Наталья Тюленева
Изучение особенностей развития общения детей 1,5–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Практическая работа по изучению особенностей развития общения детей 1,5-3 лет на базе в Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад №93».
Организация воспитательно - образовательного процесса в ДОУ базируется на основных принципах дошкольного образования, лежащих в основе федерального образовательного стандарта дошкольного образования и принципах примерной общеразвивающей программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, а именно:
Публикация «Изучение особенностей развития общения детей 1,5–3 лет» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
• Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;
• Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
• Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
• Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
• Сотрудничество с семьей;
• Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
• Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
• Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
• Учет этнокультурных ситуаций развития детей; Построение образования в зоне ближайшего развития ребенка (дидактический принцип развивающего обучения - Программа «От рождения до школы под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой»);
• Возможность применения полученной информации в практической деятельности детей (принцип научной обоснованности и практической применимости – Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой);
• Осуществление связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса (принцип интеграции – Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой).
• Объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой тема при организации воспитательно – образовательного процесса (комплексно – тематический принцип – Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой);
• Адаптивность предметно – развивающей среды дошкольного учреждения к потребностям ребенка дошкольного возраста, обеспечивающей комфорт, сохранение и укрепление здоровья и полноценного развития (принцип адаптивности - Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой).
В Программе учитываются следующие подходы к организации воспитательно – образовательного процесса: деятельностный, лично-ориентированный и возрастной.
Группа состоит из 31 ребенка, из них 20 мальчиков и 11 девочек. У детей проходит адаптационный период, среднее число детей по присутствию в группе от 14-18. Дети часто болеют простудными заболеваниями. 6 детей адаптировались в течение трех месяцев, остальные еще под наблюдением воспитателей, которые ежедневно отражают в адаптационных листах изменения, происходящие с детьми.
Общаются со взрослыми, выстраивая простые предложения, 3 воспитанника, 8 человек умеют произносить отдельные слова. Дети любят слушать сказки, гулять, играть в игрушки, повторять потешки и другие несложные тексты художественных произведений за воспитателями.
В начале второго года жизни речь ребенка значительно отличается от речи взрослого. Она называется автономной речью и имеет троякое происхождение: во-первых, это язык взрослых, которые придумывают для детей более доступные слова («ам-ам», «ням-ням» и т. п., во-вторых, это слова, искаженные ребенком вследствие недостаточною развития фонематического слуха и звуковой артикуляции («моко», - молоко, «хеб» - хлеб и т. п.) и, в-третьих, ребенок сам придумывает автономные слова («мазелин» - вазелин, «мокресс» - компресс и т. п., что говорит о том, что ребенок начинает осознавать звуковую сторону слова.
Наиболее сложно для ребенка дается обобщение предметов. С одной стороны, за словом, произносимым ребенком, чаще всего стоит: единичный, конкретней предмет, а не общее значение. Слово «чашка» означает для него ту чашку, из которой «он пьет», другие чашки, отличающиеся по внешнему признаку, этим словом не называются. С другой стороны, он может обозначать одним словом разные предметы («Ала» - шляпа, косынка, чепчик, т. е. ребенок обобщает предметы по назначению. ; «Га-га» - гуси, ботинки, птицы, т. е. обобщает по внешнему сходству).
Дети, пользующиеся автономной речью, обозначают одним словом разные предметы.
Например, Тимур К., использует в речи слово «ка». Этим словом он называет желтый камень, желтое мыло, кашу, карандаш.
Слово «пи-пи» Саша А. использует при назывании горшка, пистолета, пылесоса, птицы.
Полина Ш. во время приема пищи использует слово «люк». Оно обозначает все, что находится в тарелке морковь, капуста, мясо, лук.
До полутора лет фразовая речь отсутствует, вместо нее ребенок пользуется словами-предложениями (например, «Би-би» означает просьбу дать ребенку машинку). К двум годам появляются двусложные предложения, но слова в них грамматически не связаны между собой; согласование слов появляется к концу раннего возраста.
Двусложными предложениями пользуются некоторые дети в группе Артем Л. («Давай играть», «Болит нога», Ваня К. («Дай машинку», «Дай хлеб», Ваня А. («Мама пришла», «Иди ко мне»).
На третьем году жизни ребенок способен воспринимать простые по содержанию и небольшие по объему сказки, может отвечать на некоторые вопросы воспитателя по содержанию сказки; при пересказе способен лишь договаривать за взрослым отдельные слова либо группы слов. Русские народные - любимые сказки детей «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок».
Полина Ш., Артем Л. Продолжают за воспитателем: «не простое, а золотое», «дед плачет», «баба плачет». Ваня К. продолжает «курочка кудахчет».
Ранний возраст- «возраст нераскрытых резервов», особо важный этап в становлении человека. Как подчеркивал Л. С. Выготский, ранний возраст «сенситивен во всем». Именно в этот период развитие ребенка во многом зависит от социальных условий жизни. Формируется фундамент будущей личности, происходят важнейшие новообразования: ребенок овладевает такими человеческими качествами, как прямохождение и речь, складываются первичная направленность личности, половая идентификация.
У ребенка появляется самосознание, малыш становится личностью. Впечатления этого возрастного периода оставляют неизгладимый след в сознании человека и часто являются причиной многих комплексов и проблем, сопровождающих его на протяжении дальнейшей жизни. Разговорная речь – средство общения, но не только. Это и средство мышления, воображения, овладения своим поведением, осознания своих переживаний и своего «Я» в целом.
В новых требованиях к дошкольному образованию общение детей со сверстниками и взрослыми представлено в образовательной программе «Радуга» под редакцией Дороновой Т. Н., в образовательных областях «Коммуникация», «Социализация».
Для детей 2-3 лет программой определена следующая задача, связанная с развитием общения : приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми; практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Авторы программы назвали её «Радуга» по аналогии с семицветной радугой, т. к. она включает семь важнейших видов деятельности детей и занятий, в процессе которых происходит воспитание и развитие ребёнка :
— физическая культура (самый важный предмет — красный цвет);
— игра (положенная в основу программы — оранжевый цвет);
— изобразительная деятельность и ручной труд (на основе знакомства с декоративным народным искусством — жёлтый цвет);
— конструирование (развитие воображения — зелёный цвет);
— занятия музыкальным и пластическим искусствами (формирование эстетических переживаний — голубой цвет);
— занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром (синий цвет);
— математика (фиолетовый цвет).
Предполагаемые результаты выражены в сформированности интегративных качеств: «эмоционально отзывчивый», «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками» «способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения».
Общение-та деятельность, которой человек овладевает уже на первом году жизни и совершенствование которой продолжается всю жизнь. В общении развивается речь ребенка, в свою очередь влияющая на характер общения.
Пассивный словарь формируется в зависимости от активной позиции взрослого, знакомящего ребенка окружающим миром. В процессе общения с ребенком и в непосредственно образовательной деятельности (НОД) необходимо: расширять словарный запас на основе обогащения представлений о ближайшем окружении (уточнять названия предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта; учить различать и называть существенные части и детали предметов, особенности поверхности, некоторые материалы и их свойства, местоположение; глаголы, управляющими поведением ребенка); обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (учить понимать обобщающие слова; называть части суток; различать по внешнему виду домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты); предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, буклеты в целях развития инициативной речи.
В процессе организации общения, например в игровой деятельности, следует выполнять правила и применять приемы, способствующие установлению взаимопонимания: следить за интонацией и ее соответствием смыслу речи, при произнесении слов обращать внимание на их окончания.
В этот период развивается «деловое сотрудничество». К 2 годам ребенок начинает испытывать потребность в оценке своего участия в «общем деле». Разумеется, в оценке положительной, но именно за дело. Как взрослый должен удовлетворять потребность ребенка в общении? Как развивать общение по поводу предметов? При правильных методах воспитания непосредственное общение, характерное для младенчества, вскоре уступает место общению по поводу игрушек, предметов, перерастающему в совместную деятельность взрослого и ребенка.
В группе мы наблюдаем детей, которые умеют обращаться друг к другу по именам с какой-либо просьбой, предложением или описанием предмета. Например, Соня Г. обращается к Арине Н. : «Арина, тебя очень красивые сережки». Ваня К. говорит Ване А. : «Вань, давай катать машинки». При обращении детей друг к другу мы регулярно обращаем внимание детей на употребление в речи их имен, что это правильно.
Взрослый как бы вводит его в окружающий мир, привлекает его внимание к предметам, наглядно демонстрирует всевозможные способы действия с ними, часто непосредственно помогает ребенку выполнять действие, направляя его движения. Он учит поведению и обращению с вещами, каждый раз озвучивая словом эти действия.
