организация природосообразного для организма человека питания: регулирование питания через осознанное употребление натуральных и полезных продуктов и добровольный отказ от вредных и опасных продуктов, отказ от алкогольных изделий, через выбор наиболее оптимального режима питания, соответствующего особенностям организма конкретного человека и благоприятного для здоровья.

Во-вторых, это систематическая работа по гармонизации своего душев-ного состояния, которая включает овладение различными восстановительными и оздоровительными методиками, техниками и технологиями сохранения внутренней психоэмоциональной (душевной) уравновешенности: 1) овладение приемами, способами регуляции эмоционально-волевой сферы (аутотренинг, позитивный настрой на работу, переосмысление и самоанализ и др.); 2) позитивное общение с животными: канистетерапия (восстановительное взаимодействие с собаками, фелинотерапия (общение с кошками, аквариумная терапия (наблюдение за рыбками, орнитотерапия (слушание пения птиц, апитерапия (лечение продуктами пчеловодства, дельфинотерапия (плавание с дельфинами) и др. ; 3) созерцание произведений природы и искусства – наблюдение за закатом и восходом солнца, аэротерапия (дыхание чистым воздухом, камнетерапия (кристалотерапия – созерцание минералов, посещение картинных галерей, выставочных залов, музеев, вернисажей и т. д. ; 4) обретение веры – выстраивание отношения к религии, принятие других вероисповеданий, стремление к пониманию мира в целом и природы, осознание своего предна-значения и места в обществе; 5) выстраивание отношений с людьми противо-положного пола, что является одним из важных факторов здоровой жизни и дает человеку возможность корректировать собственную картину мира в соотнесении с видением и взглядами людей противоположного пола, то есть в идеале это гармоничное взаимодействие супругов между собой, когда супруг противоположного пола выступает в роли надежного друга, с которым можно поделиться своими тревогами и радостями.

В-третьих, это разноплановая интеллектуальная работа на основе конструктивно-позитивного мышления, которое является критерием интеллектуального здоровья личности и проявляется в четырех базовых умениях: 1) видеть положительное в окружающем мире; 2) извлекать уроки из всех происходящих в жизни человека событий и ситуаций, 3) прощать и 4) благодарить. Наличие такого мышления в нашей концепции здоровья человека обеспечивает педагогам технологичное проживание успешной и достойной жизни и позволяет им разбираться в полученных результатах и адекватно их оценивать, а также дает понимание того, куда следует тратить свои силы, а что в этой жизни приходится просто и спокойно принимать. Достижение положительного результата на этом уровне самокорекции обеспечивают следующие виды интеллектуальной деятельности педагогов : 1) расширение своего кругозора с целью повышение общей осведомленности в вопросах организации жизни людей (чтение художественной и психолого-педагогический литературы, изучение авторских концепций, опыта педагогов-новаторов и т. п.); 2) повышение профессиональной компетентности (участие в курсах повышения квалификации в качестве слушателя и/или лектора); 3) освоение нового «дополнительного» учебного предмета и преподавание его как факультативного; 4) проведение научного исследования (написание научных статей, разработка авторских программ и т. д.); 5) стремление к самореализации и самоутверждению через поиск смысла жизни на каждом новом ее этапе.

Третий уровень самокоррекции – рефлексивный, на котором предполагается самоанализ педагогами своего поведения, эмоционально-волевого реагирования на различные профессиональные проблемы и сложные жизненные ситуации, а также результатов своей деятельности с позиции затрат ресурсов своего организма на их достижение. Самоанализ – это не только необходимое умение, но и важное профессиональное качество педагога, позволяющее ему сохранять, восстанавливать, поддерживать и повышать энергичность своего организма, деятельностную активность, душевное равновесие, позитивное мировосприятие. На данном уровне решаются три задачи: 1) рефлексия профессиональной биографии через ответы на вопросы, направленные, с одной стороны, на осознание педагогами актуального душевного состояния, а с другой стороны, на видение перспектив своего развития (Сколько лет я работаю? Нравится ли мне моя работа? Для чего я работаю? Чтобы я хотел/а изменить? Что я могу изменить? Что мне помогает в работе, что мешает? и т. п.); 2) разработка альтернативных сценариев дальнейшего личностного и профессионального роста; 3) самооценка уровня своей «профессиональной сохранности» и разработка программы самокоррекции.

Все предлагаемые коррекционно-профилактические приемы обладают свойствами 1) простоты (легко осваиваются субъектами разного возраста); 2) доступности (не требуют специальной подготовки и затратного финансово-материального оснащения); 3) безопасности, что обеспечивается добровольностью их использования; и 4) эффективности, благодаря получению быстрого, положительного и реально ощутимого результата.

Работа по самокорекции предполагает следующие действия: 1) введение педагогов в проблему – опасность профессиональной деформации; 2) ознакомление со средствами (способами, методами, технологиями) самокоррекции, позволяющими предупредить и преодолеть профессиональную деформацию личности; 3) оснащение их критериями отбора комплекса корректирующих средств, приемлемых для каждого конкретного педагога, согласующихся с особенностями его организма и условиями организации жизнедеятельности; 4) стимулирование педагогов к ведению дневника самокоррекции, в котором каждый прописывает выбранные им средства и ежедневно записывает, что из намеченного воплощено в жизнь и какой получен результат; 5) организация для желающих групповых практических занятий с целью обмена опытом самокоррекции и прояснения моментов, которые вызывают трудности.

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что профессиональная де-формация педагогов в большинстве случаев неизбежна, но при наличие в их сознании установки на сохранение здоровья в процессе профессиональной деятельности посредством использования разнообразных личностно ориентированных технологий и средств коррекции своего состояния, возможно достижение эффективных результатов не только в плане преодоления профессиональной деформации, но также предупреждения ее возникновения.

Публикации по теме:

Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС до МОУ «Анишинская СШ имени героя Советского Союза А. С. Гостева» Консультация для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Профессиональные деформации педагога и их преодоление «Проффесиональные деформации педагога и их преодоление» подготовила: ЯковлеваВ. А. Как показывают исследования (М. В. Прокопцева, 2010, Г. К.

Консультация для педагогов «Самообразование педагога — одна из составляющих его профессиональной компетенции» Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали.

Консультация для родителей «Развитие познавательного интереса ребёнка к вопросу финансовой грамотности» Целью обучения детей финансовой грамотности является: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей, создание необходимой мотивации.

Отчет об использовании ЦОР в профессиональной деятельности ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ЦОР) В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Воспитателя Халявка Ларисы Владимировны Будущее.

Отчет об использовании ЦОР в профессиональной деятельности воспитателя В современных условиях развития общества в системе дошкольного образования происходят изменения, ориентированные на опережающее развитие.

Портфолио воспитателя как средство мониторинга его профессиональной компетентностиПортфолио воспитателя как средство мониторинга его профессиональной компетентности Портфолио воспитателя, как средство мониторинга его профессиональной компетентности Сегодня в условиях модернизации образования, повышения.

Самоанализ профессиональной деятельности инструктора по физическому воспитанию Самоанализ профессиональной деятельности. Свою педагогическую деятельность я начала в 1977 году. В дошкольном образовании работаю 38 лет,.

Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя Я, Камышанская Инна Анатольевна, работая по проблеме «Развитие речи у детей дошкольного возраста через ознакомление детей с народным творчеством.

Модель сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности в ДОО Тема: «Модель сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности в ДОО» Приоритетным направлением в своей работе считаю.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
К вопросу о самокоррекции профессиональной деформации педагогов
Опубликовано: 5 февраля 2020 в 10:17
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «К вопросу о самокоррекции профессиональной деформации педагогов» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Неретина (УИ 1094331) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД