Олеся Александровна Воронкова
Изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы
«Изобразительное творчество, как средство развития творческих способностей детей»
Каждый ребенок по своей природе – творец.
Публикация «Изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей детей» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Для маленького ребенка художественный материал обладает завораживающей, притягательной силой, он подсказывает замысел, воздействует на его характер, способствует созданию художественного образа. Кроме того, познавая средства и качества разнообразных материалов, дети обогащают свой сенсорный опыт. К тому же при использовании различных материалов можно создавать ситуацию свободного выбора, так необходимую в творческой деятельности.
Организация изобразительной деятельности, реализует принципы личностно-ориентированного взаимодействия с детьми в процессе обучения, способствует активизации возможностей детей.
Развивая у детей творческие способности изобразительной деятельности просто необходимо самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Я очень увлекающийся человек и это помогает мне увлечь детей, поддерживать их интерес.
Работа в данном направлении дает свободу творчества, и я, в свою очередь, стараюсь предоставить детям как можно больше самостоятельности, свободы самовыражения, творчества, поисков передачи своих ощущений, чувств, переживаний. Занятия строю так, чтобы детям было интересно, а мне вместе с ними. Чтобы каждое занятие увлекало, удивляло новизной и неожиданным решением, строю их с использованием игровых технологий. Это помогает мне приблизить учебный процесс к основному виду деятельности – игре, и наиболее естественным образом ввести его в таинственный мир, именуемый нами взрослыми – искусством. Ведь в искусстве и в детской игре есть общее – это игровой процесс, в результате которого возникает образ, созданный воображением ребенка и художника. Здесь сосуществуют действительность и вымысел, условность и безусловность, волшебство превращений.
В играх-сказках я выступаю как организатор, а зачастую и как участник игры, ставя игровую задачу, используя само стремление ребенка к реализации определенной цели, воплощения замысла, включение в его арсенал новых средств и способов, позволяющих совершенствовать работу. При этом дети активны, эмоциональны, непосредственны, проявляют инициативу, самостоятельность, легко и естественно входят в мир искусства, в мир прекрасный, но сложный. Сложный, потому что ребенок не знает пока таинств художественных законов работы с материальными средствами. Но зато у него совершенно открыты каналы для восприятия. Он, как маленький волшебный сундучок, открытый миру, ждет от него все новых и новых сюрпризов. Порой ему надо лишь найти и вынуть из сундучка памяти то драгоценное и вечное, что он хранит, а потом только удивляться и запоминать это.
Ремесло, техника – это потом, а сейчас – страсть. Вкус к игре, сказке, творчеству, к иллюзии, помогающей понять себя. Прежде надо увлечь ребенка, а потом давать ему техническое средство.
Занимаясь с детьми, я не стремлюсь к ожиданию быстрого успеха и не стараюсь предъявлять высокие требования, зная, что это может вызвать лишь негативную реакцию, и нежелание заниматься тем, к чему его принуждают. Дети, прежде всего, творят соответственно собственным потребностям, а не напоказ. И я никогда не ориентирую их только на результат и ни в коем случае не подменяю поиск – образцом, творчество – исполнением, желание – принуждением. Надо уметь читать детские рисунки, оценивать их. Примитивная и уродливая работа с точки зрения взрослого может быть наиболее значима для ребенка.
Я стараюсь, чтобы мои дети получали удовольствие от творческого процесса. И это еще один немаловажный эмоциональный фактор, который роднит детскую игру и искусство. Нередко мы наблюдаем, с каким удовольствием ребенок играет с воображаемыми предметами. Любой материал, попадающий в руки ребенка, становится игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл. Точно так же мы играем на занятиях с неоформленным материалом. Этим материалом могут быть: краска, различная бумага, поролон, парафин, опилки, мыльные воздушные пузыри и многое другое. Стоит только предложить его в качестве игрового материала, и вы увидите, с каким удовольствием дети начнут с ним играть, фантазировать, экспериментировать. Исследовать мир, превращая опилки, бумагу, мыльные пузыри, ниточки, ложечки, перышки… в персонажи.
Вот и на свои занятия мы берем с собой все это богатство, замечательное добро и отправляемся путешествовать.
Сейчас главное – желание путешествий, желание побывать там, в сказочном мире фантазии, творчества, где персонажем может быть капля, шарик, лист, облако, мыльный пузырь, снежинка, ниточка, абстрактное пятно и. т. д.
Я чувствую —> Я представляю —> Я воображаю —> Я творю
В своей работе я обращаюсь к сказочным образам, для каждого занятия стараюсь придумать небольшую сказочку, т. к. сказка наиболее доступный сознанию ребенка материал. Она помогает развитию фантазии и усвоению основных нравственно-эстетических понятий (добро, зло). Дети с удовольствием помогают героям сказок. Они склонны одухотворять предметы, явления природы, наделять человеческими свойствами животных, растения. И поэтому дети легко принимают условия игры – изображения.
Использую различные приемы и методы решения задач: наблюдение, показ, анализ, объяснение последовательности и способов выполнения, постановка перед детьми задач, требующих нахождения самостоятельного решения, т. е. задач проблемного характера. Детям не даются готовые образцы, а вызывается потребность в поиске, таким образом, предоставляется возможность для самовыражения.
Очень эффективны вопросы-провокаторы:
- На что это похоже? - Кто это может быть? - Кто, что может быть такого цвета? - Что можно изобразить такой линией?
Организовывая занятия, я учитываю высокую импульсивность и в тоже время высокую концентрацию внимания и работоспособность наших детей. Поэтому на занятиях детям разрешается вставать, ходить по комнате, общаться со сверстниками. Места детей не закреплены за ними жестко. Каждый может устроиться, где захочет, от раза к разу выбирая себе соседей сам, а может именно сегодня решит уединиться. Организованное таким образом рабочее пространство обеспечивает возможность каждому участнику видеть действия других, непринужденно обсуждать цели, ход работы и получаемые результаты, обмениваться мнениями и открытиями: “Смотри, как у меня!”, “Я понял, как это сделано. ”
Вводную часть мы начинаем на ковре, где дети отгадывают загадки, мысленно отправляются в сказочную ситуацию, оказываются в гостях у сказочных персонажей, играют с ними, закрепляют пройденный материал, осваивают новый. Часто рассказывая, беседуя, я сама изображаю, нацеливая детей на внимательное наблюдение за процессом. Чтобы поддерживать у детей интерес, стараюсь придумывать необычные задания, игровые ситуации. Я не обязываю и не принуждаю к выполнению работы, а обращаю внимание детей на подготовленный материал, выдвигаю интересные идеи для работы. Для начала это приглашение к деятельности :
“Давайте сегодня…”, “Не сделать ли нам?”, “Как же это сделать?”, “Что же из этого можно сделать?”.
Дети добровольно включаются в продуктивную деятельность по принципу : “Я тоже хочу делать это”.
Основная часть проходит за столами, где дети работают, используя нетрадиционный материал. Каждый работает «творит», свободно перемещается, чтобы взять тот или иной материал. В целях разнообразия и лучшего осознания контрастных понятий я предлагаю на выбор бумагу разного формата. Как нельзя лучше подходит классическая музыка, которая создает положительный настрой работы, помогает лучше представить образ, будит воображение.
Так, играя, дети могут выбирать нужные краски, нужный материал, подбирать цвет. А я, в свою очередь, испытываю удовлетворение оттого, что вся эта работа не проходит зря, дети усваивают материал, применяют его на практике.
Особым образом строю и заключительный этап. Прежде всего, это характеризует открытый конец: каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил ли он свою работу или нет.
Организовываем выставку, где я предлагаю каждому ребенку-автору сказать несколько слов о работе, дать ей оригинальное название, пофантазировать, высказать собственное мнение. Дети, как правило, с большой охотой рассказывают о том, что изобразили, тем самым раскрывают смысл своего рисунка. Организация такой работы позволяет мне уделять необходимое время каждому ребенку, учесть его возможности. Прислушиваясь к детским идеям и предложениям, я не боюсь менять запланированный ход занятия, экспериментировать с новым материалом, поощряю творчество и фантазию ребят. Все это усиливает интерес ребенка к работе сверстников, поощряет содержательное общение, установление контактов. Иногда структура занятий может меняться, все зависит от поставленных задач.
Я надеюсь, что опыт моей работы будет Вам полезен и интересен.