Анна Конопкина
Консультация «К проблеме работы с семьями с детьми с ТМНР»
▼ Скачать + Заказать документы
К ПРОБЛЕМЕ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
Аннотация: данная статья рассматривает проблемы, возникающие у педагогов в работе с семьями с детьми-инвалидами, обучающимимся на дому.
Ключевые слова: тяжелые множественные нарушения развития, специальная индивидуальная программа развития, дети-инвалиды, работа с родителями.
Публикация «Консультация „К проблеме работы с семьями с детьми с ТМНР“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- ТМНР. Тяжелые и множественные нарушения развития
- Темочки
Среди многочисленных проблем коррекционной педагогики и психологии, одной из актуальных проблем на данный момент является сопровождение и коррекционная работа с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР). Эта проблема стала актуальна с введением федерального государственного образовательного стандарта, обеспечивающего доступное образование для всех детей.
Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития представляют особую группу детей-инвалидов. У таких детей страдают когнитивная, коммуникативная, эмоционально-волевая сферы, общая и мелкая моторика. Вследствие органических повреждений центральной нервной системы, у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, умственная отсталость сочетается с дефектами анализаторных систем, грубыми нарушениями речи, двигательными расстройствами, нарушениями эмоционально-волевой сферы[1].
К сожалению, количство таких детей растет, а вместе с тем растет и количество вопросов и проблем у педагогов, учавствующих в сопровождении и образовании данной категории детей.
Не все дети с ТМНР могут посещать образовательные учреждения, поэтому занятия с ними проводят на дому. Для этого разрабатывается специальная индивидуальная программа развития (СИПР)на каждого ребенка. СИПР составляется с учетом диагноза и образовательных потребностей обучающихся на каждый год обучения.
Знакомясь с семьями детей с ТМНР, педагоги сталкиваются с тем, что работать приходится не только с ребенком, но и с его родителями. Многие родители испытывают длительный стресс, обусловленный рождением ребенка-инвалида, который деформирует их личность[2].
Для многих семей характерна пассивная роль, когда они не видят положительных результатов, отчаиваются, опускают руки, считают, что от них ничего не зависит и перестают всячески бороться за развитие ребенка. Приходя к таким семьям, педагог чувствует апатию, исходящую от родителей, они не заинтересованы в занятиях, которые проводит педагог. Такая отрицательная установка семей негативно сказыватся на развитии аномального ребенка. Задачей педагога в таких случаях является повышение психолого-педагогической компетентности, развитие оптимизма родителей, мотивирование на положительный результат.
В некоторых случаях педагоги сталкиваются с гиперопекой. Когда родители, зациклены на ребенке, бояться, как бы он не упал, не ударился, делают все за него, лишая его самостоятельности. В таких обстоятельствах у ребенка формируется абсолютная беспомощность. Работа с такими детьми очень затруднена, они много капризничают, требуют повышенного внимания со стороны родителей, самостоятельно не выполняют задания. В таких ситуациях требуется объяснить родителям, что их чрезмерная опека негативно сказывается на развитии ребенка. И без того беспомощный ребенок становится еще более зависимым и слабым.
В работах многих авторов отмечается, что в семейных отношениях родителей детей с ТМНР преобладает зависмость, ригидность. Родители находятся в подавленном состоянии, чувствуют себя беспомощными и изолированными. Им необходимо, чтобы другие люди сочувствовали и сопереживали им, разделяли их ситуацию. В таких ситуациях требуется расширение системы социальных контактов родителей по встулению в сотрудничество с другими семьями, имеющими детей с тяжелыми пороками развития для создания дополнительных источников информации и социальной поддержки[4].
Изучение взаимодействия родителей и педагогов, показало, что многие родители не доверяют педагогам и их компетентности. Родители сложных детей и специалисты образовательных огранизаций занимают разные позиции в отношении ребенка с дефектами в развитии и связанными с ними трудностями. Ориентация специалистов направлена на изучение и коррекцию патологий, но порой их вмешательство не приводит к заметным улучшениям в жизнедеятельности ребенка. В таком случае родители разочаровываются в оказанной специализированной помощи, которая не приносит видимого эффекта, что ведет к недоверию профессионалам. Семья начинает изолировать ребенка-инвалида от «некомпетентности» специалистов[3].
Чтобы коррекционный процесс приносил свои плоды, педагогам необходимо выстраивать одновременную работу и с родителем, и с ребенком. Это помогает родителям в короткие сроки усвоить информацию об особенностях и потребностях ребенка.
Многие ученые утверждают, что предоставление родителям конкретных профессиональных рекомендаций возможно в случае, если педагоги владеют информацией о повседневной жизни семьи, семейных потребностях и ресурсах. В такой ситуации оказанная помощь семье ребенка с ТМНР будет эффективна. Исследования показывают, что это способствует не только большей удовлетворенности родителей реабилитационными программами, но и удовлетворенности педагогов своей профессиональной деятельностью [4].
Таким образом, эффективность сопровождения и коррекционной работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития зависит от того, насколько удастся активизировать и мотивировать родителей на совместную деятельность.
Литература и примечания:
[1] Жигорева, М. В. Исторические аспекты становления учения о сложных нарушениях развития [Текст] // Коррекционная педагогика и смежные науки. 2014. №3 (61). С. 63.
[2] Мастюкова, Е. М., Московкина, А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии [Текст] / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина. М. : Владос, 2004. 408 с.
[3] Ткачева, В. В. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: учебник для студентов учреждений высшего образования [Текст] / В. В. Ткачева. М. : Издательский центр «Академия», 2014. 272 с.
[4] Отева, Н. И., Малярчук, Н. Н, Криницына, Г. М., Пащенко, Е. В. Проблемы и ресурсы семей, воспитывающих детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии [Текст] // Вестник Минского университета. 2019. Том 7, №2. С. 66.
© А. А. Конопкина, 2020