Кулясова Василиса Алексеевна
Изучение особенностей развития воображения в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность вопросов развития воображения дошкольников состоит в том, что данный психический процесс представляет собой обязательный компонент любой формы творческой деятельности ребенка, а также его поведения в целом. Воображение представляет собой особое свойство психики человека, которое стоит отдельно от других психических процессов, занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Практически вся человеческая культура, материальная и духовная, является продуктом воображения и творческой деятельности людей. Именно воображение позволяет человеку творить, разумно планировать свою деятельность и управлять ею.
Публикация «Изучение особенностей развития воображения в дошкольном возрасте» размещена в разделах
Изучением вопросов процесса воображения занимаются в настоящее время многие психологи и педагоги. Большой интерес у исследователей вызывают вопросы индивидуальных особенностей развития воображения, проявлений индивидуальности ребенка в творческой деятельности. В отечественной психологии развитие воображения зачастую связывают с развитием игровой деятельности ребенка,с овладением дошкольником творческими видами деятельности: конструктивной, музыкальной, изобразительной, художественно-литературной.
Именно способность к воображению нуждается в особом попечении в плане развития. Воображение интенсивно развивается в детском возрасте. И если в этот период целенаправленно не заниматься его развитием, в будущем происходит активное снижение этой функции. В связи с этим возможности воображения оскудевают, а это ведет к обеднению личности, снижению творческих возможностей.
Объект: воображение 2 детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Цель работы: изучение особенностей развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования: Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития воображения в дошкольном возрасте, охарактеризовать особенности развития воображения в старшем дошкольном возрасте.
Методика «Придумай рассказ». Ребенку нужно придумать рассказ о ком- или о чем-либо за минуту, а затем пересказать его за две минуты. Ребенок может придумать как рассказ, так и историю или сказку. Критериями оценки воображения выступают такие параметры рассказа, как: скорость придумывания; необычность, оригинальность сюжета; разнообразие используемых образов; проработанность и детализация образов; впечатлительность, эмоциональность образов.
При выполнении задания один ребенок смог почти за минуту придумать небольшой рассказ про зайчика, который, гуляя по лесу, подружился с лисой, волком и мишкой. Персонажи были описаны довольно детально, по несколько слов было сказано об их характере (лисичка – хитрая, волк – страшный, злой, мишка – добрый, большой, помогает маленьким зверям). Рассказывал ребенок довольно эмоционально. Второй ребенок за минуту придумал рассказ, в котором использовались персонажи мультфильма «Маша и медведь». Было похоже, что он пересказывал какой-то небольшой фрагмент мультфильма. Персонажей использовалось несколько, но детально ребенок их не описывал. Рассказ не сопровождался ярко выраженными эмоциями. Это говорит о низком уровне развития воображения.
Итог у первого ребёнка воображение на много больше развито,чем у второго. В связи с этим рекомендуем проводить с детьми экспериментальной группы работы по развитию воображения.