Жанна Бородина
Образовательный проект по познавательно-речевому развитию детей «Технология ТРИЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 65 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара.
Образовательный проект
по познавательно-речевому развитию детей подготовительной
к школе группы.
Разработала:
воспитатель Бородина Жанна Николаевна
Сыктывкар.
Актуальность проекта
Публикация «Образовательный проект по познавательно-речевому развитию детей „Технология ТРИЗ“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- ТРИЗ. Проекты
- Темочки
Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста – это процесс, в результате которого они учатся познавать окружающий мир, устанавливать и поддерживать необходимые контакты с ним и людьми.
Основной целью данного направления является речевое и познавательное развитие детей дошкольного возраста.
Речевое развитие детей предполагает освоение ими задач образовательной программы детского сада по разделу «Развитие речи». Познавательное развитие детей предполагает освоение ими задач образовательной программы детского сада по разделу «Ознакомление с окружающим миром», а также развитие таких познавательных психических процессов, как речь, воображение.
Одной из эффективных педагогических технологий для развития детей является теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Она возникла в нашей стране в 50-х годах, автор – Г. С. Альтшулер.
ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности. Технология ТРИЗ раскрывает развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, а с другой стороны – поисковой активности, стремление к новизне, развитие речи и творческого воображения, т. е. целенаправленное формирование творческих способностей, развитие нестандартного видения мира, нового мышления.
Участники проекта:
Участниками проекта являются воспитанники подготовительной к школе группы, педагоги, родители.
Вид проекта:
Проект является творческим, практико-ориентированным, открытым, детско-взрослым, межгрупповым, долгосрочным.
Продолжительность проекта:
Продолжительность проекта – 9 месяцев.
Области интеграции проекта:
Реализация мероприятий проекта предполагает интеграцию всех образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Мероприятия проекта будут реализованы в различных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальной, двигательной, а также в процессе восприятия произведений художественной литературы.
Цель проекта:
Целью проекта является создание благоприятных условий для познавательно-речевого развития детей подготовительной к школе группы посредством применения технологии ТРИЗ.
Задачи проекта:
1. Задачи для педагога:
- создать условия для реализации задач образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», развития творческого воображения у детей подготовительной к школе группы,
- создать условия для применения ТРИЗ технологии в образовательном процессе с детьми подготовительной к школе группы,
- создать условия для активного участия родителей в жизни группы, детского сада и социума.
2. Задачи для детей:
- образовательные:
- обогащать представления детей об окружающем мире, формировать все стороны речи детей, используя приемы ТРИЗ;
- развивающие:
- развивать самостоятельность детей в познавательно-исследовательской деятельности (замечать противоречия, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предложений, применять результаты исследования в разных видах деятельности,
- развивать коммуникативные способности детей в процессе совместного обсуждения, развивать воображение;
- воспитательные: воспитывать навыки сотрудничества детей друг с другом в процессе совместной творческой деятельности.
3. Задачи для родителей:
- повышение уровня компетентности родителей в вопросах применения технологии ТРИЗ в познавательно-речевом развитии детей,
- вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс в ходе реализации содержания образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,
- способствовать укреплению семейных отношений посредством создания позитивного эмоционального микроклимата в детско-взрослом коллективе.
Описание проекта:
Основной целью познавательно-речевого развития в дошкольном возрасте является ознакомление воспитанников с окружающим миром, формирование всех сторон речи, развитие познавательных психических процессов, в том числе и воображения.
Реализация проекта предполагает три этапа: подготовительный, основной и заключительный. Содержание деятельности участников проекта см. в Приложении № 1.
Содержание проекта соответствует ФГОС ДО и положениям образовательной программы, реализуемой в МАДОУ (учет принципов отбора содержания, выбор методов и приемов в процессе реализации задач и т. д.).
Прогнозируемые результаты реализации проекта:
- в группе созданы условия для речевого и познавательного развития детей на основе использования ТРИЗ-технологии,
- детьми освоено содержание образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,
- у детей развиты познавательные психические процессы, в том числе воображение,
- дети умеют применять приемы ТРИЗ в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности,
- родители являются активными участниками в жизни группы, детского сада и социума,
- повысился уровень компетентности родителей в вопросах применения технологии ТРИЗ в познавательно-речевом развитии детей,
- родители являются активными участниками в воспитательно-образовательном процессе в ходе реализации содержания образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,
- созданы условия для укрепления семейных отношений посредством создания позитивного эмоционального микроклимата в детско-взрослом коллективе.
Оценка эффективности реализации проекта:
Реализация проекта будет способствовать повышению качества воспитательно - образовательного процесса в подготовительной к школе группе в части реализации задач познавательно-речевого развития детей.
