Папки-передвижки

Изучение особенностей развития общения детей 1,5–3 лет

Наталья Тюленева
Изучение особенностей развития общения детей 1,5–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Практическая работа по изучению особенностей развития общения детей 1,5-3 лет на базе в Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад №93».

Организация воспитательно - образовательного процесса в ДОУ базируется на основных принципах дошкольного образования, лежащих в основе федерального образовательного стандарта дошкольного образования и принципах примерной общеразвивающей программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, а именно:

Публикация «Изучение особенностей развития общения детей 1,5–3 лет» размещена в разделах

• Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;

• Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

• Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

• Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

• Сотрудничество с семьей;

Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

• Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

• Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

• Учет этнокультурных ситуаций развития детей; Построение образования в зоне ближайшего развития ребенка (дидактический принцип развивающего обучения - Программа «От рождения до школы под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой»);

• Возможность применения полученной информации в практической деятельности детей (принцип научной обоснованности и практической применимости – Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой);

• Осуществление связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса (принцип интеграции – Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой).

• Объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой тема при организации воспитательно – образовательного процесса (комплексно – тематический принцип – Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой);

• Адаптивность предметно – развивающей среды дошкольного учреждения к потребностям ребенка дошкольного возраста, обеспечивающей комфорт, сохранение и укрепление здоровья и полноценного развития (принцип адаптивности - Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой).

В Программе учитываются следующие подходы к организации воспитательно – образовательного процесса: деятельностный, лично-ориентированный и возрастной.

Группа состоит из 31 ребенка, из них 20 мальчиков и 11 девочек. У детей проходит адаптационный период, среднее число детей по присутствию в группе от 14-18. Дети часто болеют простудными заболеваниями. 6 детей адаптировались в течение трех месяцев, остальные еще под наблюдением воспитателей, которые ежедневно отражают в адаптационных листах изменения, происходящие с детьми.

Общаются со взрослыми, выстраивая простые предложения, 3 воспитанника, 8 человек умеют произносить отдельные слова. Дети любят слушать сказки, гулять, играть в игрушки, повторять потешки и другие несложные тексты художественных произведений за воспитателями.

В начале второго года жизни речь ребенка значительно отличается от речи взрослого. Она называется автономной речью и имеет троякое происхождение: во-первых, это язык взрослых, которые придумывают для детей более доступные слова («ам-ам», «ням-ням» и т. п., во-вторых, это слова, искаженные ребенком вследствие недостаточною развития фонематического слуха и звуковой артикуляции («моко», - молоко, «хеб» - хлеб и т. п.) и, в-третьих, ребенок сам придумывает автономные слова («мазелин» - вазелин, «мокресс» - компресс и т. п., что говорит о том, что ребенок начинает осознавать звуковую сторону слова.

Наиболее сложно для ребенка дается обобщение предметов. С одной стороны, за словом, произносимым ребенком, чаще всего стоит: единичный, конкретней предмет, а не общее значение. Слово «чашка» означает для него ту чашку, из которой «он пьет», другие чашки, отличающиеся по внешнему признаку, этим словом не называются. С другой стороны, он может обозначать одним словом разные предметы («Ала» - шляпа, косынка, чепчик, т. е. ребенок обобщает предметы по назначению. ; «Га-га» - гуси, ботинки, птицы, т. е. обобщает по внешнему сходству).

Дети, пользующиеся автономной речью, обозначают одним словом разные предметы.

Например, Тимур К., использует в речи слово «ка». Этим словом он называет желтый камень, желтое мыло, кашу, карандаш.

Слово «пи-пи» Саша А. использует при назывании горшка, пистолета, пылесоса, птицы.

Полина Ш. во время приема пищи использует слово «люк». Оно обозначает все, что находится в тарелке морковь, капуста, мясо, лук.

До полутора лет фразовая речь отсутствует, вместо нее ребенок пользуется словами-предложениями (например, «Би-би» означает просьбу дать ребенку машинку). К двум годам появляются двусложные предложения, но слова в них грамматически не связаны между собой; согласование слов появляется к концу раннего возраста.

Двусложными предложениями пользуются некоторые дети в группе Артем Л. («Давай играть», «Болит нога», Ваня К. («Дай машинку», «Дай хлеб», Ваня А. («Мама пришла», «Иди ко мне»).

На третьем году жизни ребенок способен воспринимать простые по содержанию и небольшие по объему сказки, может отвечать на некоторые вопросы воспитателя по содержанию сказки; при пересказе способен лишь договаривать за взрослым отдельные слова либо группы слов. Русские народные - любимые сказки детей «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок».

Полина Ш., Артем Л. Продолжают за воспитателем: «не простое, а золотое», «дед плачет», «баба плачет». Ваня К. продолжает «курочка кудахчет».

Ранний возраст- «возраст нераскрытых резервов», особо важный этап в становлении человека. Как подчеркивал Л. С. Выготский, ранний возраст «сенситивен во всем». Именно в этот период развитие ребенка во многом зависит от социальных условий жизни. Формируется фундамент будущей личности, происходят важнейшие новообразования: ребенок овладевает такими человеческими качествами, как прямохождение и речь, складываются первичная направленность личности, половая идентификация.

У ребенка появляется самосознание, малыш становится личностью. Впечатления этого возрастного периода оставляют неизгладимый след в сознании человека и часто являются причиной многих комплексов и проблем, сопровождающих его на протяжении дальнейшей жизни. Разговорная речь – средство общения, но не только. Это и средство мышления, воображения, овладения своим поведением, осознания своих переживаний и своего «Я» в целом.

В новых требованиях к дошкольному образованию общение детей со сверстниками и взрослыми представлено в образовательной программе «Радуга» под редакцией Дороновой Т. Н., в образовательных областях «Коммуникация», «Социализация».

Для детей 2-3 лет программой определена следующая задача, связанная с развитием общения : приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми; практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Авторы программы назвали её «Радуга» по аналогии с семицветной радугой, т. к. она включает семь важнейших видов деятельности детей и занятий, в процессе которых происходит воспитание и развитие ребёнка :

— физическая культура (самый важный предмет — красный цвет);

— игра (положенная в основу программы — оранжевый цвет);

— изобразительная деятельность и ручной труд (на основе знакомства с декоративным народным искусством — жёлтый цвет);

— конструирование (развитие воображения — зелёный цвет);

— занятия музыкальным и пластическим искусствами (формирование эстетических переживаний — голубой цвет);

— занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром (синий цвет);

— математика (фиолетовый цвет).

Предполагаемые результаты выражены в сформированности интегративных качеств: «эмоционально отзывчивый», «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками» «способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения».

Общение-та деятельность, которой человек овладевает уже на первом году жизни и совершенствование которой продолжается всю жизнь. В общении развивается речь ребенка, в свою очередь влияющая на характер общения.

Пассивный словарь формируется в зависимости от активной позиции взрослого, знакомящего ребенка окружающим миром. В процессе общения с ребенком и в непосредственно образовательной деятельности (НОД) необходимо: расширять словарный запас на основе обогащения представлений о ближайшем окружении (уточнять названия предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта; учить различать и называть существенные части и детали предметов, особенности поверхности, некоторые материалы и их свойства, местоположение; глаголы, управляющими поведением ребенка); обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (учить понимать обобщающие слова; называть части суток; различать по внешнему виду домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты); предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, буклеты в целях развития инициативной речи.

В процессе организации общения, например в игровой деятельности, следует выполнять правила и применять приемы, способствующие установлению взаимопонимания: следить за интонацией и ее соответствием смыслу речи, при произнесении слов обращать внимание на их окончания.

