Елена Кузьмина
«Оригами». Из опыта работы воспитателя ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Оригами – древнейшее искусство складывания из бумаги различных объемных фигурок. Оно привлекло внимание многих жителей России, в том числе и педагогов, так как является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач. Как способ создания из бумаги разнообразных поделок оно зародилось в Японии более тысячи лет назад. И именно здесь оно приобрело современный вид. Первоначально искусство оригами носило чисто религиозный характер. Поделками из бумаги украшали жилище во время праздников. Каждая поделка что-то символизировала, их дарили родным и близким. Искусство складывания из бумаги различных фигурок: животных, цветов, игрушек, птиц – сохранялось и передавалось из поколения в поколение.
Темочки:
В настоящее время это целая наука, с которой японские дети начинают знакомиться с самого раннего возраста. Изготовление красочных поделок из бумаги приемами многократного складывания и сгибания – увлекательное и полезное занятие.
В 1896 году Л. Н. Толстой в своей статье «Что такое искусство» неожиданно обращается к искусству оригами (термин этот в то время еще не получил распространения). Он писал: «Нынешней зимой одна дама научила меня делать из бумаги, складывая и выворачивая ее известным образом, петушков, которые, когда их дергаешь за хвост, махают крыльями. Выдумка эта от Японии. Я много раз делал этих петушков детям, и не только дети, но всегда все присутствующие большие, не знавшие этих петушков, и господа, и прислуга развеселялись и сближались от этих петушков, все улыбались и радовались: как похоже на птицу эти петушки махают крыльями.
Тот, кто выдумал этого петушка, от души радовался, что ему так удалось сделать подобие птицы, и чувство это передается, и потому, как ни странно сказать, произведение такого петушка есть настоящее искусство.) Я думаю петушки содействуют развитию и радости многих детей».
Толстой бросает вызов всей концепции понятия «искусство», обличает искусство Шекспира, Вагнера, искусство сцены… И он противопоставляет им скромное рукодельное искусство складывания «птичек из бумаги».
Удивительна его интуиция и предвосхищение роли и значения для воспитания и развития ребенка искусства оригами. Как жаль, что на эти его слова тогда никто всерьез не обратил внимания.
Было выяснено, что занятия по оригами способствуют гибкому взаимодействию полушарий головного мозга и повышению психических способностей.
Бумага – доступный для ребенка и универсальный материал. И еще привлекает возможность использовать поделки в играх, инсценировках, оформлении какого-либо уголка в детском саду или подарить поделку на день рождения товарищу, к празднику своим родителям, воспитателям.
Ребенок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет в ручейке, самолетик, змей взлетает ввысь и т. д. Так, через различные действия с бумагой, в процессе ее обработки, применении разных способов и приемов дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.
Такая деятельность имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к получению положительного результата, содержать в порядке рабочее место. Дети овладевают навыками и культурой труда, что важно для их подготовки к успешному обучению в школе. Занятия оригами дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность. Способствуют формированию добрых чувств к близким, влияют на формирование самооценки, уверенности в себе. Позволяют детям испытать свои возможности и проявить способности:
- конструктивные – при создании фигурки из одного листа бумаги путем его неоднократного складывания, при изготовлении фигурки из нескольких деталей, сложенных в технике оригами и соединенных с помощью клея;
- изобразительные – за счет частичной или полной дорисовки деталей, использования метода аппликации, применения цветовых сочетаний, чередования цвета;
- творческие – оригинальное применение известных моделей; изобретение вариаций на классические модели; изобретение своих фигурок;
- оформительские – оформление открыток, помещений к празднику;
- театральные – обыгрывание сложенных моделей, инсценирование с их помощью сюжетов произведений детской литературы.
Использовать оригами в работе с детьми начала с 1996 года. Сначала использовала в индивидуальной работе с детьми, а затем разработала серию конспектов занятий по разным возрастным группам. В основу взяла «Программу воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, а затем программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Кроме этого пользовалась дополнительной литературой.
Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Известно и то, что оригами развивает речь (речевой центр и центр, управляющий мелкими движениями пальцев, находятся рядом в головном мозге человека, взаимно влияя друг на друга).
Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точность движения пальцев, происходит развитие глазомера.
Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса, стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Американский педагог Ф. Фребер уже в середине 19 века заметил геометрическую особенность оригами и ввел его как учебный предмет в школе.
Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
И это далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.
Я считаю, что систематические занятия с ребенком оригами - гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению. А воспоминания о совместном творчестве надолго останутся в памяти и, если необходимо, помогают мне найти контакт с ребенком.
Путем складывания бумаги по типу оригами можно получить различные поделки. Для достижения наибольшей выразительности поделок следует варьировать окраску и величину квадратов. Многие фигурки начинают складывать одинаково до определенного момента. Одинаковые заготовки – это базовые формы. Например, фигурки гуся, ослика, слона сделаны на основе базовой формы «воздушный змей», а фигурки лебедя, бабочки, жука сделаны на основе «двойного треугольника».
Очень важно научить детей складывать базовые формы. Умение их складывать – залог успеха в достижении результата. Обучение складыванию базовых форм лучше проводить индивидуально, чтобы быть уверенным в том, что ребенок научился их складывать.
Поделки детей 4,5 – 5 лет основаны на базовой форме – «треугольнике». Дети 5-6 лет осваивают приемы складывания на основе нескольких базовых форм: «треугольник», «двойной треугольник», «конверт», «воздушный змей». В 6-7 лет доступны и более сложные формы, такие как: «рыба», «двойной квадрат». Для детей этого возраста придумала задание – кроссворд для закрепления названий базовых форм. Детям интересны такие необычные задания и выполняют они их с большим энтузиазмом, чем обычные задания.
Чтобы вызвать у ребенка интерес к конструированию и эмоционально настроить его на деятельность широко использую произведения художественной литературы (рассказы, сказки, загадки, стихи). Например, можно использовать сказку В. Сутеева «Умелые руки и капризная кошка». Провожу беседы о прочитанном, если произведение большое по объему, то прочитываем его с детьми заранее. Практика показала, что дети с особым интересом относятся к играм-сказкам, которые строятся на образном восприятии и описании каждого промежуточного этапа изготовления изделия (так при складывании квадрата по диагонали, мы получаем равнобедренный треугольник – ребенку понятнее сравнивать такой треугольник с «короной», который можно примерить; а квадрат, сложенный пополам, напоминает детям обложку книжки, которую можно почитать и т. д., причем во многих сказках определенный прием складывания как бы иллюстрирует характер действий персонажей. Игры-сказки легко усваиваются детьми и запоминаются. Многие дети, осознав принципы создания данных сказок, пробуют придумывать свои. Но чаще приходится самой рассказывать такие игры-сказки во время процесса складывания поделок на занятиях.
В работе с детьми стремлюсь, чтобы игрушки «оживали» в руках ребенка: «пели», «говорили», «танцевали», т. е. учу детей обыгрывать свои поделки. Лодочки и кораблики у них плавали по воде, самолетики и воздушные змеи летали по воздуху (игра «Чей самолет улетит дальше?», шапочки от солнца надевались на себя или куклу; что-нибудь складывалось или насыпалось в коробочки и корзинки во время проведения сюжетно-ролевых игр.
Многое можно сделать для игр детей, инсценировок, спектаклей. Это различные шапочки (пилотки, фуражки, шапочки врача, продавца, колпаки, шапочки-маски. Вместе с детьми изготовили оригамский театр – «Театр на палочке» (мордочки зверюшек на палочках и необходимые декорации).
В практике детского сада довольно часто приходится сталкиваться с тем, что дети не распоряжаются продуктами своего труда. Из-за тесноты и неприспособленности помещений, дети вынуждены убирать поделки в шкаф воспитателя. Необходимо стараться найти место, где поделки из бумаги могут быть доступны детям. Они могут забирать их домой, играть с ними в любое время или украшать группу и другие помещения детского сада. Поделками можно украсить новогоднюю елку, участок детского сада. А к празднику или на день рождения товарища по группе поделка может оказаться отличным подарком.
Конспекты занятий разрабатывала с учетом степени сложности. Прежде чем переходить от одного изделия к другому, необходимо убедиться хорошо ли ребенок овладел тем или иным приемом складывания, научился ли складывать игрушку от начала до конца самостоятельно.
Кроме того, прежде чем приступить к занятиям оригами с детьми, педагог должен сам освоить техники складывания бумаги: термины и знаки, принятые в оригами приемы работы с бумагой, способы получения базовых форм; овладеть складыванием классических моделей.
К занятию готовлюсь заранее. Необходимо приготовить: образцы фигурок в 2 экземплярах (один – в собранном виде, с осуществленной дорисовкой и аппликацией, другой – в развернутом, материал для складывания, необходимый каждому ребенку: бумагу определенного цвета, формы, размера, фактуры; клей; карандаши или фломастеры. Убедиться в том, что место для работы удобно для ребенка и хорошо освещено.
Складыванию каждой фигурки нужно посвятить отдельное занятие, начинать которое желательно с определения мотива и цели занятия в форме загадки, стихотворения, вопроса, беседы. Вторая часть занятия представляет собой складывание фигурки, а третья заключается в обыгрывании, оценке результата, применении для оформления помещений детского сада или кукольного театра. При малейшем проявлении потери интереса к процессу складывания занятие следует прервать и выполнить простейшие физические упражнения или пальчиковую гимнастику с использованием потешек, не следует забывать и о гимнастике для глаз.
