Куликова Оксана Юрьевна
Изучение особенностей сформированности целостной картины мира у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в статье представлено обоснование и описание диагностики сформированности целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста. Определены основные критерии: познавательно-когнитивный, эмоционально-ценностный и деятельностный. Описаны показатели каждого критерия, предложены соответствующие диагностические методики. На основании собственных экспериментальных данных представлено описание уровней сформированности целостной картины мира у старших дошкольников.
Ключевые слова: целостная картина мира, старшие дошкольники, диагностика.
Публикация «Изучение особенностей сформированности целостной картины мира у старших дошкольников» размещена в разделах
Обеспечение полноценного развития личности детей дошкольного возраста тесным образом взаимосвязано с формированием первооснов целостной картины мира. Это обусловлено тем, что благодаря этому у ребенка складываются не разрозненные представления об окружающей действительности, а целостные и системные представления и образы, способствующие более осознанному и полному пониманию мироустройства, различных взаимосвязей между объектами, явлениями и процессами. Именно это обеспечивает наиболее высокий уровень развития познавательного и творческого потенциала дошкольников.
Основываясь на работах Э. И. Куликовской [1], И. А. Лыковой [2], Л. И. Пономаревой [3], Л. Ф. Труфановой [4] и многих других, можно определить, что формирование целостной картины мира у старших дошкольников является одной из значимых задач педагогической работы. В процессе воспитания и обучения у детей необходимо формировать четкие образы-представления, в которых отражено многообразие взаимосвязей и зависимостей различных объектов и явлений окружающей действительности. Однако для эффективного построения содержания и средств работы в данном направлении необходимо, в первую очередь, установить уровень сформированности целостной картина мира старших дошкольников.
Анализ научно-методической литературы показывает, что вопросы диагностики уровней сформированности целостной картины мира в период дошкольного детства мало разработаны. Исходя из работ Э. И. Куликовской [1], И. А. Лыковой [2], Л. В. Шелестовой [5] и многих других, была разработана диагностическая программа, способствующая установлению уровней сформированности целостной картины мира старших дошкольников.
Основу диагностической программы составляют критерии и показатели целостной картины мира:
1 критерий – познавательно-когнитивный, показателями которого выступают: знания детей о различных объектах живой, неживой природы, социокультурного окружения; способность к пониманию их взаимосвязей, к проведению элементарного анализа, сравнения и сопоставления; выраженность познавательного интереса к окружающему миру;
2 критерий – эмоционально-ценностный, включающие такие показатели, как положительные эмоциональные реакции в процессе познания окружающего мира, способность к определению лично значимых представлений и знаний, к объяснению собственного отношения к познаваемому материалу;
3 критерий – деятельностный, его показателями выступают: самостоятельность познавательно-поисковых действий, познавательная инициативность, способности к познавательным действия, исходящими из личных представлений детей об окружающей действительности.
В качестве методик диагностики каждого критерия были предложены:
- беседа «Общая осведомленность», составленная на основе субтеста Д. Векслера, позволяла определить сформированность познавательно-когнитивного критерия;
- проблемная ситуация «Что изменит форму?», основанная на опыте «Камень и глина, кто изменяет форму?», способствовало установлению сформированности эмоционально-ценностного критерия;
- познавательная задача «Найди все спрятанные предметы», составленная на основе методики Р. С. Немова «Какие предметы спрятаны на картинке?».
Данные методики позволяли определить уровни сформированности критериев целостной картины мира картины мира у старших дошкольников: низкий, средний и высокий.
Предложенная диагностическая программа была реализована в практической работе, в которой было обследовано 52 ребенка в возрасте 5-6 лет. Полученные количественные данные представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Уровни сформированности критериев целостной картины мира у старших дошкольников
Критерий целостной картины мира Уровни Абс. %
Познавательно-когнитивный высокий 1 2%
средний 31 60%
низкий 20 38%
Эмоционально-ценностный высокий 0 0%
средний 35 67%
низкий 17 33%
Деятельностный высокий 0 0%
средний 32 62%
низкий 20 38%
Полученные данные позволили установить, что у старших дошкольников недостаточно сформированы все критерии целостной картины мира. Так, по познавательно-когнитивному критерию преобладали дети со средним уровнем (60%). Их представления о некоторых объектах и явлениях окружающей действительности не очень полные и точные. Многие старшие дошкольники показали низкий уровень (38%). У них преобладают отрывочные и зачастую ошибочные представления. Только один ребенок (2%) имел высокий уровень. Его знания полные и точные, отражающие в достаточном объеме сущность явлений и объектов.
Данные диагностики эмоционально-ценностного критерия показали, что среди старших дошкольников наибольшее количество детей имели средний уровень (67%). У них отсутствовали устойчивые и выраженные положительные эмоции в процессе познавательно-поисковой деятельности. Им нравилось осуществлять практические действия, но им сложно было объяснять их, строить предположения, определять лично значимые представления. Остальные старшие дошкольники показали низкий уровень (33%). Они безразлично отнеслись к проблемно-поисковой ситуации, исследовательским действиям, часто начиная играть с материалами, не объясняли и поясняли, часто прибегали к невербальным средствам.
Диагностика деятельностного критерия также показала преобладание среди старших дошкольников среднего уровня (62%). Их познавательные действие недостаточно точные. Они часто торопятся и не обдумывают их, не стараются исправлять ошибки самостоятельно, ожидают подсказок и помощи со стороны взрослого. Остальные дети были отнесены к низкому уровню (38%). Они невнимательно относились к познавательным действиям, не обдумывали их. Ими не была проявлена инициативность и заинтересованность к познавательной работе.
Таким образом, на основании полученных диагностических данных можно заключить, что целостная картина мира у старших дошкольников сформирована недостаточно. У них преобладают отрывочные, несистематизированные представления и знания, снижена познавательная активность и интерес к познанию. Вследствие этого требуется проводить специальную работу, в рамках которой возможно сформировать высокие уровни целостной картины мира детей.
Список литературы
1. Куликовская И. Э. Эволюция мировидения детей дошкольного возраста и ее педагогическое сопровождение: 13.00.03: автореф. дис. док. пед. наук / И. Э. Куликовская. – Ростов- н/Д, 2002. – 46 с.
2. Лыкова И. А. О своеобразии картины мира ребенка-дошкольника // Педагогика искусства. – 2011. – №4. – С. 193-202.
3. Пономарева Л. И., Ган Н. Ю., Обухова К. А. Знакомство с философскими категориями ка основа понимания целостной картины мира детьми дошкольного возраста // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2020. – № 6. – С. 32-36.
4. Труфанова Л. А. Формирование нравственно-эстетического отношения к окружающей действительности у детей 5-7 лет: 13.00.07. дис. … канд. пед. наук / Л. А. Труфанова. – М., 2005. – 143 с.
5. Шелестова Л. В. Картина мира и факторы ее формирования в старшем дошкольном возрасте // Искусство и культура. – 2014. – № 4 (16). – С. 123-129.