В этот период развивается «деловое сотрудничество». К 2 годам ребенок начинает испытывать потребность в оценке своего участия в «общем деле». Разумеется, в оценке положительной, но именно за дело. Как взрослый должен удовлетворять потребность ребенка в общении? Как развивать общение по поводу предметов? При правильных методах воспитания непосредственное общение, характерное для младенчества, вскоре уступает место общению по поводу игрушек, предметов, перерастающему в совместную деятельность взрослого и ребенка.

В группе мы наблюдаем детей, которые умеют обращаться друг к другу по именам с какой-либо просьбой, предложением или описанием предмета. Например, Соня Г. обращается к Арине Н. : «Арина, тебя очень красивые сережки». Ваня К. говорит Ване А. : «Вань, давай катать машинки». При обращении детей друг к другу мы регулярно обращаем внимание детей на употребление в речи их имен, что это правильно.

Взрослый как бы вводит его в окружающий мир, привлекает его внимание к предметам, наглядно демонстрирует всевозможные способы действия с ними, часто непосредственно помогает ребенку выполнять действие, направляя его движения. Он учит поведению и обращению с вещами, каждый раз озвучивая словом эти действия.

Например, дети предпочитают играть с куклами на кухне. Мы в процессе игры говорим своим воспитанникам в игровой ситуации «Кукла Маша идет в гости» : «пойдем к кукле Ане», «купим кукле Ане подарок - торт», «поставим куклам тарелочки и чашечки», «позовем в гости Мишку и Зайку», «посадим кукол за стол».

До 3 лет для ситуативно-деловой формы общения характерны потребность в сотрудничестве, деловые мотивы и предметно-действенные средства общения. В таком общении ребенок : - овладевает предметными действиями, учится пользоваться бытовыми предметами, действиями с игрушками, учится одеваться, умываться; - проявляет активность и самостоятельность (становится независимым субъектом своей деятельности и самостоятельным партнером по общению). Чтобы получить предмет, ребенку нужно назвать его, т. е. произнести слово. Сам ребенок без побуждений взрослого говорить не начнет.

Взрослый предлагает назвать предлагаемый предмет- произносит вслед за ребенком новое слово. Эмоционально-положительное отношение взрослого формирует коммуникативную потребность у ребенка. Чтобы ребенок говорил, речь взрослого и его собственная должна быть включена в практические действия, игровые манипуляции, реальные впечатления и, главное, в его общение со взрослыми. Речевые звуки, не обращенные к ребенку лично и не предполагающие ответа, не затрагивают его волю и чувства, не побуждают к действию и не вызывают каких-либо образов. Важно знать, понимает ли ребенок сказанное. Для этого нужно давать поручения, например: «Загляни в раздевалку и расскажи мне, кто пришел», «Узнай у тети Тани и расскажи мне…», «Предупреди Машу… что он тебе ответил?». Кроме того, нужно предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книжки, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и воспитателем.

Интересным и полезным для детей является рассказывание детям об этих предметах, а также об интересных событиях (например, о повадках и хитростях домашних животных по картинкам: «Собака со щенятами», «Корова с теленком», «Куры», «Кошка с котятами»). Необходимо стремиться к тому, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей друг с другом. Во время рассматривания картинок, организованной деятельности, на прогулках необходимо постоянно обогащать словарный запас детей : существительными, глаголами, прилагательными, наречиями.

В группе 3 ребенка трехлетнего возраста могут рассказать о своих домашних животных. Например, Ваня К. знает, что у них дома «Живет такса Чаппи. Она любит гулять. Собака гладкая, красивая. Чаппи очень любит сухой корм и сосиски».

Большинство детей исследуемой группы не владеют связной речью, которую мы стараемся развивать согласно образовательной программе.

Во время умывания взрослый должен озвучивать этот процесс так, чтобы вызвать у ребенка положительные эмоции. Например: «Моем ручки водичкой тепленькой, она журчит, льется, мыло пенится, ручки будут чистые…». А поскольку это происходит регулярно, словарный запас расширяется, а эмоционально окрашенная речь воспитывает положительное отношение к водным процедурам.

В группе располагаются игрушки, предметы выше уровня досягаемости, но в поле зрения ребенка. Это побуждает его обращаться с просьбой к взрослому. Игрушки позволяют ребенку исследовать мир, развивать и проявлять свои творческие способности, выражать чувства, учат общаться и познавать себя. Игрушка-средство развития общения.

Дети - Тимур К., Ульяна Г., Саша А., Полина Ш., Соня Г., Артем Л. любят разыгрывать сюжеты с машинками, кубиками, куклами, конструкторами. Предлагая ребенку игрушку, нужно сразу представить, как ребенок будет с ней действовать, о чем разговаривать. Воспитатель, показывая действия с игрушкой, обращается к ребенку, разговаривая с ним, смотрит ему в глаза, поддерживает и поощряет его правильные, самостоятельные действия. Такие совместные игры с предметами и представляют собой деловое общение (сотрудничество) ребенка со взрослым.

Одно из требований к игрушке состоит в том, чтобы она могла стать предметом действия ребенка и средством общения.

Правильно организованное общение :

-обогащает детей впечатлениями;

-является источником разнообразных эмоций;

-учит сопереживать, радоваться, сердиться, отстаивать свои права и т. д. ;

-помогает преодолеть робость;

-способствует становлению личности;

-формирует представление о другом человеке (ровеснике);

-начинает развиваться способность понимать других людей;

-подготавливает к последующему общению со сверстниками.

Обычно с тех пор, как начнет проявляться интерес друг к другу, педагог учит детей общаться. Необходимо учесть, что внимание к сверстнику часто сочетается с отношением к нему как к интересному объекту. Дети предпочитают общаться с теми, кто лучше их понимает. Лидерами группы в данном случае являются Артем Л., Соня Г., Ваня К.

Воспитатель при этом:

- помогает ребенку увидеть в сверстнике что-то интересное (например, Ваня К. эмоционально, не стесняясь читает стихи);

- организует совместные игры детей, одобряет их действия, связанные с эпизодами общения;

- учит доброжелательному выразительному взгляду;

- называть сверстника по имени и т. д.

Дети группы часто ссорятся, жалуются друг на друга. Возможными причинами детских ссор бывают:

- дети не знают правил общения друг с другом;

- не умеют выразить свое состояние словами;

- не могут ждать, когда другой ребенок удовлетворит свои потребности.

Для развития полноценного общения детей группы используются рекомендации О. М. Ельцовой, А. Н. Тереховой формы работы с детьми, как игровые обучающие ситуации:

- ситуации-иллюстрации;

- ситуации-упражнения;

- ситуации-проблемы;

- ситуации-оценки.

С помощью игрушек, либо персонажей настольного или пальчикового театра разыгрывается ситуация, отражающая те стороны жизни, в которых ребенку необходимо разобраться и получить представление о правильном поведении: «Как мальчики бабушке помогли», «Волшебные слова во всем помогают», «Правду легче сказать», «Как девочки помирились». В этих ситуациях воспитатели детям демонстрируются конкретные способы правильного решения бытовых ситуаций общения. Выступая в роли заинтересованных зрителей, дети получают образец социально одобряемого поведения.

С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий демонстрируются детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизируются их навыки эффективного общения («Устроим кукле комнату», «Построим гараж для машины», «Накроем на стол»).

Ситуация-упражнение, когда ребенок не только слушающий и наблюдающий, но и активно действующий. Включаясь в ситуации-упражнения, дети не только тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, но и учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками.

Воспитатель подключает детей к поиску правильного решения. С этой целью игровые персонажи обращаются к детям с вопросами, вступают в спор, выражают сомнение в правильности их советов, предлагают самим выбрать лучшее решение из нескольких; просят показать, какие действия нужно предпринять, какие слова сказать, чтобы решить проблему (например, как поблагодарить, как вежливо обратиться с просьбой, как разделить поровну конфеты, как успокоить обиженного).