Повышению эффективности реализации запланированных мероприятий будет способствовать активное участие в них родителей воспитанников.
Эффективность реализации проекта оценивается с помощью наблюдения, бесед, игровых диагностических заданий, основанных на содержании задач образовательной программы МАДОУ по реализации задач познавательно-речевого развития детей.
Оценка рисков и пути их преодоления:
Возможные риски в процессе реализации проекта:
1. Трудности в усвоении детьми некоторых приемов и методов ТРИЗ-технологии. В этом случае предусмотрены индивидуальные занятия с детьми.
2. Пропуск детьми детского сада в виду наступления осеннее-зимнего периода, повышения уровня заболеваемости. В этом случае предусмотрены индивидуальные занятия с детьми, которые будут проводиться после их выздоровления.
3. Отсутствие или низкий уровень заинтересованности родителей воспитанников в результатах мероприятий проекта. В этом случае будет проводиться индивидуальная работа с родителями с использованием фото материалов, свидетельствующих о необходимости проведения работы, направленной на реализацию задач проекта.
Список научных, научно-методических материалов, используемых в процессе разработки проекта:
Список научных, научно-методических материалов, используемых в процессе разработки проекта см. в Приложении № 2.
Приложение № 1
Перспективный план реализации проекта
I этап. Подготовительный.
- Выбор темы проекта. Постановка цели и задач, разработка плана реализации проекта.
- Подбор и изучение методической литературы по вопросам реализации ТРИЗ-технологии с детьми дошкольного возраста.
- Подбор наглядного материала, художественной литературы, реквизита
- Беседа с детьми об окружающем мире.
- Ознакомление родителей с мероприятиями проекта.
II этап. Основной.
Реализация мероприятий с детьми.
Сентябрь.
Тема «Знакомимся с маленькими человечками»
Октябрь.
Тема «Твёрдые, жидкие и газообразные маленькие человечки»
Ноябрь.
Тема «Системный лифт. Надсистемы и подсистемы объекта»
Декабрь.
Тема «Прошлое и будущее»
Январь.
Тема «Системный оператор»
Февраль.
Тема «Приёмы фантазирования «Дробление - объединение», «Увеличение - уменьшение»
Март.
Тема «Приёмы фантазирования «Оживление», «Изменение времени»
Апрель.
Тема «Рассказываем по картине»
Май.
III этап. Заключительный.
- Анализ эффективности реализации проекта
- Открытое занятие для родителей «Этот удивительный ТРИЗ»
- Оформление видео альбома (презентации) «Чему мы научились»
Приложение 2
Список научных, научно-методических материалов, используемых в процессе разработки проекта:
1. Богат, В. Сказочные задачи на занятиях по ТРИЗ [Текст] / В. Богат // Дошкольное воспитание. – 1995. - № 10. – С. 33.
2. Гин, А. А. ТРИЗ педагогика [Текст]: книга для родителей и учителей / А. А. Гин. – М., 2015. – 75 с.
3. Гин, С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду [Текст]: пособие для педагогов дошк. учреждений / С. И. Гин. – Минск: ИВЦ Минфина, 2008. – 112 с.
4. Голова, О. Н. Использование методов и приемов ТРИЗ технологий в воспитательно-образовательном процессе дошкольников [Электронный ресурс] / О. Н. Голова. – Режим доступа: https://open-lesson.net/5818/
5. Зебзеева, В. А. Теория решения изобретательских задач: методы активизации детей дошкольного возраста [Текст] / В. А. Зебзеева // Современные тенденции развития науки и технологий: сборник научных трудов по материалам IV Международной научно-практической конференции 31 июля 2015 г. : в 6 ч. / Под общ. ред. Е. П. Ткачевой. – Белгород: ИП Ткачева Е. П., 2015. – Часть VI. – 152 с.
6. Калинковская, С. Б. Основы теории решения изобретательских задач и методов развития творческого воображения [Текст]: методические рекомендации. Часть I / С. Б. Калинковская. – Владимир: ВГПУ, 2006. – 48с.
7. Корзун, А. В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений / А. В. Корзун. – Мн. : Университетское, 2000. – 72 с.
8. Крылов, Е. Школа творческой личности [Текст] / Е. Крылов // Дошкольное воспитание. – 1992. – № 9. – С. 14.
9. Крылов Е. Школа творческой личности [Текст] / Е. Крылов // Дошкольное воспитание. – 1993. – № 3. – С. 15-21.
10. Лобанова, Е. А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. – Балашов: Николаев, 2005. – 76 с.