Лохмоткина Елена Ивановна
Конспект комплексного занятия с группой младших подростков с синдромом Дауна «Знакомство со сказочным сенсорным садом»
▼ Скачать + Заказать документы
К О Н С П Е К Т
комплексного занятия
с группой воспитанников с синдрома Дауна младшего подросткового возраста
с участием воспитанников старшего возраста,
в рамках проекта "Один плюс один" на тему:
"Знакомство со сказочным сенсорным садом"
Публикация «Конспект комплексного занятия с группой младших подростков с синдромом Дауна „Знакомство со сказочным сенсорным садом“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Синдром Дауна. Развитие и обучение солнечных детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2022
Цель занятия : Актуализация знаний и представлений воспитанников с синдромом Дауна о сенсорных эталонах и перцептивных признаках на материале предметов «Сказочного сенсорного сада».
Задачи:
1). Развивать сенсорно-перцептивные навыки, навыки перцептивной деятельности (узнавание, дифференциация, использование в самостоятельной деятельности) и творческой активности.
2) Корригировать и развивать навыки двигательной и психомоторной активности (мелкая моторика и общая моторика).
3) Воспитывать любовь к книге и чтению, укреплять навыки совместного взаимодействия со старшими воспитанниками, мотивацию к сотрудничеству; обобщать и закреплять уже имеющиеся знания произведений детской литературы и их авторов.
Форма проведения: групповое занятие (3+3) с детьми синдрома Дауна и старшими воспитанниками.
Оборудование:
Демонстрационно-опорный материал: подготовлено и оформлено три зоны для проведения занятия : «Тридевятое царство», «Волшебный кувшинчик», «Необитаемый остров».
Музыкальное сопровождение.
Выставка книг, портреты писателей, игрушки – персонажи сказок, выставка рисунков детей к произведениям детской классической литературы.
Наглядный материал:
Материал для посадки растений (луковичные) – земля в контейнерах, луковичные растения, вода.
Разнообразные виды круп (фасоль, гречка, макароны).
«Островки» (мягкие масштабные пазлы)
Участники занятия-воспитатель (в костюме волшебной феи, воспитанники в костюмах героев детских произведений («Буратино» и «Мальвина»; «Маша» и «Медведь»; «Незнайка» и «Синеглазка»
Предварительная работа:
Воспитанники с синдромом Дауна благополучно адаптировались к новым условиям семейной группы. Совместно со специалистами Центра диагностированы знания и представления, умения и навыки в области сенсорно-перцептивных и психомоторных возможностей. Воспитанники с синдромом Дауна имеют навыки работы с землей и природным материалом, знают, что такое крупы.
Стартовал проект «Один плюс один», в рамках которого налажен контакт старших воспитанников с младшими воспитанниками с синдромом Дауна.
С детьми младшего возраста вспомнили русские народные сказки, произведения Э. Успенского, К. Чуковского, С. Михалкова, А. Толстого, С. Я. Маршака, Н. Н. Носова, А. С. Пушкина, Г. Х. Андерсена и др., организовывали просмотр мультфильмов и детских кинофильмов, подготовили рисунки детей совместно с воспитателем и старшими воспитанниками по произведениям детской классической литературы.
Со старшими воспитанниками были прочитаны различные произведения детской классической литературы (по выбору и желанию детей, проведена викторина «Книголюбы», вместе с воспитателями и педагогами дополнительного образования поставлен кукольный спектакль «День в лесу».
Методы и приемы работы воспитателя:
Вербальная инструкция, игровое взаимодействие, словесное сопровождение, показ-демонстрация, упражнения, релаксационные приемы.
Структура занятия (матрица) :
1). Приветствие.
2). Актуализация и развитие сенсорно-перцептивных навыков.
3). Формирование навыков перцептивной деятельности (узнавание, дифференциация, использование в самостоятельной деятельности) и творческой активности.
4). Развитие и коррекция навыков двигательной активности (мелкой моторики и общей моторики).
5). Релаксация. Ритуал прощания.
Ход занятия ( время проведения: 35-40 мин).
Занятие начинается с приветствия, вступительного слова воспитателя (называют действующих лиц занятия, из каких произведений они пожаловали к нам, находят среди мягких игрушек своих героев)
Приветствие проходит в свободной деятельности в контакте со старшими воспитанниками попарно (ребенок взаимодействует со старшим другом и воспитателем) с помощью упражнения «Пятёрочка» :
воспитатель предлагает каждой паре проиграть в ладоши (дети выставляют друг другу ладошки и хлопают по рукам, а затем предлагает свои ладоши каждой паре.
«Актуализация и развитие сенсорно-перцептивных навыков в зоне «Тридевятое царство» (зона – отдельно отведенное место на подоконнике).
Воспитатель предлагает участникам упражнение «Садовник» : воспитанники в парах сажают луковичные растения в подготовленную землю в контейнерах. Воспитатель осуществляет поэтапный контроль, помогает по необходимости, напоминает инструкцию и направляет действия, следит за техникой безопасности (в период работы, по окончании работы с землей, а также стимулирует санитарно-гигиенические навыки (помыть руки после работы с землей).
Здесь у ребенка с синдромом Дауна закрепляются представления о предметах и явления окружающего мира, актуализируются и развиваются знания о сенсорных эталонах (величина, форма, цвет, пространство, укрепляются навыки совместного взаимодействия со старшими воспитанниками.
Формирование навыков перцептивной деятельности (узнавание, дифференциация, использование в самостоятельной деятельности) и творческой активности в зоне «Волшебный кувшинчик» (зона – отдельно отведенное место на столе)
Воспитатель предлагает участникам упражнение «Прикоснись», которое проходит в зоне «Волшебный кувшинчик». Данный вид активности состоит из нескольких циклов: изучение различных круп, смешивая их воедино с последующим разделением круп по своим чашам (кувшинчикам) Участникам предлагается два вида смешанной крупы в чашах и дается задание, разобрать крупу по отдельным чашам, опираясь на их отличительных признаки.
Здесь воспитатель актуализирует представления воспитанников о понятиях о величине и текстуре: твердый, рассыпчатый, гладкий, много – мало, большой – средний - маленький. Закрепление навыков предлагается в упражнении «ОчУмелые ручки».
Одной паре - выложить домик из макарон.
Второй паре – выложить цветок из фасоли.
Третьей паре – выложить дорожку из гречки.
Здесь у воспитанников формируются навыки сотрудничества; развивается мелкая моторика; формируются навыки творческой активности.
Развитие и коррекция навыков двигательной активности (мелкой моторики и общей моторики) в зоне «Необитаемый остров» (зона – отдельно отведенное место из комнаты в коридор и обратно)
Воспитатель предлагает участникам снять обувь и отправиться в путь по специально подготовленной дороге. По «Островкам». Цель пути – принести воспитателю фрукты и овощи и собрать корзину.
На этом этапе акцент делаем на поисковой активности, развитие координации движений, развитие общей и мелкой моторики (ходьба по деревянным пенечкам и разнообразным островкам текстурной поверхности).
Воспитатель хвалит участников за сбор урожая и правильно выполненное задание.
Релаксация. Данный вид активности заключается в расслаблении организма и ощущении контрастности состояний бодрости и спокойствия под музыкальное сопровождение (участники располагаются на диване и ковре) - зона – отдельно отведенное место в гостиной.
Воспитатель предлагает упражнение на расслабление: «Волна», сопровождая его вербальной инструкцией.
Окончание занятия – ритуал прощания в формате дружеских рукопожатий и вербального прощания. Ритуал прощания проходит в свободной деятельности в контакте со старшими воспитанниками попарно (ребенок взаимодействует со старшим другом) с помощью упражнения «Дружеское рукопожатие».