Екатерина Савосткина
Изотворчество как профилактика речевых нарушений
▼ Скачать + Заказать документы
Изо творчество как профилактика речевых нарушений
Савосткина Е. Н. ,
МБДОУ «Детский сад №28 «Золотой петушок», г. Тамбов
В настоящее время, среди детей дошкольного возраста достаточно часто встречаются дети с различными нарушениями речевого развития.
Особенно актуальна проблема развития и коррекции речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста, поскольку её решение является важным условием успешного дальнейшего обучения ребенка в школе.
Публикация «Изотворчество как профилактика речевых нарушений» размещена в разделах
Важную роль в воспитании и обучении дошкольников играет изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Изобразительная деятельность дает детям возможность познать окружающую действительность, выразить в рисунках, лепке, аппликациях свое представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему. Этот вид деятельности приносит детям радость, вызывает положительные эмоции, развивает творческие качества, наблюдательность, способствует развитию чувства прекрасного. Изобразительная деятельность способствует развитию мышления, восприятия, воображения, мелкой моторики, что тесно связано с развитием активной речи ребенка.
Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь, именно мелкие мышцы руки подобны высшим отделам коры головного мозга, обеспечивающие работу мысли и функции речи.
Можно отметить, что если развитие движения пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Изобразительная деятельность может стать фундаментом к овладению средствами языковой системы и сформировать коммуникативную направленность речи.
Изобразительная деятельность является частью развития личности дошкольника и взаимосвязана со всеми другими направлениями развития: с окружающим миром, социальными явлениями, природой во всем её многообразии, с разными видами искусства - как классического, современного, так и народного, включая литературу, а так же с разнообразными видами деятельности детей. Чем чаще ребёнок держит в руках карандаш, кисть; тем легче ему выводить свои первые буквы и слова.
Совместной деятельности воспитателя и детей по рисованию, лепке, аппликации в детском саду уделяется немало внимания. Результатом этой деятельности является создание ребёнком определённого продукта. В процесс создания включаются все сферы деятельности ребё нка:
-общение (развитие речи, умение налаживать контакт со взрослым и со сверстником);
-воспитание (взаимопомощь, умение делиться, умение понять и оценить работу другого ребёнка);
-ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, строение предметов и объектов, выделение существенных свойств);
-формирование элементарных математических представлений (цвет, форма, размер, пространственное расположение, ориентация на плоскости и на себе, счет, деление на равные части);
Занятия по изодеятельности имеют терапевтический эффект:
-успокоение ребёнка;
-раскрытие его внутреннего мира;
-развитие мелкой мускулатуры кисти (мелкая моторика, которая так же способствует развитию речи, мозговой активности);
-координация межполушарного взаимодействия, т. е. правой и левой руки (правое полушарие-конкретно-образное мышление; левое-абстрактно-логичное);
-координация руки и глаза;
-подготовка руки к письму.
-речь (мелкие движения кисти помогают убрать напряжение не только с рук, но и с губ, снимают умственную усталось, способны улучшить произношение звуков, заменяют пальчиковые игры, а значит и речь ребёнка, внимание);
-воображение.
Побуждать пальчики работать - одна из важнейших задач занятий по изобразительной деятельности, которая приносит много радости дошкольникам. Перед тем как приступить к работе по изодеятельности, обязательно использую пальчиковую гимнастику.
Деятельность с бумагой, ножницами, пластилином, карандашами, красками - это не только сенсерно-двигательные упражнения. Во время изодеятельности мы знакомим детей с новыми словами, учим понимать, различать и, наконец, употреблять слова в активной речи.
Учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, для развития творческих способностей недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства даёт возможность для развития творческих способностей дошкольников, способствует развитию у ребёнка мелкой моторики и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, зрительного восприятия и глазомера.
Хочется отметить несколько художественный нетрадиционных техник, увлекающих детей. Обрывная аппликация-это отдельный вид аппликации, суть которого можно уловить из названия. В обрывной аппликации детали не вырезаются из цветной бумаги, а отрываются и приклеиваются в виде мозаики. Здесь не нужно чётких контуров и ровных линий-настоящий простор для творчества. Оригами - складывание фигурок из бумаги. фигур, развивает пространственную ориентировку. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи. Торцевание - один из видом бумажного конструктирования. Техника достаточно простая, а результат получается очень эффективным. Большим плюсом в этой работе является то, что её можно выполнять коллективно. Дети справятся даже с большой картиной, для этого каждому ребёнку просто нужно выделить свой участок, который он должен заполнить "торцовочками". Работа с гофрированной бумагой развивает мелкую моторику, внимание, аккуратность, способствует эмоционально-эстетическому развитию ребёнка. Много нетрадиционных техник и в рисовании: пальцевая живопись, рисование с помощью свечи и мыла, рисование по сырой бумаге, кляксография, рисование простым карандашом и ластиком.
И это далеко не весь перечень нетрадиционного художественного творчества. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Проведение таких занятий подарят детям новую широкую гамму ощущений.
Именно поэтому можно сделать вывод, что выполнение различных манипуляций пальцами и руками во время лепки, рисования, аппликации стимулирует деятельность центральной нервной системы, что способствует ускорению развития речи детей дошкольного возраста. Следовательно, уровень развития речи детей напрямую зависит от развития тонких движений пальцев рук.
Немаловажной задачей детеского сада — подготовка детей к школе. Эта задача решается достаточно концентрированно и полно на занятиях изобразительной деятельности. Во время занятий по изобразительной деятельности дошкольники практически получают конкретные представления о различной объемной форме, величине предметов; учатся понимать слова, обозначающие положение в пространстве: вверху, внизу, сзади, слева, справа. Рисование входит в школьную программу по изобразительному искусству, а лепка и занятия с бумагой — в программу обучения ручному труду (с первого класса). Овладевая этими видами деятельности в детском саду, ребенок избавляется от беспомощности, которая характерна для детей, не умеющих рисовать, лепить, работать с бумагой.
Развитие движений пальцев рук влияют на способность ребёнка к письму. На занятиях изобразительной деятельностью осуществляется также психологическая подготовка детей к школе. Она заключается в воспитании у дошкольников желания учиться в школе, в стремлении узнавать новое, овладевать навыками и умениями, целенаправленно и организованно заниматься, внимательно слушать и выполнять требования взрослого, уметь точно комментировать свои действия, описывать увиденное, умение рассказывать о запланированном.
Речь имеет тесную связь с изобразительной деятельностью детей, и процесс рисования, лепки и аппликации непосредственно влияет на активность речевых отделов мозга. Речь и изобразительная деятельность дополняют и обогащают друг друга. Это способствует увеличению речевых возможностей детей, к возникновению изобразительных навыков, созданию образов и форм.
В завершении хочется ещё раз подчеркнуть, что тренировка движений пальцев является стимулом для развития речи ребёнка и мощным тонизирующим факторам для коры головного мозга в целом. на занятиях по художественному творчеству, дети получают не только знания и навыки, а также радость, удовольствие, быть счастливым от своих маленьких успехов.
Таким образом, развитие речи и совершенствование изобразительных способностей детей ведут прямой дорогой к полноценному и комплексному развитию личности ребенка.
Литература
1. Александрова, О. В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет / О. В. Александрова. - М. : Эксмо, 2013
2. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г. Г. Григорьева. - М., 2009.
3. Кушнир, Г. В. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество / Г. В. Кушнир. - М. : Сфера, 2010.