надежда яковлева
Изучение интеллектуальных, личностных, эмоционально-волевых особенностей воспитанников в условиях Гку рс (Я) «Рсрцн»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование эмоционально волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитие эмоциональной сферы способствует семья, школа, вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка. Эмоционально-волевая сфера признана первичной формой психической жизни, "центральным звеном" в психическом развитии личности.
Публикация «Изучение интеллектуальных, личностных, эмоционально-волевых особенностей воспитанников в условиях Гку рс (Я) „Рсрцн“» размещена в разделах
Спектр нарушений психического развития у детей достаточно широк, но значительно чаще встречается задержка психического развития. Задержка психического развития (ЗПР) – синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма, часто обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности.
Сравнивая с предыдущими годами в 2022г. отмечается резкое увеличение поступающих детей с задержкой психического развития. В результате выявления отклонений в развитии детей, для подтверждения диагноза нами 17 детей были направлены на ПМПК, где задержка психического развития подтвердилась. Далее составляется индивидуальный план реабилитации на каждого ребенка.
Поскольку поступление в школу для младшего школьника является важной жизненной вехой, а учебная деятельность играет решающую роль в развитии личности, работа с детьми с задержкой психического развития в начальной школе приобретает особую ценность.
Задержка психического развития характеризуется неравномерным формированием процессов познавательной деятельности, обусловленное недоразвитием речи и мышления, а также присутствием расстройств в эмоционально-волевой сфере. Эмоциональность сказывается на интеллектуальном развитии ребенка. Таким образом, задержка психического развития проявляется как в эмоционально-волевой незрелости, так и в интеллектуальной недостаточности. Если ребенок свыкся с состоянием уныния, если он постоянно расстроен или подавлен, он будет не в той мере, как его жизнерадостный сверстник, склонен к активному любопытству, к исследованию окружающей среды.
Цель исследования состоит в изучении особенностей эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития.
В соответствии с целью мной были поставлены следующие задачи:
1. Анализ научных источников по проблеме;
2. Изучение проблемы развития эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития;
3. Экспериментально выявить особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста;
4. Сопоставление данных исследования эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с нормальным развитием и у детей с ЗПР.
Объект исследования: эмоциональная сфера.
Предмет исследования: особенности эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с нормальным развитием и с ЗПР.
Гипотеза исследования: можно предположить, что у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития имеются различия в эмоционально-волевой сфере по сравнению со здоровыми детьми их возраста.
Данное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении дается обоснование актуальности проблемы, определяется цель, задачи и гипотеза исследования.
Первая глава. «Современные представления о развитии эмоциональной сферы у детей» посвящена анализу теоретических источников по проблеме эмоционального развития младших школьников с задержкой психического развития.
Во второй главе «Изучение эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста» приведены результаты экспериментального исследования.
В заключении, сделаны выводы, приведены итоги исследования.
1. Современные представления о развитии эмоциональной сферы у детей.
1.1 Эмоционально-волевая сфера личности младшего школьника.
Младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка от 7—8 до 11—12 лет. Это годы обучения ребенка в начальной школе. В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма. Сдвиги, происходящие в этот период, - это изменения в центральной нервной системе, в развитии костной и мышечной системы, а также деятельности внутренних органов.
Безусловно, имеются серьезные различия в психическом облике школьника I и школьника IV класса. Поэтому суммарная характеристика эмоциональной жизни за весь период младшего школьного возраста может показаться несколько общей. Однако при наличии различий между первоклассником и учеником IV класса можно с достаточной отчетливостью увидеть то, что в целом является характерным для эмоциональной жизни именно ребенка младшего школьного возраста.
Первой особенностью эмоциональной сферы младшего школьника, особенно первоклассника, является свойство бурно реагировать на отдельные и задевающие его явления.
В этом отношении младший-школьник мало отличается от дошкольника. Маленький школьник вообще реагирует бурно на многое, что его окружает. Он с волнением глядит, как собака играет со щенком, с криком он бежит к позвавшим его товарищам, начинает громко смеяться при чем-нибудь смешном и т. д. Каждое явление, в какой-то мере затронувшее его, вызывает резко выраженный эмоциональный отклик. Чрезвычайно эмоционально поведение маленьких школьников при просмотре ими театрального спектакля: очень резки переходы от сочувствия герою к негодованию на его противников, от печали по поводу его неудач к бурному выражению радости при его успехе. Большая подвижность, многочисленные жесты, ерзание на стуле, переходы от страха к восторгу, резкие изменения в мимике свидетельствуют о том, что все, затронувшее младшего школьника во время спектакля приводит к ярко выраженному эмоциональному отклику.