Например, дети предпочитают играть с куклами на кухне. Мы в процессе игры говорим своим воспитанникам в игровой ситуации «Кукла Маша идет в гости» : «пойдем к кукле Ане», «купим кукле Ане подарок - торт», «поставим куклам тарелочки и чашечки», «позовем в гости Мишку и Зайку», «посадим кукол за стол».
До 3 лет для ситуативно-деловой формы общения характерны потребность в сотрудничестве, деловые мотивы и предметно-действенные средства общения. В таком общении ребенок : - овладевает предметными действиями, учится пользоваться бытовыми предметами, действиями с игрушками, учится одеваться, умываться; - проявляет активность и самостоятельность (становится независимым субъектом своей деятельности и самостоятельным партнером по общению). Чтобы получить предмет, ребенку нужно назвать его, т. е. произнести слово. Сам ребенок без побуждений взрослого говорить не начнет.
Взрослый предлагает назвать предлагаемый предмет- произносит вслед за ребенком новое слово. Эмоционально-положительное отношение взрослого формирует коммуникативную потребность у ребенка. Чтобы ребенок говорил, речь взрослого и его собственная должна быть включена в практические действия, игровые манипуляции, реальные впечатления и, главное, в его общение со взрослыми. Речевые звуки, не обращенные к ребенку лично и не предполагающие ответа, не затрагивают его волю и чувства, не побуждают к действию и не вызывают каких-либо образов. Важно знать, понимает ли ребенок сказанное. Для этого нужно давать поручения, например: «Загляни в раздевалку и расскажи мне, кто пришел», «Узнай у тети Тани и расскажи мне…», «Предупреди Машу… что он тебе ответил?». Кроме того, нужно предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книжки, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и воспитателем.
Интересным и полезным для детей является рассказывание детям об этих предметах, а также об интересных событиях (например, о повадках и хитростях домашних животных по картинкам: «Собака со щенятами», «Корова с теленком», «Куры», «Кошка с котятами»). Необходимо стремиться к тому, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей друг с другом. Во время рассматривания картинок, организованной деятельности, на прогулках необходимо постоянно обогащать словарный запас детей : существительными, глаголами, прилагательными, наречиями.
В группе 3 ребенка трехлетнего возраста могут рассказать о своих домашних животных. Например, Ваня К. знает, что у них дома «Живет такса Чаппи. Она любит гулять. Собака гладкая, красивая. Чаппи очень любит сухой корм и сосиски».
Большинство детей исследуемой группы не владеют связной речью, которую мы стараемся развивать согласно образовательной программе.
Во время умывания взрослый должен озвучивать этот процесс так, чтобы вызвать у ребенка положительные эмоции. Например: «Моем ручки водичкой тепленькой, она журчит, льется, мыло пенится, ручки будут чистые…». А поскольку это происходит регулярно, словарный запас расширяется, а эмоционально окрашенная речь воспитывает положительное отношение к водным процедурам.
В группе располагаются игрушки, предметы выше уровня досягаемости, но в поле зрения ребенка. Это побуждает его обращаться с просьбой к взрослому. Игрушки позволяют ребенку исследовать мир, развивать и проявлять свои творческие способности, выражать чувства, учат общаться и познавать себя. Игрушка-средство развития общения.
Дети - Тимур К., Ульяна Г., Саша А., Полина Ш., Соня Г., Артем Л. любят разыгрывать сюжеты с машинками, кубиками, куклами, конструкторами. Предлагая ребенку игрушку, нужно сразу представить, как ребенок будет с ней действовать, о чем разговаривать. Воспитатель, показывая действия с игрушкой, обращается к ребенку, разговаривая с ним, смотрит ему в глаза, поддерживает и поощряет его правильные, самостоятельные действия. Такие совместные игры с предметами и представляют собой деловое общение (сотрудничество) ребенка со взрослым.
Одно из требований к игрушке состоит в том, чтобы она могла стать предметом действия ребенка и средством общения.
Правильно организованное общение :
-обогащает детей впечатлениями;
-является источником разнообразных эмоций;
-учит сопереживать, радоваться, сердиться, отстаивать свои права и т. д. ;
-помогает преодолеть робость;
-способствует становлению личности;
-формирует представление о другом человеке (ровеснике);
-начинает развиваться способность понимать других людей;
-подготавливает к последующему общению со сверстниками.
Обычно с тех пор, как начнет проявляться интерес друг к другу, педагог учит детей общаться. Необходимо учесть, что внимание к сверстнику часто сочетается с отношением к нему как к интересному объекту. Дети предпочитают общаться с теми, кто лучше их понимает. Лидерами группы в данном случае являются Артем Л., Соня Г., Ваня К.
Воспитатель при этом:
- помогает ребенку увидеть в сверстнике что-то интересное (например, Ваня К. эмоционально, не стесняясь читает стихи);
- организует совместные игры детей, одобряет их действия, связанные с эпизодами общения;
- учит доброжелательному выразительному взгляду;
- называть сверстника по имени и т. д.
Дети группы часто ссорятся, жалуются друг на друга. Возможными причинами детских ссор бывают:
- дети не знают правил общения друг с другом;
- не умеют выразить свое состояние словами;
- не могут ждать, когда другой ребенок удовлетворит свои потребности.
Для развития полноценного общения детей группы используются рекомендации О. М. Ельцовой, А. Н. Тереховой формы работы с детьми, как игровые обучающие ситуации:
- ситуации-иллюстрации;
- ситуации-упражнения;
- ситуации-проблемы;
- ситуации-оценки.
С помощью игрушек, либо персонажей настольного или пальчикового театра разыгрывается ситуация, отражающая те стороны жизни, в которых ребенку необходимо разобраться и получить представление о правильном поведении: «Как мальчики бабушке помогли», «Волшебные слова во всем помогают», «Правду легче сказать», «Как девочки помирились». В этих ситуациях воспитатели детям демонстрируются конкретные способы правильного решения бытовых ситуаций общения. Выступая в роли заинтересованных зрителей, дети получают образец социально одобряемого поведения.
С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий демонстрируются детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизируются их навыки эффективного общения («Устроим кукле комнату», «Построим гараж для машины», «Накроем на стол»).
Ситуация-упражнение, когда ребенок не только слушающий и наблюдающий, но и активно действующий. Включаясь в ситуации-упражнения, дети не только тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, но и учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками.
Воспитатель подключает детей к поиску правильного решения. С этой целью игровые персонажи обращаются к детям с вопросами, вступают в спор, выражают сомнение в правильности их советов, предлагают самим выбрать лучшее решение из нескольких; просят показать, какие действия нужно предпринять, какие слова сказать, чтобы решить проблему (например, как поблагодарить, как вежливо обратиться с просьбой, как разделить поровну конфеты, как успокоить обиженного).
Таким образом, практическая работа с детьми раннего возраста показала, что общение - ведущий вид деятельности, в условиях которого решаются задачи всестороннего развития ребенка. Поэтому важно соблюдать условия:
1. Общение взрослого с ребенком во всех сферах и видах деятельности и как следствие - доверие малыша к взрослому и готовность с ним говорить.
2. Удовлетворение потребности ребенка в общении со сверстниками и детьми разного возраста.
3. Высокая культура взрослых: педагогов, родителей, близких людей и др.
4. Содействие развитию речевого аппарата.
5. Обеспечение взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.
6. Проведение игр, упражнений для формирования навыков общения.
7. Предоставление детям в достаточном количестве игрушек, книг, картинок и др.
Список использованной литературы:
1. Бестужева, Е. А. Невербальные средства коммуникации/ Е. А. Бестужева // Дошкольное воспитание. – 2007. – №5. – С. 62-67.
2. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. — М. : «Просвещение», 1988.
3. Выготский. Л. С. «Психология развития ребёнка». Москва: Эксмо-пресс, 2006 г.
4. Галигузова, Л. Н. Педагогика детей раннего возраста [Текст] / Галигузова Л. Н. - М. : Владос, 2007. - 301 с.
5. Галигузова, Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения : от года до шести лет. М. : Наука, 2002. - С. 42-47.
6. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника/ О. М. Дьяченко. – М. : Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1996.
7. Запорожец, А. В. Психология: учебник для дошкольных педагогических училищ / А. В. Запорожец. – Издание 3-е, исправленное и дополненное. – Москва: Просвещение, 1965.
8. Коломенский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. — М., 1975.
9. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Моргун В. Ф., Ткачева Н. Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. М., 1981.
10. Лисина М. И., Капчеля Г. И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. – Кишенев, 1987.
11. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
12. Румянцева И. М. Психология речи. М. – 2004 г.
13. Урунтаева Г. А. «Психология дошкольного развития» Академия 2011г.