Папазян Армине
Изучение сформированности знаний о сезонных явлениях в природе у детей 2–3 лет
Изучение сформированности знаний о сезонных явлениях в природе у детей 2–3 лет
В основу нашей работы легло положение К. Д. Ушинского о необходимости непосредственного контакта ребенка с природой. А именно: * «Важно ввести ребенка в природу с самого раннего возраста».
* «Природу важно видеть, смотреть на нее, воспринимать всеми органами чувств, замечать многообразие ее форм, красоту красок, звуков, движений, запахов…».
* «Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь».
Публикация «Изучение сформированности знаний о сезонных явлениях в природе у детей 2–3 лет» размещена в разделах
* «Проявления природы в каждое время года разнообразны, прекрасны и удивительны. С самого раннего возраста дети могут увидеть, заметить эти особенности в природе, их перемены»,
В этой связи исследовательская работа строилась в 2 этапа.
Первый – выявление знаний детей первой младшей группы о сезонных изменениях в природе.
Второй – используя совместную деятельность с детьми расширить их представления о сезонных явлениях в природе, воспитывая тем самым, любовь к родной природе.
Для выявления знаний детей о сезонных изменениях в природе была использована методика, автором которой является О. Д. Курганова.
Суть методики заключается в следующем: детям предлагалось выполнить пять заданий различного характера. По ходу выполнения заданий вели протокол, куда записывали все ответы и действия детей.
В работе приняли участие десять детей группы.
1 задание проходило под названием «Расскажи».
Инструкция: детям предлагались вопросы, на которые требовались ответы. Работа велась индивидуально.
Цель: выявить возможности ребенка в изложении необходимых знаний об изменениях в природе; уметь выражать содержание материала в речи.
Беседа включала следующие вопросы:
1. Какое сейчас время года?
2. Что бывает осенью?
3. Когда на улице мороз, идет снег, мы встречаем новый год – когда это бывает: летом или зимой?
4. Как ты отдыхал летом?
5. Если мы загораем на солнышке, купаемся в море, собираем ягоды – когда это бывает: зимой или летом?
Вот какие ответы были получены во время беседы с детьми. Приведем пример.
Лиза Д. (2г. 3мес.)
1. Не дает ответ. Молча рассматривает окружающие предметы в комнате.
2. Нет ответа.
3. «Зима».
4. Нет ответа.
5. Ребенок пытается выразить свою мысль, весь в воспоминаниях, но произносит лишь слово «ягодки».
Бэлла С.
1. Задумывается на поставленный вопрос. Пришлось видоизменить вопрос: «Сейчас уже похолодало, идет дождь, птички улетели в теплые края. Когда это бывает?» «Осенью», – говорит ребенок.
2. «Холодно. Ветер дует. Бабочки не летают».
3. «Зимой. Много снега».
4. «Я летом играла и ловила бабочек» (показывает размер бабочек).
5. «Летом это бывает. Я ела ягоды и грибы».
Злата З. (2г. 11 мес.)
1. «Сейчас осень, а потом зима».
2. «Все бывает. И зимой все бывает».
3. «Снег идет зимой. Много снега».
4. «Не знаю».
5. «Летом. Я ела ягодки. И Оля ела ягодки (Оля – сестра).
Проведенная работа свидетельствует о том, что дети первой младшей группы делают первые попытки соотношения отдельных сезонных явлений природы со временем года. Из-за недостаточного активного словаря детям затруднительно выражать свои мысли словами, однако, попытки обозначить яркие признаки времени года у детей имеются.
2 задание автор предлагает под названием «Узнай и расскажи».
Инструкция: детям предлагаются картинки с изображением характерных сезонных изменений природы. Необходимо назвать время года и рассказать, что с ним связано. В случае затруднения, детям следует задавать наводящие вопросы. Например: «Что это?» (Трава) «Чем дети занимаются?» (Катаются с горки).