Начиная с первого занятия, действия ребенка следует контролировать и при обнаружении неправильного, неаккуратного складывания обратить его внимание на это, попросить исправить ошибку или допущенную неточность.
Старших дошкольников постепенно можно приучать к складыванию по чертежам, но при этом обязательно надо учитывать готовность каждого ребенка к такой деятельности и начинать с освоения простейших обозначений. Каждая модель имеет схему складывания со знаками, указывающими действия. Универсальную, понятную для всех систему знаков изобрел японский оригамист Акира Йошизава. Значки понятны даже маленькому ребенку и практически не требуют дополнительных объяснений. А конструкция настолько проста, что, совершив 2-3 действия, ребенок получает готовую игрушку.
Оформляла с детьми выставки: текущие – состоящие из работ прошедшего занятия; сезонные – охватывающие работу сезона («Золотая осень», «Зимняя сказка», «Весенний перезвон», тематические – посвященные определенному событию и теме («Сказка за сказкой», «День защиты природы», объединяющие как индивидуальные, так и коллективные работы.
Также вместе с детьми создавали различные панно для группы. Это были композиции к мультфильмам, рассказам, сказкам. Такие как: «Медведи в лесу», «Жар-птица», «Теремок» и т. д. Выполнялись они коллективно, когда каждый ребенок имеет возможность определить меру личного участия в зависимости от содержания работы, ее основного замысла, согласуя свои действия с остальными детьми. Такая форма деятельности, конечно, требует с моей стороны предварительного планирования, руководство работой, а в некоторых случаях и непосредственного участия. Сначала составляю эскиз оформления панно, обсуждаю вместе с детьми последовательность его выполнения, подбираем необходимый материал, продумываем размещение фигур, цвет фона.
Делали с детьми макеты аквариума, пруда с утками, пингвинов на льдине. Такие макеты помещали в уголке природы. Они очень хорошо вписываются в окружение растений.
Панно, макеты, сделанные детьми, позволяют постоянно менять оформление группы, делать его разнообразнее, а значит, и привлекательнее для ребенка в силу новизны. Это имеет большое значение в эстетическом воспитании дошкольников.
Кроме того, работы детей использую как счетный материал на занятиях по математике, на тематических занятиях по ознакомлению с окружающим, в дидактических играх («Запомни эти фигуры и найди их среди других», «Что изменилось?», «Что было и что стало?», «Перепутанные тени», «Занимательная задача» и др.). В подготовительной к школе группе детям можно предложить небольшой кроссворд. Цель задания – проверить знания некоторых базовых форм в оригами.
В группе есть уголок труда, где дети самостоятельно могут создавать какие-либо поделки, в том числе и фигурки по типу оригами. Для этого есть все условия. Во-первых, это папка с различными видами бумаги (цветная, окрашенная, альбомная, обертки от конфет или печенья, пр., отдельная папка с обрезками цветной бумаги (для вырезания мелких деталей, украшений для поделок, клей, ножницы, фломастеры или цветные карандаши. Во-вторых, это сделанный мною альбом «Оригами для дошкольников» с различными поделками (для каждой показана последовательность выполнения). А в-третьих, это могут быть индивидуальные папки (альбомы) детей, куда они могут помещать все свои работы по оригами. В таком уголке дети закрепляют и совершенствуют свои умения и навыки, полученные на обычных занятиях или занятиях в кружке. Я большое значение придаю кружковой работе, поэтому и создала для детей кружок «Оригашики». Занятия провожу раз-два в неделю. Заранее составляю план работы на весь учебный год, стараясь учитывать интересы детей и уровень их подготовки. Занятия в кружке могут по желанию посещать и родители.
Проводила для родителей и детей в 2014- 2015 уч. году развлечение «Праздник оригами» с музыкальным сопровождением, с оформлением выставки детских работ по оригами.
Важную роль играют пригрупповые стенды в «Уголке родителей». Вывешиваю списки литературы, памятки по общим правилам при обучении технике оригами, тексты стихов по оригами. Это побуждает родителей приобретать книги по оригами для занятий с детьми дома. Есть место для детских работ, для папок-передвижек («Значение оригами для развития ребенка»).
Анализируя результаты своей работы на протяжении последних 5 лет, я пришла к выводу, что оригами действенное средство для всестороннего развития детей, для развития фантазии и творчества. Оригами прекрасно корректирует недостатки памяти и внимания у детей, развивает умение мыслить. Я стремлюсь к тому, чтобы дети умели получать радость от творчества, делились бы им с окружающими, использовали полученные знания и умения в дальнейшей жизни.
Считаю, что оригами должно выделяться отдельным занятием для детей в детском саду, учитывая ранее перечисленные достоинства. На достигнутых успехах останавливаться не буду. Собираюсь и дальше заниматься оригами, обучать детей этому искусству.