Таким образом, практическая работа с детьми раннего возраста показала, что общение - ведущий вид деятельности, в условиях которого решаются задачи всестороннего развития ребенка. Поэтому важно соблюдать условия:

1. Общение взрослого с ребенком во всех сферах и видах деятельности и как следствие - доверие малыша к взрослому и готовность с ним говорить.

2. Удовлетворение потребности ребенка в общении со сверстниками и детьми разного возраста.

3. Высокая культура взрослых: педагогов, родителей, близких людей и др.

4. Содействие развитию речевого аппарата.

5. Обеспечение взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.

6. Проведение игр, упражнений для формирования навыков общения.

7. Предоставление детям в достаточном количестве игрушек, книг, картинок и др.

Список использованной литературы:

1. Бестужева, Е. А. Невербальные средства коммуникации/ Е. А. Бестужева // Дошкольное воспитание. – 2007. – №5. – С. 62-67.

2. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. — М. : «Просвещение», 1988.

3. Выготский. Л. С. «Психология развития ребёнка». Москва: Эксмо-пресс, 2006 г.

4. Галигузова, Л. Н. Педагогика детей раннего возраста [Текст] / Галигузова Л. Н. - М. : Владос, 2007. - 301 с.

5. Галигузова, Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения : от года до шести лет. М. : Наука, 2002. - С. 42-47.

6. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника/ О. М. Дьяченко. – М. : Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1996.

7. Запорожец, А. В. Психология: учебник для дошкольных педагогических училищ / А. В. Запорожец. – Издание 3-е, исправленное и дополненное. – Москва: Просвещение, 1965.

8. Коломенский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. — М., 1975.

9. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Моргун В. Ф., Ткачева Н. Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. М., 1981.

10. Лисина М. И., Капчеля Г. И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. – Кишенев, 1987.

11. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

12. Румянцева И. М. Психология речи. М. – 2004 г.

13. Урунтаева Г. А. «Психология дошкольного развития» Академия 2011г.

Публикации по теме:

Диагностическая программа на выявление особенностей развития воображения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Диагностическая программа на выявление особенностей развития воображения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР" На сегодняшний день.

Доклад «Определение целей и задач работы с семьёй изучение особенностей семейного воспитания» Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с.

Характеристики особенностей развития детей раннего возраста (от 1,6 до 3 лет) Для детей второго года жизни характерна высокая двигательная активность. Постепенно совершенствуется ходьба, исчезает.

Конспект НОД «Озорная звездочка» по развитию личностных особенностей детей 4–5 лет Консект НОД "Озорная звездочка".Цель: гармонизировать развитие личности ребёнка, с целью повышения знания своих эмоциональных проявлений.

Мини-исследование «Изучение уровня экологического развития детей» Мини-исследование «Изучение уровня экологического развития детей» проводилось на основе изученного материала диагностики О. А. Соломениковой.

Опыт работы «Сюжетно-ролевая игра как средство развития навыков общения у детей дошкольного возраста» Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый.

Особенности общения детей дошкольного возраста 6–7 лет. Формы общения М. И. Лисиной Особенности общения детей дошкольного возраста 6-7 лет. Формы общения М. И. Лисиной. Features of communication in preschool children of.

Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ с позиций учета нейропсихологических особенностей детей .

Статья «Изучение этнографических особенностей народов России как направление поликультурного развития дошкольников» Изучение особенностей жизни и быта народов России - необходимый процесс в современном ДОО. Исторические традиции, закрепленные в памяти.

Коммуникативные игры, как средство развития навыков общения у детей 2–3 лет В раннем детстве происходит тесное общение с заботливыми родителями, любящими и всюду опекающими бабушками и дедушками. Любой взрослый человек.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Изучение особенностей развития общения детей 1,5–3 лет
Опубликовано: 3 ноября 2016 в 18:11
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Изучение особенностей развития общения детей 1,5–3 лет» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Тюленева (УИ 794839) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД