Приложение МААМ

К вопросу о моделировании форм игровой проектной деятельности дошкольников с участием родителей

Александра Воронина
К вопросу о моделировании форм игровой проектной деятельности дошкольников с участием родителей
▼ Скачать + Заказать документы

К ВОПРОСУ О МОДЕЛИРОВАНИИ ФОРМ ИГРОВОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С УЧАСТИЕМ РОДИТЕЛЕЙ

The note on modelling of the preschool children's play project activities formsinvolving parents.

Ключевые слова: игра, проектная деятельность, ролевое взаимодействие детей, родителей и воспитателя.

Публикация «К вопросу о моделировании форм игровой проектной деятельности дошкольников с участием родителей» размещена в разделах

Аннотация: в статье на понятийном уровне и примерах рассматривается возможность совершенствования детско-родительских отношений за счет использования современных настольных игр, инициирующих развитие проектных компетенции участников.

Key words : a game,a project activity,a rolechild –parent – kindergartener interaction.

Annotation : The upgradability of child-parent relations due to using of moderntable games, thatactivatethe progress ofthe players'project abilities, shall be considered in the articleconceptually and by giving examples.

Новые технологии, которые, по требованию времени, используют сегодня в сфере образования, являются актуальными и для системы воспитания. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. [4]

Сущность понятия «проектная деятельность» связана с такими научными категориями как «проект», «деятельность», «творчество». Понятие «проектная деятельность» находит свое отражение на стыке двух основополагающих гуманитарных дисциплин – педагогической и психологической науки. В этимологическом словаре слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенные вперёд», «выступающий», «бросающийся в глаза». В педагогической литературе понятие «проект» изначально имело три важных признака. Это ориентация обучающихся: 1) на получение знаний в процессе осуществления деятельности; 2) на действительность, выражающуюся в решении практической задачи в условиях, близких к реальной жизни; 3) на конкретный продукт, предусматривающий применение знаний из различных областей наук с целью достижения запланированного результата. [4]

Таким образом, в основу метода проектов положена идея о продуктивности деятельности, направленной на достижение результата через решение проблемы. Нам представляется значимым рассмотреть сущность понятия «проектная деятельность» в связи с воспитательным потенциалом современной семьи.

Как известно, семья - уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку. Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад, семья, общественность. [1]

Классики педагогической науки Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили и ряд других справедливо подчеркивали, что существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи является организующая роль детского сада, благодаря которой возможно построение ответственных партнерских отношений, создание системы просвещения и поддержки родительского воспитания. Следовательно, цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.

Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.

Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги заручаются пониманием со стороны родителей в решении разного рода проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.

Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

В-третьих, родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в школьном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужны. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.

В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

Система дошкольного образования в настоящее время находится в состоянии обновления и развития. Она гибко реагирует на потребности общества и личности. При этом традиционно особое значение в дошкольных учреждениях придается игре, так игра является основным видом деятельности ребенка. Ее влияние на развитие личности трудно переоценить. Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе, поэтому игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности.

Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и обучением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления, поэтому игра выступает как одно из эффективных средств воспитания. [2]

Важно отметить, что в игре у ребенка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько впоследствии он будет преуспевать в учебе, работе, как сложатся его отношения с другими людьми. Игра является довольно эффективным средством формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль, внимание. Ее, обязательные для всех, правила регулируют поведение детей, ограничивают их импульсивность.

Роль игры, к сожалению, недооценивается некоторыми родителями. Они считают, что на игры уходит много времени. Лучше пусть ребенок сидит у экрана телевизора, компьютера, слушает сказки в записи. Тем более в игре он может что-то сломать, порвать, испачкать, причинив тем самым «лишнее» беспокойство взрослым. А для ребенка игра – это способ самореализации. В игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни.

Многие родители, основываясь на своем опыте взросления, предпочитают игре в реальном времени виртуальную игру. А как мы знаем, дошкольник познаёт мир через тактильные ощущения. В игре он приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни. Позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.

Приведем далее описание некоторых игр, которые использовались нами для моделирования форм проектной деятельности дошкольников с участием родителей.

«Активити» для детей

Данная игра является упрощенной версией обычной «Активити», поэтому она прекрасно подойдет детям дошкольного возрста. Все участники делятся на несколько команд и соревнуются в угадывании слов, заданных на карточках. Описывать слово игрок может при помощи объяснений, рисования или пантомимы, причем, сделать это нужно максимально быстро. Команда, первой добравшаяся до финиша, выигрывает. «Активити» не только очень веселая, увлекательная и интересная игра, она еще и помогает развивать коммуникативные навыки, творческие способности, мышление и увеличивает словарный запас.

«Дженга»

Эта игра подойдет абсолютно для всех. Она может стать прекрасным развлечением на вечеринке и интересным занятием для всей семьи в выходной день. Участникам необходимо выстроить башню из деревянных брусьев, вынимая их по очереди из низа конструкции и устанавливая наверху. При этом сооружение не должно рухнуть. Если же кто-то из игроков нарушит хрупкое равновесие и башня упадет, он будет считаться проигравшим, а игру придется начинать сначала. «Дженга» помогает в развитии координации, пространственного мышления, а также мелкой моторики, поэтому ее можно отнести к лучшим развивающим настольным играм для дошкольников.

«Скрабл»

Данная игра является аналогом многим известного «Эрудита» — настольной игры в слова. Но в отличие от последней, в «Скрабл» можно употреблять любые части речи, в любых падежах, спряжениях и склонениях, что несколько упрощает игру для дошкольника. Это очень спокойная, но, в то же время, увлекательная и веселая игра для детей и их родителей, в которой с успехом можно применять способности стратега. Она прекрасно развивает словарный запас и мышление.

«Мечтриум»

«Мечтариум» — это хорошая настольная игра для дошкольников. Ее можно предлагать детям, начиная с четырех лет. Данная игра представляет собой основу, позволяющую организовывать бесконечный игровой процесс. Она дает возможность ребенку, при помощи воображения, создать собственный сказочный мир. Играя в «Мечтариум», дети учатся придумывать, фантазировать, мыслить и сочинять, развивают логические способности, фантазию и интерес к творчеству.

«Ticket to Ride»

Ticket to Ride, более известная в русскоговорящей среде как «Билет на Поезд» - лучшая стратегическая настольная игра для приятного времяпрепровождения в кругу семьи для детей и взрослых. Задача игроков — построить свои маршруты из разных городов, набрав при этом максимальное количество победных очков. Для создания маршрута нужно сыграть с руки определённое количество карт вагонов одного цвета. В этой игре почти нет конфликтных ситуаций, на компонентах нет текста, а только цветные картинки с вагончиками и большая цветная карта. При всём при этом в этой игре есть достаточная глубина и интерес сохраняется надолго за счёт разнообразия маршрутов и небольших дополнений, которые легко доступны. Играя в «Ticket to Ride», дети учатся размышлять, продумывать план действий.

Указанные игры в формате дуального обучения использовались нами на базе СОГБОУ прогимназия «Полянка» г. Смоленска и в ходе консультационной работы с родителями на базе психолого-педагогического центра развития семьи и детства «Семицветик» ОГБПОУ «Смоленский педагогический колледж». Полученный нами опыт позволяет утверждать, что за счет привлечения родителей к участию в игровой проектной деятельности на базе образовательных учреждений у них формируются педагогически обоснованные ориентиры для корректировки детско-родительских отношений в семье.

Содержание данных игр привлекло внимание не только детей, но и взрослых. Многие родители многократно проигрывали одну игру с большим интересом, что является прообразом проектной деятельности.

Список литературы:

1) Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждений и родителей / Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик и др. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006.

2) https://dohcolonoc.ru/cons/886-osobennosti-igrovoj-deyatelnosti-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

3) https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2012/07/12/sovremennye-formy-raboty-s-roditelyami-v-doshkolnom

4) https://psychology.snauka.ru/2012/06/673 Сазанова А. В. Генезис и сущность понятия «проектная деятельность» // Психология, социология и педагогика. 2012. № 6 [Электронный ресурс].

Публикации по теме:

«Организация проектной деятельности дошкольников». Консультация для воспитателей Уважаемые коллеги, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, разработаны современные подходы к организации проектной деятельности дошкольников.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка»Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.

Фотоотчет по итогам проектной деятельности в рамках патриотического воспитания дошкольников «Помним и гордимся!»Фотоотчет по итогам проектной деятельности в рамках патриотического воспитания дошкольников «Помним и гордимся!» Уважаемые коллеги, хочу представить Вашему вниманию Фотоотчет по итогам проектной деятельности патриотического воспитания дошкольников:.

Использование технологии макетирования в игровой деятельности дошкольниковИспользование технологии макетирования в игровой деятельности дошкольников Использование технологии макетирования в игровой деятельности дошкольников. Воспитатель :Гуляева Оксана Николаевна Место работы: МБДОУ.

Консультация для родителей «Развитие познавательного интереса ребёнка к вопросу финансовой грамотности» Целью обучения детей финансовой грамотности является: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей, создание необходимой мотивации.

Организация игровой деятельности младших дошкольников в плавательном бассейне ДОУОрганизация игровой деятельности младших дошкольников в плавательном бассейне ДОУ О пользе плавания можно говорить бесконечно. Купание, игры в воде, плавание оказывают благоприятное воздействие на всестороннее физическое.

Организация проектной деятельности «Очень интересные родителей профессии» Организация проектной деятельности на тему: «Очень интересные родителей профессии». Цель проекта: познакомить детей с разнообразием профессий.

«Снег». Организация проектной деятельности старших дошкольников Организация проектной деятельности старших дошкольников по теме «Снег». Цель: Развивать устойчивый интерес к познавательно-речевой деятельности,.

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Роль родителей в игровой деятельности Игра является своеобразной формой размышлений ребёнка о мире. По содержанию игры можно судить о разносторонности и глубине этих размышлений.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
К вопросу о моделировании форм игровой проектной деятельности дошкольников с участием родителей
Опубликовано: 20 декабря 2019 в 14:47
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «К вопросу о моделировании форм игровой проектной деятельности дошкольников с участием родителей» (включая файлы) размещена пользователем Александра Воронина (УИ 1022121) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД