Светлана Чучук
Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного
возраста.
Актуальность.
-закон РФ «Об охране окружающей природной среды»
-закон «Об образовании»
-постановления «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации» (30.03.1997 № 4/16)
Публикация «Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребёнка к природе его окружающей, к себе и людям, как к части природы
-Ролевые
-Дидактические
-Игро-вые обучающие ситуации (ИОС)
-Имитационные
-Соревновательные
1. Ролевые игры
Цель: способствовать формированию у детей представлений о природе, создавать положительные эмоции, благодаря которым быстрее усваивается новый материал.
Виды ролевых игр:
1. сюжетно-ролевые;
2. театрализованные;
3. строительные.
Примеры ролевых игр экологического содержания :
Сюжетно-ролевые игры:
«Происшествие в лесу»
«Мы – спасатели»
«Поход на лесную полянку»
«Мы – хозяева Земли»
и т. д.
Театрализованные игры:
«Корова и теленок»
«Море волнуется раз…»
разыгрывание разнообразных
сказок и инсценировок
и т. д.
Строительные игры:
«Город и деревня»
«Ферма»
«Ковер из листьев»
«Жучки, паучки, божьи коровки»
и т. д.
2. Дидактические экологические игры
Цель: уточнять, закреплять, обобщать и систематизировать знания о природе, дать возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.
Примеры дидактических игр экологического содержания :
«Что в корзинку мы берем».
«Вершки – корешки».
«Четвертый лишний».
«Какие мы разные»
Слепая курица»
«Не природная тропа»
«Найди своё дерево»
и т. д.
3. Игровые обучающие ситуации (ИОС)
1) ИОС с игрушками-аналогами.
2) ИОС с литературными персонажами.
3) ИОС-путешествия
ИОС с игрушками-аналогами:
Цель: использования такого рода игрушек - сопоставить живой объект с неживым аналогом по внешнему облику и поведению.
Примеры:
«Рыбки живые и игрушечные» (для детей младшего возраста).
«Рыбки живые и игрушечные» (Сравнение поведения -для детей среднего дошкольного возраста)
«Сравнение живой рыбки с заводной». (для детей старшего дошкольного возраста)
И т. д.
ИОС с литературными персонажами:
Цель: активизировать познавательную деятельность дошкольников и решить ряд дидактических задач.
Примеры ИОС с литературными персонажами:
Карлсон выращивает овёс на крыше
Карлсон умеет ухаживать за комнатными растениями
Айболит рассказывает о пользе комнатных растений
Чипполино помогает выращивать лук (для детей среднего и старшего возраста)
И т. д.
ИОС-путешествия:
Цель: использования метода – получить новые и разнообразные знания по какой-либо теме.
Примеры ИОС-путешествий
«Посещение зоопарка» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста)
«Летняя экспедиция на побережье северного ледовитого океана» (для детей старшего дошкольного возраста)
«Тайна лесной поляны» (для детей среднего дошкольного возраста)
«Посещение картинной галереи» (выставки) (для детей среднего и старшего дошкольного возраста)
Очень хорошо описывается ИОС разного вида в методической литературе, а именно:
Николаева С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений
-- М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005.
4. Имитационная игра –
Цель: расширять чувственный опыт детей, формировать умение эмоционально сопоставляться с объектами живой и неживой природы, развивать чувство эмпатии.
Этапы использования:
1-й этап – животный мир;
2-й этап – растительный мир;
3-й этап – неживая природа.
Примеры имитационных игр
«Ласковый котенок»
«Комнатное растение»
И т. д.
Соревновательные экологические игры.
Цель: стимулировать активность их участников в приобретении и демонстрации биологических знаний, навыков и умений.
Примеры игр-соревнований
конкурс – аукцион,
конкурс – марафон,
КВН
экологическая викторина,
«Поле чудес»
И т. д.