Светлана Бережная
Проект «Роль дидактических игр в экологическом воспитании детей»
▼ Скачать + Заказать документы
1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта : «Роль дидактических игр в экологическом воспитании детей»
Номинация проекта : дошкольный возраст
Руководитель проекта : Бережная Светлана Павловна
Состав и возраст проектной группы : разновозрастная младше-средняя группа
Срок реализации: сентябрь- ноябрь.
Типология проекта : информационно-практико-ориентированный.
Публикация «Проект „Роль дидактических игр в экологическом воспитании детей“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Проекты
- Сюжетно-ролевые игры. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Актуальность: Сегодня экологическое образование в мире считается приоритетным направлением обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни.
Началом формирования экологической направленности личности считается дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.
Бережное отношение к природе, необходимо воспитывать с ранних лет. Ребёнку необходимо внушать, что любить природу – значит творить добро, заставлять задумываться над тем, что можно сделать, чтобы наш Дом стал краше и богаче.
Дошкольный возраст - оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Цель проекта : формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста через дидактические игры.
Задачи проекта : сформировать систему элементарных экологических знаний;
развивать познавательный интерес дошкольников к миру природы; эстетические чувства (т. е. умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
воспитывать гуманное, бережное, эмоционально – положительное отношение к природе.
Этапы: организационно-подготовительный: сентябрь - Изучение специальной литературы.
Проведение первичного диагностического исследования с целью выявления сформированности игровой деятельности и формирования экологической культуры.
Создание плана мероприятий.
Включение игровых заданий и дидактических игр в НОД по формированию экологических представлений.
Основной: октябрь. Использование дидактических игр в непрерывной образовательной деятельности, в игровой деятельности. Разработка картотеки дидактических игр. Изготовление оборудования для дидактических игр.
Заключительный: ноябрь. Проведение контрольного диагностического исследования. Анализ результатов.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
1. Организационно-подготовительный этап: я предполагаю, что использование дидактических игр в различных видах деятельности будет способствовать расширению представлений детей о живой и неживой природе, формированию знаний об окружающем мире, развитию и совершенствованию мыслительных операций (сравнение, обобщение, анализ); формированию экологической культуры у детей.
В процессе работы над проектом использовались :
Следующие методы исследования:
• изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;
• наблюдение за детьми в ходе дидактических игр;
• качественный анализ полученных результатов.
Разнообразные методы обучения:
• практические
• наглядные
• словесные
Приоритетное место отводится практическим методам (дидактическая игра, игровое упражнение).
Реализация проекта построена на следующих принципах:
• учёт возрастных особенностей;
• индивидуальный подход;
В работе над проектом использовались следующие формы реализации
• обучение в повседневных бытовых ситуациях;
• коллективное занятие (свободное участие детей в нем);
• фронтальное занятие с четкими правилами, обязательное для всех;
• индивидуально-творческая деятельность,
• творческая деятельность в малой подгруппе (3-5 детей,
• учебно-игровая деятельность (познавательные игры,
• игровой тренинг.
2. Основной этап:
Очевидно, что экологическое воспитание детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. При этом материал для игр определяется с учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания : активизировать умственную деятельность, увлекать и развлекать детей, развивать ум, формировать основные экологические понятия, воспитывать правильное отношение к объектам и явлениям природы. Закреплять полученные знания и умения.
Основные направления работы:
* разработать картотеку дидактических игр.
* использовать дидактические игры в познавательно-исследовательской деятельности, на прогулках, в свободной деятельности детей;
*организовать развивающую, познавательную, предметно - пространственную среду;
* работа с родителями (консультации).
*проведение настольно-печатных, словесных игр и игр с предметами.
3. Заключительный этап:
В ноябре было проведено итоговое диагностическое исследование с целью выявления динамики развития игровой деятельности в формировании экологических представлений у детей данной группы.
4. ОЖИДАЕМЫЕ И ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ожидаемый результат:
При успешной реализации поставленной цели планировала получить следующие результаты:
* у детей развит устойчивый интерес к природе
* сформированы основы экологических знаний
* дети проявляют любовь к природе и бережное отношение к животным и растениям.
Чтобы добиться желаемого результата мною были проведены предметные игры по экологии : «Что где растет?», «Чудесный мешочек», «С какой ветки детки?», «Собери грибы», «Соберем урожай», «Отгадай и назови», «Где чей домик?», «Угадай на вкус».
Предметные игры я использовала для обучения детей обследованию, для развития сенсорики.
Провела с детьми настольно-печатные игры: «Какое насекомое, назови», «Где чей хвост?», «Четвертый лишний», «Найди такой же цветок», «Кто что ест?», «Кто как передвигается?», «Домино».
Настольно-печатные игры использовала для развития логического мышления, для того, чтобы систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы.
Проводила словесные игры: «На птичьем дворе», «Угадай, кто сказал?», «У кого какая шубка?», «Заинька», «Какая сегодня погода?», «Назови одним словом».
Словесные игры использовала с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире природы; для развития речи детей.
Полученный результат:
*Повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста.
*Была отмечена большая активность детей на занятиях, дети стали чаще использовать дидактические игры и с большим интересом и успехом играть в них.
Во время реализации проекта, получены разнообразные знания по экологии, повысилась значимость экологического и природоохранного воспитания детей. Проект способствовал формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умение видеть его красоту и неповторимость, развитию эстетических чувств у дошкольников. Дети имеют первоначальные знания и понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, у них сформировано понятие экологической безопасности.
Библиография:
«Методика экологического воспитания в детском саду» С. Н. Николаева
«Место игры в экологическом воспитании дошкольников» С. Н. Николаева
«Экологические игры» Н. А. Рыжова
«Игры, как средство эколого-эстетического воспитания» Л. Павлова
«Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» В. Дрязгунова
«Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников» Г. Н. Казаручик
«Воспитание дошкольников через приобщение к природе» Л. В. Кокуева