Наталья Асютина
Конспект занятия по эстетическому и нравственному воспитанию «Я рисую город своей мечты»
▼ Скачать + Заказать документы
Город Мечты.
Занятие по эстетическому и нравственному воспитанию и изобразительной деятельности для подготовительной группы.
Цель: учить детей размышлять над нравственной сутью поступков, качеств личности; учить видеть вокруг себя красоту, любить и защищать ее; стремиться раскрывать творческий потенциал детей, развивать фантазию; пробуждать в детях добрые чувства, желание изменить мир к лучшему; активизировать технические навыки работы гуашью.
Публикация «Конспект занятия по эстетическому и нравственному воспитанию „Я рисую город своей мечты“» размещена в разделах
Материалы: маленький сундучок с “серебряным” клубком; костюм Феи Красоты (плащ, головной убор, волшебная палочка); маленькие красивые подушечки для каждого ребенка; камни размером с детскую ладошку в коробке; корзина с муляжами фруктов; бумажный цветок; музыкальные фрагменты в записи; гуашь, тонкие кисти, палитры, салфетки, вода.
Ход занятия. Воспитатель приветствует ребят и напоминает, что их ловкие пальчики тоже любят приветствовать друг друга. Все вместе выполняют пальчиковую гимнастику:
Спал цветок волшебным сном, (кулачок крепко сжат)
Был закрытым. Но потом
Показался лепесток, (распрямить большой палец)
А за ним его дружок, (указательный палец)
Вот и третий не проспал, (средний палец)
И четвертый не отстал, (безымянный палец)
Вот и пятый лепесток, (мизинец).
Вот раскрылся весь цветок! Кисть руки изображает форму тюльпана (глубокой чашечки).
Воспитатель берет в руки красивый сундучок, с таинственным настроением открывает его и достает клубок с серебристой нитью.
Вот волшебный сундучок.
В нем серебряный клубок.
По дорожке Красоты
Побежим и я, и ты.
Ребята, пусть клубочек, словно в сказке, поведет нас по дорожке Красоты. А мы ему поможем. Пусть каждый, кто держит клубочек в руках, скажет, что красивого он видел дома, в гостях, по дороге в детский сад или на прогулке, а потом передаст клубочек дальше.
Ниточка, тянись, тянись,
Красотою поделись!
Дети встают в круг, воспитатель закрепляет у себя в руке конец нити и проводит дидактическую игру “Что для тебя красота?”, передавая клубок по кругу.
Ответы детей разнообразны. Красивый листок, пруд, журнал, самолет, доктор, красивая ваза, девочка, жизнь, рябина, корова, Земля, игра.
-Ребята, конечно, серебряный клубочек появился у нас не просто так. Ведь наш детский сад называется “Сказка”. А в сказке все возможно.
Ребенок:
В нашей "Сказке" все возможно: Здесь то тихо, то тревожно,
То таинственно, то важно,
То волшебно, то отважно.
В спальне сон на мягких лапах,
В кухне здесь волшебный запах,
Птицы, дети и цветы
Дружат с Феей Красоты.
Воспитатель : Да, ребята, мы всегда чувствуем присутствие Феи Красоты в нашей изостудии. Она помогает нам творить чудеса с помощью красок, цветной бумаги, глины, пластилина. Но мы никогда ее не видели. Может быть, она услышит нашу волшебную музыку и придет к нам? Какая, вы думаете, музыка подойдет нам для этого? Какая она должна быть по характеру? (Мелодичная, красивая, нежная, воздушная, ласковая)
Дети садятся на ковер, слушают музыку, в это время девочка “превращается” в Фею красоты и появляется перед ними.
Воспитатель : А вот и она, Фея Красоты. Значит, мы выбрали подходящую музыку, и Фее наша музыка понравилась.
Фея: Здравствуйте, ребята! Я Фея Красоты, я очень люблю все красивое. А еще я дружу с Феей Доброты и Феей Мечты. Мы вместе приготовили для вас подарок. Вы, ребята закройте глаза, а я взмахну волшебной палочкой и скажу волшебные слова:
Раз, два, три!
Красота, добро твори!
“Появляется” подарок.
Фея: Это волшебные маленькие подушечки. Они красивые, мягкие и располагают к мечтам.
Воспитатель : Спасибо, дорогая Фея. Оставайся с нами. Ой, ребята, чуть не забыла. Сегодня в детский сад по почте пришло звуковое письмо. А еще посылка.
Звучит музыка в записи.
Воспитатель : Ребята, а эта музыка какая по характеру? (Тревожная, колдовская, мрачная, недобрая). Фея Красоты – добрая волшебница, и музыка у нее добрая. Кто же мог прислать нам такую тревожную и злую музыку? (Злой волшебник) А в посылке – подарок от негоРебята, что можно о камнях сказать, какие они? (Грубые, тяжелые, некрасивые, некрасочные, ненужные)
Ребята, а вы на кого хотели бы быть похожими, на доброго волшебника или злого? Попробуем определить, какими качествами должен обладать Добрый Волшебник, а какими – нет.
Воспитатель проводит дидактическую игру “Волшебная корзиночка”. Дети садятся на колени. Преподаватель достает из корзины фрукты, на которых написаны нравственные качества человека. Отзывчивый, порядочный, завистливый, жадный, честный, жестокий, коварный, обаятельный, искренний, ленивый, грубый, добросердечный, беспощадный, ласковый. Если названное качество подходит для доброго волшебника, дети поднимают руки вверх (приветствуют, если нет – закрывают лицо руками (защищаются). Фрукты с противоположными качествами преподаватель кладет на разные подносы, комментирует свои действия, советуется с детьми, подводит итог игры.
