лариса катунян
Конспект ОД в области «Познание» по расширению знаний о видах ткани для детей подготовительной группы с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширение знаний и представлений детей о видах ткани.
Задачи:
Образовательные:
- Дать представления об изготовлении ткани из натуральных волокон (растительного, животного происхождения).
- Закрепить умения согласовывать свои движения при ходьбе в колонне по одному.
Воспитательные:
- воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в коллективе.
Развивающие:
- Развивать познавательную активность детей в процессе опытно-исследовательской деятельности.
- Развивать мышление, внимание, память.
Публикация «Конспект ОД в области „Познание“ по расширению знаний о видах ткани для детей подготовительной группы с ОНР» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Ткань. Свойства и виды ткани
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
- Развивать мелкую и крупную моторику.
Речевые:
- Активизировать и обогащать словарь детей.
- Продолжать учить детей образовывать относительные прилагательные.
Интеграция образовательных областей : физическое, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое.
Оборудование и материалы: Мольберт, ТСО — проектор, мини - станок «Бердо», вата, салфетки, блюдца с водой, образцы ткани.
Методы и приемы:
Словесный метод: беседа, вопросы.
Предшествующая работа: чтение сказки Г. Х. Андерсена «Дикие лебеди», рассказа «Как рубашка в поле выросла».
2
Сюжетно - ролевая игра «Ателье» :
Воспитатель: посмотрите друг на друга, какая красивая у вас одежда!
Как вы считаете, всегда ли человек носил такую одежду?
(Предполагаемые ответы детей)
На проекторе появляется слайд человек в шкуре.
Воспитатель: посмотрите, как одет этот человек? ( предполагаемый ответ: в шкуре)
Воспитатель:
Чтоб в морозы не замерзнуть,
Чтоб спастись от холодов,
Человек в любую шкуру
Завернуться был готов.
Шкуру чистил он сначала,
Закреплял, чтоб не упала,
И ходил и в дождь и в снег
В этой шкуре человек.
Воспитатель: а сейчас во что одеваются люди?
(предположительные ответы детей : юбка, брюки, платье, костюм, пальто).
Воспитатель:
Посмотрите скорее вокруг!
Сколько разных в мире брюк,
Юбок, платьев, шуб, пальто,
Шляпок, кофточек, манто.
Воспитатель: а из чего сделана одежда?
(предполагаемые ответы детей : из ткани, нити).
Воспитатель: со временем человек научился изготавливать ткань из различных материалов. Широко используется ткань, сделанная из растений.
На проекторе появляется слайд с изображением хлопчатника.
Воспитатель: ребята, может кто - то из вас знает это растение?
Это хлопчатник (рассказ воспитателя о растении).
Воспитатель: ребята, а давайте попробуем получить нить из хлопка!
Проходите в нашу мастерскую, присаживайтесь за столы.
Воспитатель: посмотрите, что лежит на столе? Ответы детей (вата).
Воспитатель: вата - это хлопок только очищенный.
Воспитатель осуществляет показ с объяснением: возьмите кусочек ваты, распушите ее, намочите кончики пальцев и скручивайте пальцами вату вот так, при этом, чуть растягивайте.
Воспитатель: что получается?
Ответы детей : нить.
Воспитатель: у нас получилась не очень ровная, тонкая, мягкая, настоящая хлопковая нить (и раздает ткань на столы).
Воспитатель: посмотрите мы с вами изготовили хлопковую нить ручным
3
способом, а у вас на столе лежат образцы ткани, изготовленные из хлопковой
нити на фабрике на ткацком станке. Отличаются нити друг от друга? Попробуйте, вытяните из ткани нитку. На ощупь какая хлопковая ткань? (ответы детей).
Воспитатель обращает внимание на изображение крапивы на мольберте.
Воспитатель: ребята, я хочу показать вам еще одно интересное растение. Вы его узнали? Что это за растение? (ответы детей).
Чтение воспитателем стихотворения о крапиве:
У забора сиротливо пригорюнилась крапива.
Может, кем обижена?
Подошла поближе я,
А она то, злюка, обожгла мне руку.
Воспитатель: а что вы знаете о крапиве? (ответы детей).
Ткань можно изготавливать из волокон крапивы, но одежда из нее более грубая, поэтому сейчас ее используют редко, в лечебных целях.
Воспитатель: ребята, а из какого еще растения изготавливают ткань для одежды?
(Предполагаемые ответы детей - лен).
Воспитатель предлагает детям подойти к выставке тканей и изделий из льна, рассмотреть и тактильно обследовать их.
Воспитатель: как вам кажется, лен и хлопок отличаются друг от друга? (Ответы детей - ткань изо льна плотная и т. д.).
Воспитатель предлагает детям игру «Поезд времени. Лен». Для этого предлагает выбрать карточки (на которых изображена технология изготовления ткани) и встать детям в соответствии с их последовательностью.
Ребята выполняют задание.
Воспитатель:
Поезд мчится, поезд мчит
Тук тук — тук тук тук,
Cердце радостно стучит
тук тук тук — тук тук тук.
Поезд останавливаются перед проектором.
Воспитатель: Поезд прибыл конечная остановка.
Нас встречают, а вот кто - вы должны отгадать сами по голосу.
На проекторе аудиозапись с голосами животных.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему нас встречают именно эти животные? Какую пользу приносят животные?
(предполагаемые ответы детей).
Воспитатель: верблюд нам шерсть какую дает? (например, верблюд дает верблюжью шерсть, коза, собака, овца.)
Воспитатель: Из шерсти делают шерстяные нити, из которых изготавливают
4
одежду (показ слайда с комментариями воспитателя).
Воспитатель: Давайте посмотрим, как выглядит шерсть и шерстяные изделия (подводит к столу, на котором размещены изделия - дети рассматривают шерсть, нитки).
Воспитатель: Ребята, у нас в корзине шерсть разных животных. Попробуйте догадаться, какому животному принадлежит эта шерсть?
Изделия из шерсти очень теплые.
Игра - «Какой, какая, какие» с клубком из шерсти.
Воспитатель: ребята, а как будет называться шапка из шерсти,
платье из шерсти,
юбка из шерсти,
шорты из шерсти,
костюм из шерсти?
Воспитатель: дети, ткани получают из растений, шерсти животных. А как вы думаете, насекомые могут давать нам нити? (предполагаемые ответы детей).
Воспитатель: А я хочу открыть вам секрет! Есть такое насекомое - тутовый шелкопряд. Его гусеница выделяет тонкую шелковую нить, из которой изготавливают ткань - шелк.
Воспитатель: предлагает рассмотреть шелковую ткань, расспрашивает детей, какая она, что отличает ее ото льна и хлопка.
Ответы детей (легкая, воздушная, полупрозрачная, тонкая).
Воспитатель: давайте изобразим гусеницу (дети под музыку выполняют движения с продвижением за воспитателем и останавливаются перед проектором).
Маленькая гусеничка по листу ползет,
Листик, как конфетку, целый день грызет.
Наконец накушалась, кокон вдруг свила,
В коконе, как куколка, зиму проспала.
А весной той куколке надоело спать,
Превратилась в бабочку, чтоб везде летать.
На проекторе появляется слайд с изображением гусеницы тутового шелкопряда.
Воспитатель комментирует изображения на проекторе.
При появлении на проекторе ткацкого станка, воспитатель уточняет у детей, что это за устройство?
Воспитатель: ребята, на фабрике с помощью этого устройства, которое называется ткацкий станок, нити переплетаются и получается ткань механическим способом.
А я хочу показать вам станок, где нити переплетаются вручную. Называется
этот станок «Бердо». Широкую ткань на нем трудно изготовить, а вот поясок можно.
5
Воспитатель демонстрирует станок и способ изготовления на нем пояска.
Воспитатель: ребята, с помощью этого «бердечка» мы можем сделать подарки для наших мам.
Я приготовила коробочку и мы в нее сложим наш станок, а в группе, в свободное время, будем готовить сюрпризы для мам и бабушек.
Воспитатель: наше путешествие по знакомству с различными видами ткани подошло к концу.
Ребята, а что интересного вы сегодня узнали? (ответы детей).
Давайте вспомним, из каких материалов можно изготовить нити?
Из какого растения мы ручным способом научились получать нить?
Кто помог нам получить шелковую нить?