Второй особенностью эмоциональной сферы становится большая сдержанность в выражении своих эмоций - недовольство, раздражение, зависть, когда находится в коллективе класса, так как несдержанность в проявлении чувств вызывает тут же замечание, подвергается обсуждению и осуждению. Это не значит, что младший школьник уже хорошо владеет своим поведением — подавляет выражение тех или других неодобряемых окружающими чувств. Нет, он достаточно ярко проявляет страх, недовольство, обиду, гнев, хотя и старается их подавить. Все эти эмоции отчетливо проявляются в его поведении во время столкновений со сверстниками.
Способность владеть своими чувствами становится лучше год от года. Свой гнев и раздражение младший школьник проявляет не столько в моторной форме - лезет драться, вырывает из рук и т. д., сколько в словесной форме ругается, дразнит, грубит; появляются оттенки, которые не наблюдаются у дошкольников, например, в выражении лица и интонациях речи — ирония, насмешка, сомнение и т. д. Если дошкольник в состоянии каприза способен лечь на пол и начать кричать, брыкаться, бросать предметы, то с младшим школьником этого не бывает; формы выражения каприза или сильного раздражения у него иные, чем у дошкольника. Переживания злости: к стыду проявляются в более скрытой форме, правда, достаточно явной для окружающих (особенно взрослых).
Так на протяжении младшего школьного возраста нарастает организованность в эмоциональном поведении ребенка.
Третья особенность – это развитие выразительности эмоций младшего школьника (большее богатство оттенков интонаций в речи, развитие мимики).
Четвертая особенность связана с ростом понимания младшим школьником чувств других людей и способности сопереживания с эмоциональными состояниями сверстников и взрослых. Однако в уровне такого эмоционального понимания наблюдается отчетливая разница между первоклассниками и третьеклассниками и особенно четвероклассниками.
Пятой особенностью эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста является их впечатлительность, их эмоциональная отзывчивость на все яркое, крупное, красочное. Монотонные, скучные уроки быстро снижают познавательный интерес первоклассника, ведут к появлению отрицательного эмоционального отношения к учению.
Шестая особенность связана с интенсивно формирующимися моральными чувствами у ребенка: чувство товарищества, ответственности за класс, сочувствие к горю окружающих, негодование при несправедливости и т. д. При этом они формируются под влиянием конкретных воздействий, увиденного примера и собственного действия при выполнении поручения, впечатления от слов учителя. Но важно помнить о том, что когда младший школьник узнает о нормах поведения, то он воспринимает слова воспитателя лишь тогда, когда они эмоционально его задевают, когда он непосредственно чувствует необходимость поступить так, а не иначе.
Младший школьник может совершить хороший поступок, проявить сочувствие при чьем-то горе, испытать жалость к больному животному, проявить готовность отдать другому что-то для него дорогое. Он может при обиде, причиненной его товарищу, броситься на помощь, несмотря на угрозу более старших детей. И вместе с тем в сходных ситуациях он может и не проявить этих чувств, а, наоборот, посмеяться над неудачей товарища, не испытывать чувства жалости, отнестись с равнодушием к несчастью и т. д. Конечно, услышав осуждение взрослых, возможно, он быстро изменит свое отношение и при этом не формально, а по существу и вновь окажется хорошим.
В младшем школьном возрасте нравственные чувства характеризуются тем, что ребенок не всегда достаточно отчетливо осознает и понимает нравственный принцип, по которому следует действовать, но вместе с тем его непосредственное переживание подсказывает ему, что является хорошим, а что плохим. Поэтому-то, совершая недозволенные поступки, он испытывает обычно переживания стыда, раскаяния и иногда страха. То есть за период младшего школьного возраста происходят серьезные сдвиги в интересах ребенка, в его доминирующих чувствах, в объектах, которые его занимают и волнуют.
У младшего школьника наблюдается противоположная сдержанности отрицательная черта характера — импульсивность. Импульсивность как результат повышенной эмоциональности в этом возрасте проявляется в быстром отвлечении внимания на яркие неожиданные раздражители, на все, что своей новизной захватывает ребенка.