Воспитатель : Злой волшебник, подарив нам камни, хотел, наверное, нас разозлить. Но вы же знаете, что если очень постараться, то любое злодейство можно обратить в доброе дело. В нашей “Сказке”, я думаю, тоже могут произойти волшебные превращения. Например, мы можем представить, что из этих камней можно построить волшебный город. Пусть это будет Город Мира, Город Добра, Город Мечты. Что это будет за город, мы должны придумать и решить сами. Конечно, он должен получиться Добрый. А значит – Красивый. Красоту нужно беречь и защищать. Кто хочет вместе со мной вступить в Общество Защитников Красоты? Ребята, что именно мы будем защищать в красивом и добром городе?
Дети встают вокруг Феи Красоты. Тому, кто хочет ответить на вопрос, Фея протягивает волшебную палочку, дотрагивается до ладошки.
(Защищать землю, цветы, солнце, мир, небо, жизнь, деревья, горы, замки, картины, звезды, животных, ангелов, сердце, книги, школы, космос,.)
Воспитатель : Чтобы защищать, надо знать, как это сделать.
Проводится игра с помощью карточек “Как защитить красоту?”
Воспитатель : называет объект защиты, а дети предлагают действия по защите объекта.
(Цветы – поливать, мир – не воевать, добро – делать всем добро, чистоту – не сорить, животных – кормить, ухаживать, память – помнить, ангелов – хранить в сердце, жизнь – не убивать никого,.)
Прекрасно, что вы знаете, что такое красота, и даже знаете, как ее защитить. Но чтобы построить Город Мечты и Добра нужно многое сделать своими руками. С чего же мы начнем? Помните камни, которые прислал нам злой волшебник? Пусть каждый из вас попробует на этом камне изобразить свою мечту. Потом эти камни можиспользовать в строительстве домов, театров, фонтанов в Городе Добра. У нас есть чудесные подушечки, которые подарили нам Феи Красоты, Добра и Мечты. Пусть они придут нам на помощь. Ведь Фея сказала, что они располагают к мечтам.
Преподаватель достает из сундука подушечки, раздает их детям и берет себе одну подушечку. На подушечку можно сесть, можно встать коленочками, можно прислонить к груди, к животику или к уху. Дети закрывают глаза, мечтают. Каждый – о чем-то своем, сокровенном.
Помните: если мечта благородная, то человек преодолеет лень и сделает все, чтобы его мечта осуществилась. Пусть ваша мечта будет благородной.
Воспитатель : Ребята, и я мечтала вместе с вами. Посмотрите, как я отразила свою мечту на волшебном камне. Какие кисти я использовала? Верно, тонкие, потому что пространство для рисунка небольшое. Можно использовать в работе одну сторону камня, можно – несколько. Но, ребята, моя мечта живет в моем сердце, а ваше сердечко подскажет, что нарисовать вам.
Дети встают, готовятся пройти за столы.
Пора за работу. Но на пути у нас, словно в сказке, нераскрывшийся Цветик – Многоцветик. Он никак не может раскрыть свои лепестки без нашей помощи. На одном лепестке у него встретились две краски: красная и белая. Каким же будет лепесток? Верно, розовым. На другом смешались синяя и белая краски, каким стал лепесток? Голубым. На третьем – желтая и красная, какого цвета лепесток? Оранжевый. Смешаем белую и зеленую, получим светло-зеленую и т. д. Вот и раскрылся волшебный цветок, он подсказал нам, как получить дополнительные краски и оттенки.
Дети выбирают камень в коробке, рассаживаются за столы. Во время индивидуальной работы звучит приятная музыка. Преподаватель обращается к детям с призывом представить себя добрыми волшебниками.
Каждый волшебник обладает богатством, которое приносит пользу ему, украшает его, и которое он может подарить другому. Нас всех сейчас объединяет мечта – Город Мира, Город Добра. Мы мечтаем о городе, где нет зла, где все дружат, где сбываются мечты.
Выполнив работу, дети собираются на ковре, садятся в круг, рассматривают работы, рассказывают о них.
Воспитатель : для каждого из вас камешек стал драгоценным сокровищем, ведь он хранит вашу мечту. А еще вы вложили в него свой труд. Если бы дети всего мира обладали таким сокровищем – “камнем мечты”, мы смогли бы построить огромный Город Мира, Добра, Красоты. Может, такой момент когда-нибудь настанет. Давайте будем хранить наш волшебный камешек – каждый у себя. Ихорошем, добром. Скажу вам по секрету: с ним можно даже разговаривать.
В Городе Мира, конечно же, будет площадь, на которой все будут встречаться. Назовем ее площадью Солнца. Все возьмутся за руки и будут петь добрые песни.
Дети берутся за руки и поют один куплет песни “Мечта” или “Солнечный круг”.
Воспитатель : Кто знает, может, все, о чем мы мечтаем, сбудется, и когда–нибудь мы увидим такой город? Кто знает. Но то, что мы мечтали не зря, это точно!
Фея Красоты: Ребята, я хочу поблагодарить вас за труд и за вашу мечту. Чтобы вам хорошо мечталось, я угощу вас конфетами “Мечта”. А еще подарю вам альбомы, в которых вы нарисуете тех, кого хотите поселить в нашем волшебном городе. Нарисуйте тех, кого вы любите. Нарисуйте, что они будут делать, как они будут жить. Желаю вам успехов!