Общие правила
при обучении технике оригами
1. Заготовки для поделок дошкольникам должен готовить взрослый.
2. Заготовка должна иметь точно квадратную форму.
3. Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибающейся, цветной.
4. Показ изготовления должен производиться на столе (в индивидуальной работе) или на доске (на общем занятии). Во втором случае заготовка для показа должна быть в два раза больше, чем у детей.
5. При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.
6. Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приема – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми и т. д.
7. Линии сгибов изделия должны тщательно проглаживаться.
8. Совмещение углов и сторон в процессе складывания должно быть точным.
9. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приемы складывания. В итоге ребенок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.
Задачи кружка «Оригашики» :
1. Учить детей создавать из бумаги игрушки по типу оригами. Совершенствовать ориентировку на листе бумаги и в пространстве, координировать движения пальцев и кистей рук.
2. Формировать самостоятельность, самоконтроль, аккуратность в работе. Развивать стремление создавать поделки по типу оригами, давать возможность детям воплощать в жизнь их мысли, фантазии. Развивать логическое мышление, речь, память, эстетические чувства.
Памятка «Что необходимо для занятий по художественному конструированию из бумаги»
Бумага. Лучше брать бумагу, которая после сгибания не образует трещин. Бумага должна быть чистой, не мятой. Следует обращать внимание на цвет бумаги, из которой будет складываться та или иная поделка. Это очень важно. Цвет должен конкретизировать образ предмета, с одной стороны (зеленый – лягушка, елка; оранжевый – белка, лиса и т. д., и представлять возможность использовать всю палитру цветов (цветы, бабочки, рыбы, птицы и т. д., с другой стороны.
Ножницы. Желательно иметь ножницы с закругленными концами и разработанными рычагами. По длине от 10 до 20 см. При пользовании ножницами нельзя забывать о технике безопасности: не размахивать ножницами, передавать за сомкнутые лезвия, при резании следить за положением левой руки, не работать ножницами с ослабленными шарнирами, класть ножницы на стол так, чтобы они не свешивались за край, убирать в коробки или в подставки кольцами вверх.
Клей. Лучше использовать клей ПВА. Еще можно пользоваться обойным клейстером.
Кисточки. Для склеивания небольших деталей подойдут маленькие кисточки. А если поделку необходимо приклеить на основу, то нужно будет круглая кисть. До начала работы позаботьтесь о подставке для кисточек. После работы необходимо тщательно промыть кисточки водой и просушить. Хранить кисточки лучше в вертикальном положении, ворсом вверх.
Салфетка. Должна быть чистой, быстро впитывающей влагу, мягкой по фактуре. После занятий при необходимости выстирать.
Цветные карандаши (фломастеры). Использовать при выполнении дополнительных деталей поделки: нарисовать глаза, нос, чешуйки у рыбок; раскрасить коробочки.
Литература
1. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М. : «Аким», 1995-1999
2. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Оригами на праздничном столе. Приложение к журналу «Оригами» - М. : «Аким», 1996
3. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Оригами. Зоопарк в кармане. – СПб., «Химия», 1994
4. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Рождественские оригами. – М. : «Аким», 1994
5. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Энциклопедия оригами. – СПб, «Кристалл», М. : «Оникс», 2000
6. Белим С. Н. Путешествие в страну оригамию. – Омск, ОГУ, 1994
7. Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги. – М. : Просвещение, 1992.
8. Нагибина М. И. Из простой бумаги мастерим как маги. – Ярославль: Академия развития, 1998.
9. Коротеев И. А. Оригами для малышей. – М. : Просвещение, АО «Учебная литература», 1996.
10. Соколова С. В. Оригами для дошкольников. – Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004
11. Сержантова Т. Б. Оригами для всей семьи. – М. : Айрис-пресс, 2004
12. «Сборник лучших моделей из бумаги» (опубликованных в журнале «Оригами» в 1996-1997 г. г.) – М. : «АКИМ», 2001
13. Тарабарина Т. И. Оригами и развитие ребенка. – Ярославль: Академия развития, 1998.
14. Тарловская Н. Ф., Топоркова Л. А. Обучение детей конструированию и ручному труду в мало комплектном детском саду. – М. : Просвещение, 1992.
15. Дошкольное воспитание\\ № 5, 6 – 1996
16. Н. Простякова, О. Кузнецова. Игры-сказки в обучении детей оригами\\ Дошкольное воспитание, № 5 – 1997
17. Т. Рогаткина, Л. Бородина. Нескучное оригами\\ Дошкольное воспитание. №8 – 1998
18. О. Доценко. Великий квадрат не имеет предела\\ Дошкольное воспитание. № 6 - 2003
19. Оригами\\ № 4,5 - 2000
20. Оригами\\ № 2 - 2001
21. Оригами\\ № 1 – 2002