У младших школьников нередко наблюдается отсутствие уверенности в своих действиях. Неуверенными и робкими младшие школьники бывают в новой, незнакомой для них обстановке, при отсутствии твердых знаний, в результате часто повторяющихся неудач.
Настойчивость, как важнейшая черта характера, особенно обнаруживается, в III классе. Благодаря ей учащиеся добиваются значительных успехов.
Младших школьников отличают высокая эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на все яркое, необычное. Монотонные, скучные занятия резко снижают познавательный интерес в этом возрасте и порождают отрицательное отношение к учению. Огромное место в сознании младшего школьника занимает педагог. Его отношение к ребенку, оценки, высказывания, пожелания и требования определяют в большой степени и самочувствие ребенка, и его настроение, и особенности формирующейся самооценки. У младших школьников сложный комплекс переживаний. Это радость от похвалы и огорчение при неуспехе, волнение и неуверенность в себе, если что-то не удается, страх, что сделает ошибку, надежда на успех.
1.2. Задержка психического развития: общая характеристика.
Задержка психического развития (ЗПР, вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития («задержка темпа психического развития», так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей степени слабоумия. Процесс развития познавательных способностей при ЗПР часто осложняется различными негрубыми, но нередко стойкими нервно-психическими расстройствами, нарушающими интеллектуальную работоспособность ребёнка.
Причины возникновения ЗПР: органическая недостаточность нервной системы, чаще резидуального (остаточного) характера, в связи с патологией беременности и родов; хронические соматические заболевания; конституциональные (наследственные) факторы; неблагоприятные условия воспитания (плохой уход, безнадзорность и др.)
Часто ЗПР проявляется, когда детям исполняется 7-9 лет, с проблемами школьной неуспеваемости и дезадаптации, с обострением прежних или возникновением новых нервно-психических расстройств. Однако диагностика ЗПР и выявление детей «группы риска» возможны гораздо раньше в связи с замедленностью темпа развития моторики, речи, несвоевременностью смены фаз игровой деятельности, повышенной эмоциональной и двигательной возбудимостью, нарушениями внимания и памяти.
Прогноз психического развития и успешность обучения детей в значительной степени определяются ранней диагностикой ЗПР, своевременным лечением нервно-психических расстройств, организацией соответствующих коррекционно-развивающих мероприятий в дошкольном и школьном возрасте, благоприятным психологическим климатом в семье.
У детей с задержкой психического развития снижена потребность в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми. У большинства из них обнаруживается повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят. Дети почти не стремятся получить от взрослых оценку своих качеств в развёрнутой форме, обычно их удовлетворяет оценка в виде недифференцированных определений («хороший мальчик», «молодец», а также непосредственное эмоциональное одобрение (улыбка, поглаживание и т. д.).
У дошкольников с ЗПР выделяется слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу во время игры и занятий, суетливость, частую смену настроения, неуверенность, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому. Отмечается большое количество реакций, направленных против воли родителей, частое отсутствие правильного понимания своей социальной роли и положения, недостаточную дифференциацию лиц и вещей, ярко выраженные трудности в различении важнейших черт межличностных отношений. Всё это свидетельствует о недоразвитии у детей данной категории социальной зрелости.
Одним из диагностических признаков задержки психического развития у детей рассматриваемой группы выступает несформированность игровой деятельности. У детей оказываются несформированными все компоненты сюжетно-ролевой игры: сюжет игры обычно не выходит за пределы бытовой тематики; содержание игр, способы общения и действия и сами игровые роли бедны. Диапазон нравственных норм и правил общения, отражаемый детьми в играх, очень невелик, беден по содержанию, а, следовательно, недостаточен в плане подготовки их к обучению в школе.
Итак, задержка психического развития проявляется в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, так и в интеллектуальной недостаточности. Последнее проявляется в том, что интеллектуальные способности ребенка не соответствуют возрасту. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в мыслительной деятельности. У всех детей с ЗПР наблюдаются недостатки памяти, причем это касается всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Отставание в мыслительной деятельности и особенности памяти наиболее ярко проявляются в процессе решения задач, связанных такими компонентами мыслительной деятельности, как анализ, синтез, обобщение и абстрагирование.
Учитывая все выше сказанное, этим детям необходим особый индивидуальный подход.
1.3. Эмоциональная сторона деятельности личности с ЗПР
Проблема заключается в задержке усвоения навыков и знаний, требуемых по возрасту, в отклонении в эмоциональных проявлениях и активности. Прогноз в развитии этих детей благоприятный. И чем раньше диагностирована проблема, тем быстрее ребенок может реабилитироваться.
Итак, эмоционально-волевая сфера у детей с задержкой психического развития находится как бы на более ранней ступени развития. Затруднения в обучении связаны с незрелостью мотивационной сферы личности в целом (преобладают игровые интересы).
2. Изучение эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста.
2.1. Характеристика контрольной и экспериментальной групп
Данное исследование проводилось в стационарном отделении
ГКУ РС (Я) «РСРЦН».
Всего было обследовано 14 детей, из которых контрольную группу составили 7 детей с нормальным психическим развитием, а экспериментальную – 7 детей с ЗПР.
Таблица 1
Характеристика экспериментальной группы.
№ Ф. И. О. Возраст пол Психическое развитие
1 Костя А. 8 лет муж ЗПР
2 Маша И. 8 лет жен ЗПР
3 Катя П. 8 лет жен ЗПР
4 Лиза К. 7,5 лет жен ЗПР
5 Игорь Р. 8 лет муж ЗПР
6 Саша С. 8 лет муж ЗПР
7 Аня В. 8 лет жен ЗПР
Таблица 2
Характеристика контрольной группы.
№ Ф. И. О. Возраст пол Психическое развитие
1 Аня К. 8 лет жен Норма
2 Аня Т. 7 лет жен Норма
3 Игорь Ж. 8 лет муж Норма
4 Ваня М. 7 лет муж Норма
5 Катя Д. 8 лет жен Норма
6 Алена Ж. 8 лет жен Норма
7 Лариса Д. 8 лет жен Норма
2.2. Методики исследования эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с ЗПР
В данном исследовании были использованы следующие методики:
1. Цветовой тест Люшера.
Цель данной методики – исследование психоэмоционального состояния ребенка, выявление эмоциональной неадекватности и эмоциональных нарушений.
2. Методика «Волшебная страна чувств»
Цель данной методики – исследование психоэмоционального состояния ребенка, выявление эмоциональной неадекватности и эмоциональных нарушений.
2.3. Описание и анализ результатов
Цветовой тест Люшера.
Таблица 3
Экспериментальная группа
№ Ф. И. О. 1 выбор 2 выбор Ф. С. Степень устойчивости
1 Костя А. 3-К-С 3-С-К АТ,АВ Не устойчив
2 Маша И. 3-К-С 3-К-С АТ Устойчив
3 Катя П. 3-К-С 3-С-К АТ,АВ Не устойчив
4 Лиза К. 3-К-С 3-К-С АТ Устойчив
5 Игорь Р. 3-С-К 3-С-К АВ Устойчив
6 Саша С. 3-К-С 3-К-С АТ Устойчив
7 Аня В. 3-С-К 3-С-К АВ Устойчив
Таблица 4
Контрольная группа
№ Ф. И. О. 1 выбор 2 выбор Ф. С. Степень устойчивости
1 Аня К. С-К-З С-К-З ФР Устойчив
2 Аня Т. К-С-З К-С-З ФН Устойчив
3 Игорь Ж. С-К-З С-К-З ФР Устойчив
4 Ваня М. С-К-З С-К-З ФР Устойчив
5 Катя Д. С-К-З С-К-З ФР Устойчив
6 Алена Ж. К-С-З К-С-З ФН Устойчив
7 Лариса Д. К-С-З К-С-З ФН Устойчив
Примечание.
ФН – состояние функционального напряжения.
ФР – состояние функционального расслабления.
ФВ – состояние физического возбуждения
ФТ – состояние функционального торможения.
АВ – состояние аффективного возбуждения.
АТ – состояние аффективного торможения.
По методике Люшера получены следующие результаты: Катя П., Костя А. показали разные результаты выборов, что указывает о неустойчивости их эмоционального состояния. У Маши И., Лизы К., Саши С. преобладало состояние аффективного торможения, таким детям характерно доминирование сильных отрицательных эмоций с диапазоном от состояний растерянности, психического дискомфорта до страха. У Игоря Р. и Ани В. Преобладало состояние аффективного возбуждения, им свойственны эмоции от переживания чувства нетерпения, возмущения до гнева, ярости.
По результатам группы детей с нормальным психическим развитием можно отметить следующее: эмоциональное состояние у детей устойчивое, преобладали состояния функционального расслабления (Аня К., Игорь Ж., Ваня М., Катя Д.) и состояния функционального напряжения (Аня Т., Алена Ж., Лариса Д.). В целом состояние было спокойное, самое оптимальное для различных видов деятельности, не требующих напряжения. Дети были внимательны, хорошо ориентировались, проявляли активность.
Сравнивая результаты двух групп, мы видим существенные различия в эмоциональной сфере.
Методика «Волшебная страна чувств».
Результаты данной методики: Игорь Р. использовал два раза красный и желтый цвет, Лиза К. два раза использовала красный и синий цвета, Маша И. не использовала синий цвет, но два раза выбирала красный, желтый, зеленый цвета. Костя А. не раскрасил все домики, комбинировал цвета, красный и желтый цвет использовал по два раза, неадекватно использовал цвета: чувство радости раскрасил в коричневый цвет. Катя П. два раза использовала красный цвет, радость также раскрасила в коричневый цвет. Саша С. чувство удовольствия окрасил в черный цвет, что свидетельствует о несформированности данного эмоционального состояния. Аня В. два раза использовала красный цвет, комбинировала цвета. Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы: шестеро из семи детей использовали красный цвет по два раза, что показывает наличие повышенной тревожности. Неадекватно использовали цвета Костя А., Катя П., Саша С.
Со второй частью задания – разукрасить силуэт человека - дети не справились, так как фигуру человека воспринимали неадекватно, в связи с этим результаты не интерпретировались.
Контрольная группа детей с заданием справилась. Цвета использовались все и адекватно, предпочтение отдавалось синему, зеленому цвету, что свидетельствует о большей сформированности эмоциональных состояний по сравнению с результатами, полученными в ходе проведения исследования в экспериментальной группе.
Обобщая полученные результаты можно сделать следующие выводы:
- ЗПР обуславливает замедленный темп созревания эмоционально-волевой сферы,
- дети с ЗПР в большинстве случаев не в состоянии контролировать собственные эмоции и «считывать» эмоции окружающих,
- общее состояние у детей с ЗПР – тревожное и напряженное, что не дает нормально развиваться дальше и снимать разницу в развитии между детьми с ЗПР и детьми без отклонений в развитии.
Заключение
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей младшего школьного возраста, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, чувствовать эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.
При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенного уровня развития.
Задержка психического развития затрагивает всю психическую сферу ребенка, и, по существу, является системным дефектом. Поэтому процесс обучения и воспитания должен выстраиваться с позиций системного подхода. Необходимо сформировать полноценный базис для становления высших психических функций и обеспечить специальные психолого-педагогические условия, необходимые для их формирования.
При этом следует учитывать, что при ЗПР нарушения имеют полиморфный характер, их психологическая структура сложна. Выраженность повреждений и (или) степень несформированности психических функций может быть различной, возможны различные сочетания сохраненных и несформированных функций, этим и определяется многообразие проявлений ЗПР в дошкольном возрасте.
Если нормально развивающийся ребенок усваивает систему знаний и поднимается на новые ступени развития в повседневном общении со взрослыми (при этом активно работают механизмы саморазвития, то при ЗПР каждый шаг может осуществляться только в условиях целенаправленного формирования каждой психической функции с учетом их взаимодействия и взаимовлияния.
Итак, проведя исследование эмоциональной сферы у детей с ЗПР и детей без отклонений в развитии, мы сделали следующие выводы:
- общее состояние у детей с ЗПР – тревожное и напряженное, что не дает нормально развиваться дальше и снимать разницу в развитии между детьми с ЗПР и детьми без отклонений в развитии.
- у младших школьников с ЗПР в целом состояние довольно неустойчивое, нельзя говорить о полной сформированности какого-то из состояний, вывод связан с тем, что при выборах различных цветов, действия детей были хаотическими, это не позволило сделать вывод о сформированности состояний.
Это подтверждает мою гипотезу о том, что у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития имеются различия в эмоционально-волевой сфере по сравнению со здоровыми детьми их возраста.