Ираида Коновалова
Из опыта работы воспитателя группы предшкольной подготовки по речевому развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы за 2018–2019 уч. г. воспитателя группы предшкольной подготовки Мбоу «Избердеевская Ншдс» Коноваловой И. И. по
"Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным - вот задача первоначального обучения".
К. Д. Ушинский.
В группу предшкольной подготовки (ГПП) МБОУ "Избердеевская НШДС" ходят дети, не посещающие детский сад, домашние, количество которых составляет 16 человек, из них 8 мальчиков и 8 девочек, половина детей цыгане. Возраст воспитанников 6-7 лет. По окончании обучения все дети зачисляются в первый класс школ района.
Публикация «Из опыта работы воспитателя группы предшкольной подготовки по речевому развитию» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. А так как в моей группе половина воспитанников цыгане, то работу по развитию речи строю с учетом этой особенности. Как показывает практика это очень трудоёмкая и ответственная работа, требующая определённой системы и терпения со стороны воспитателя к подбору наиболее действенных средств и методов обучения.
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа.
Развитие речи детей в гпп преследует следующие цели:
• развитие связной речи детей;
• формирование активного и богатого словарного запаса;
• развитие у детей основ культурной речи;
• усовершенствование умения правильного произношения звуков;
• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
• понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Занятия по развитию речи провожу согласно календарно - тематичекому планированию два раза в неделю. Методы развития речи, применяемые мною:
наглядные (наблюдение в природе, экскурсии, изодеятельность, рассматривание картин и рассказывание по ним);
словесные (чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, обобщающие беседы);
практические (дидактические и развивающие игры, игры - инсценировки, хороводные игры).
Так как у меня группа кратковременного пребывания воспитанников (ежедневно по 3 часа), стараюсь максимально наполнить разнообразными приемами развития связной речи.
Наглядные: составление рассказов по серии картинок, по сюжетной и пейзажной картинам; составление рассказа о единичных предметах. Например, описать грибы съедобные и несъедобные, описать ягоды садовые и ягоды лесные, сравнить лиственные и хвойные деревья, деревья и кустарники. Для этих целей есть развивающие игры серии Русский стиль.
Рассказы по серии картин: при работе над серией картин у детей формируется представление об основных принципах построения связного сообщения; последовательное изложение произошедших событий. Дети составляют рассказ как индивидуально, так и коллективно.
Для составления рассказа по сюжетным картинам использую картины с изображением нескольких групп действующих лиц, или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого детям сюжета («Игры на детской площадке», «Зимние развлечения»). Также детям предлагаю пейзажные картины.
Игровые: игровой персонаж, речевые игры, сюжетно-ролевые игры.
Словесные: составление рассказов из личного опыта; рассказывание (с элементами творчества); пересказ (по частям и по ролям). Во всех словесных приёмах используются наглядные приё мы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций.