Володина Светлана Александровна
Изобразительная деятельность как средство развития речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: воспитатель МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 21" г. Великий Новгород Володина С. А.
Автор программы «Радуга» Т. И. Гризик считает, что «Внутренняя интеграция разделов программы позволяет осуществить нормальное функционирование речи в жизни детей и значительно повысить эффективность работы воспитателей по развитию речи».
Публикация «Изобразительная деятельность как средство развития речи детей» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Действительно, речевое развитие ребенка осуществляется не только на мероприятиях речевого цикла, но и в других, самых разнообразных видах детской деятельности: в познавательном развитии, на мероприятиях математического цикла, в процессе художественно-эстетического воспитания и пр.
Изобразительная деятельность оказывает большое влияние на всестороннее развитие и воспитание дошкольника, в том числе и на его речь. Докажем это.
Словарь
Рисуя на любую тему, нам, так или иначе, приходится называть предмет, его части, признаки или действия.
Предметный словарь: рыба, цветок, дом, радуга, человек.
Словарь – части предмета.
Рыба: чешуя, плавники, голова, глаза, жабры, тело, рот и пр.
Лицо: брови, глаза, ресницы, нос, рот, губы.
Словарь - прилагательные.
Глаза человека на портрете: голубые, серые, зеленые, карие.
Дом: деревенский, городской, кирпичный, деревянный и пр.
Словарь - глаголы.
Дерево: растет, стоит.
Рыба: плывет, дышит.
Летний отдых: я загорал, купался, играл в мяч, катался на велосипеде, летал на самолете.
Словарь - обобщающие понятия.
Растения: деревья, кустарники, травы, цветы. Данные понятия в свою очередь распадаются далее (цветы: садовые, полевые и пр.).
Важно отметить то обстоятельство, что в продуктивной деятельности ребенок опирается одновременно на несколько анализаторов (тактильное восприятие, зрение, слух). Появляется возможность увидеть предмет или его часть, услышать его название и изготовить его руками. Данный факт, несомненно, усиливает позитивное влияние изобразительной деятельности на речевое развитие.
Все работы, созданные детьми в результате изобразительной деятельности, являются в свою очередь, наглядной опорой для речевых упражнений на коррекцию и развитие
- грамматической стороны речи;
- звуковой культуры речи;
- диалогической речи: умение слушать и понимать собеседника, формулировать и задавать вопросы во время обсуждения результатов изобразительной деятельности;
- умения строить описательные высказывания: качества, свойства, признаки, целевое назначение изображенных предметов (дом, автобус и пр.);
- умения строить повествовательные высказывания: рисование по сказкам, рассказам, историям из жизни и пр.
Приведем примеры подобных занятий по изобразительной деятельности и дальнейших бесед-обсуждений: «Мой любимый сказочный герой», «Как я провел лето», «Осень» и пр.
Мелкая моторика
Мелкую моторику можно считать отдельным самостоятельным направлением детского развития или одним из блоков речевого развития. Так или иначе, мелкая моторика эта та сфера, на которую изобразительная деятельность оказывает существенное влияние.
Рисование: укрепление мелкой мускулатуры пальцев рук, совершенствование координационных движений, выработка зрительного контроля, пространственная ориентировка на листе бумаги и пр.
Лепка: + совершенствует природное чувство осязания обеих рук и пр.
Аппликация: + развивает глазомер, чувство формы, создает предпосылки овладения письмом.
Отметим еще несколько моментов положительного влияния изобразительной деятельности на речевое развитие ребенка
1) В ходе изобразительной деятельности возможна активизация речи детей замкнутых, стеснительных. На прямое обращение, вопрос они, как правило, зажимаются. Общее дело, такое как, например, рисование, объединяет, раскрепощает.
2) Изобразительная деятельность – форма психолого-педагогической работы, направленной на развитие речи как средства общения. Например, нарисовав ладонь, мы можем передавать (подарить) ее товарищу и вспоминать различные приветственные слова «Здравствуй!», «Добрый день!», «Привет!», «Рад тебя видеть!», «Как хорошо, что мы встретились!» и пр.
3) Известно, что речь, язык выполняет не только функцию передачи информации, но и регулирует нашу деятельность, поступки. Что это значит? Например, некто (достаточно взрослый человек) способен сказать себе: «Не волнуйся! Все в порядке» или: «Сначала перейду площадь, потом пойду налево, заверну за угол». То есть он управляет своим поведением, способен к саморегуляции. Данная способность происходит из дошкольного детства. И данную сторону речи развивает как раз изобразительная деятельность, а точнее те простые речевые инструкции, которые дает взрослый в ходе рисования, лепки, аппликации («Давайте нанесем клей на поверхность детали», «Рисуем длинную ровную линию, не отрывая кисточки от листа бумаги»). То, что ребенок в данный момент выполняет по словесной инструкции взрослого, он может позднее выполнить по плану в собственной речи. И данное явление открывает возможность дальнейшего развития саморегуляции и произвольного поведения.