Ираида Коновалова
Из опыта работы воспитателя группы предшкольной подготовки по речевому развитию
Из опыта работы за 2018–2019 уч. г. воспитателя группы предшкольной подготовки Мбоу «Избердеевская Ншдс» Коноваловой И. И. по
"Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным - вот задача первоначального обучения".
К. Д. Ушинский.
В группу предшкольной подготовки (ГПП) МБОУ "Избердеевская НШДС" ходят дети, не посещающие детский сад, домашние, количество которых составляет 16 человек, из них 8 мальчиков и 8 девочек, половина детей цыгане. Возраст воспитанников 6-7 лет. По окончании обучения все дети зачисляются в первый класс школ района.
Публикация «Из опыта работы воспитателя группы предшкольной подготовки по речевому развитию» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. А так как в моей группе половина воспитанников цыгане, то работу по развитию речи строю с учетом этой особенности. Как показывает практика это очень трудоёмкая и ответственная работа, требующая определённой системы и терпения со стороны воспитателя к подбору наиболее действенных средств и методов обучения.
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа.
Развитие речи детей в гпп преследует следующие цели:
• развитие связной речи детей;
• формирование активного и богатого словарного запаса;
• развитие у детей основ культурной речи;
• усовершенствование умения правильного произношения звуков;
• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
• понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Занятия по развитию речи провожу согласно календарно - тематичекому планированию два раза в неделю. Методы развития речи, применяемые мною:
наглядные (наблюдение в природе, экскурсии, изодеятельность, рассматривание картин и рассказывание по ним);
словесные (чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, обобщающие беседы);
практические (дидактические и развивающие игры, игры - инсценировки, хороводные игры).
Так как у меня группа кратковременного пребывания воспитанников (ежедневно по 3 часа), стараюсь максимально наполнить разнообразными приемами развития связной речи.
Наглядные: составление рассказов по серии картинок, по сюжетной и пейзажной картинам; составление рассказа о единичных предметах. Например, описать грибы съедобные и несъедобные, описать ягоды садовые и ягоды лесные, сравнить лиственные и хвойные деревья, деревья и кустарники. Для этих целей есть развивающие игры серии Русский стиль.
Рассказы по серии картин: при работе над серией картин у детей формируется представление об основных принципах построения связного сообщения; последовательное изложение произошедших событий. Дети составляют рассказ как индивидуально, так и коллективно.
Для составления рассказа по сюжетным картинам использую картины с изображением нескольких групп действующих лиц, или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого детям сюжета («Игры на детской площадке», «Зимние развлечения»). Также детям предлагаю пейзажные картины.
Игровые: игровой персонаж, речевые игры, сюжетно-ролевые игры.
Словесные: составление рассказов из личного опыта; рассказывание (с элементами творчества); пересказ (по частям и по ролям). Во всех словесных приёмах используются наглядные приё мы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций.