Лариса Орлова
Изучение русских святынь
▼ Скачать + Заказать документы
Изучение Русских Святынь в школьном
курсе литературы. Северный Афон
В школьном курсе литературы нет отдельных тем для изучения Русских Святынь, но имеются общие темы для изучения : «Древняя Русь» и «Устное народное творчество». На этих уроках имеется огромная возможность рассказать учащимся на какой почве возникала русская литература.
Невозможно сформировать у учащихся понятие о возникновении русской литературы, если не изучить вопрос о том, как шло распространение православия на Руси.
Публикация «Изучение русских святынь» размещена в разделах
По преданию Апостол Андрей Первозванный во времена распространения христианства двигался на север, проповедуя Евангелие. На горах Валаамских он поставил каменный крест.
Спустя 900 лет сюда пришли иноки Сергий и Герман и основали монашеское братство.
Шли годы. Каждая эпоха оставляла свой след на Валааме, который с некоторых пор носит имя Северный Афон.
Наследие монастыря велико и уникально для изучения в школьном возрасте. Это не только географическое расположение, богатая история, жития святых и судьбы соотечественников, но и огромное чувство патриотизма и гордости за то, что являешься одним из жителей Великой страны.
Как же не впасть в отчаяние и не потерять веру в себя и в подрастающее, легко уязвимое, поколение так быстро осваивающее «карманных монстров»? Только мысли о безграничной вере и силе тех, кто молился за нас, возрождал и отстраивал Северный Афон.
Люди забыли заповеди Божии, а сознание мучит гордыня, вседозволенность, безнаказанность. Достучаться до сознания подростка можно в том случае, если школа и семья будут в унисон говорить о православных ценностях.
С 2006 г. проводятся наблюдения за тем, какое влияние на поведение учащихся оказывает изучение материалов о монастырях и житиях святых. У учащихся появляется смирение, терпимость, дружелюбие, готовность безвозмездной помощи, уступчивости, очищения своей речи от сквернословий. Всё это важно закрепить и удержать в сознании подростков.
На базе 9-х классов с 2006 года проводился элективный курс «Русские Святыни»; особое внимание было уделено изучению Северного Афона как одного из интереснейших уголков Православия. Учащимся были предложены задания по определению географического местоположения Северного Афона, климатических особенностях острова Валаам, истории основания монастыря и его насельников. Форму выполнения учащиеся выбирали сами. Это были рефераты, презентации, виртуальные экскурсии.
Патриотизму монахов были противопоставлены наши безрассудные и жалкие повседневные интересы, делающие человека равнодушным и циничным к происходящим событиям. Учащиеся учились самокритике, анализировали поступки.
Как показывает многолетний опыт, пробелы в нравственном сознании и недостатки духовных впечатлений толкают молодежь на заполнение пустоты: ищут раздражения своей нервной системы с помощью бесовской музыки, поиском новой чувствительности своего тела, а также привлечением внимания окружающих своим необычным внешним видом или поведением. Образы деятелей Северного Афона, как благодатная почва в сознании подростков, постепенно дают положительные результаты в нравственном воспитании.
Спаси нас, Господь,
Блудных детей!
Изучение жизни христианских подвижников Руси и святынь не является обязательным в школьном курсе, но для учителей гуманитарных дисциплин должно стать основным, так как формирует культуру современного человека.