Галина Попова
Из опыта работы «Учимся, играя с волшебными дарами»
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы «Учимся, играя с волшебными дарами»
Попова Галина Викторовна, Рябкова Ирина Александровна воспитатели
СП д/c «Солнышко» ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» с. Кинель - Черкассы
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) написано: «Игра является сквозным механизмом развития ребенка (пункт 2.7. ФГОС ДО, посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей:
- социально-коммуникативное развитие;
Публикация «Из опыта работы „Учимся, играя с волшебными дарами“» размещена в разделах
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности. Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями программы».
Педагоги прошлых веков отмечали большое значение игры для детей дошкольного возраста. И первым, кто рассмотрел игру как главное средство в воспитании и обучении ребёнка, стал известный немецкий педагог 19 века Фридрих Фрёбель. Ф. Фрё бель говорил: «Игра ребёнка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение». Часто мы слышим о том, как нелегко бывает педагогу удержать устойчивый интерес детей дошкольного возраста к познавательно – игровой деятельности. В современный век игровых приставок, планшетов и прочих компьютерных игрушек, всё труднее увлечь ребенка развивающей игрой, которая побудит его к самостоятельной деятельности, настроит на поиски новых условий и решений путем взаимодействий ума и рук. Но с годами в мире, обществе, семье всё меняется, а современные дошкольники продолжают оставаться детьми. Им нравится играть, но со временем игры детей и их игровые интересы претерпели изменения. Наряду с сюжетно – ролевыми играми дети выбирают игры с современными конструкторами, различные головоломки. Задача педагога состоит в том, чтобы дать игре правильное направление и постепенно развивать посредством игры всё, что дано ребенку природой. Именно Фридрих Фрёбель создал свой собственный набор учебных материалов, адаптированных к особенностям восприятия детей. Этот набор учебных материалов он назвал его «Дарами», которые являются символическими элементами Вселенной, составленные из основных геометрических форм: шара, куба, цилиндра.
А ядром педагогики Фридрих Фрёбель считал игру.
Актуальность нашей работы :
С помощью игры решаются различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее понятной для дошкольников.
Несмотря на то, что «Дары Фрёбеля» были созданы ещё в прошлом веке, они до сих пор актуальны и значимы. Мы применяем их в любой области познания. А, если добавить к этому ещё и своё воображение и креативность, то можно ярко и удивительно познакомить ребёнка с новым материалом, который сохранится в памяти и будет в будущем вызывать интерес.
Цель: вовлечение дошкольников в игровую деятельность и формирование познавательной, речевой, двигательной и творческой активности с помощью игрового набора «Дары Фрёбеля».
Дети дошкольного возраста лучше всего воспринимают материал на практике, излагаемой в игровой форме, так считал Ф. Фрёбель. И этому может способствовать использование практического пособия «Дары Фрёбеля». Благодаря новым инновационным технологиям дошкольники быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются к новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Игры с использованием набора «Дары Фрёбеля» помогают в решении разнообразных образовательных задач.
Для достижения цели мы поставили следующие задачи:
В социально-коммуникативном развитии:
1. Развивать игровую деятельность дошкольников;
2. Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
3. Формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства, чувства принадлежности к мировому сообществу;
4. Формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
5. Приобщать к правилам безопасности для человека и окружающего мира природы поведения;
6. Передать детям знания о правилах безопасности дорожного поведения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
7. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми.
В познавательном развитии:
1. Развить продуктивное воображение и творческое мышление в процессе решения познавательных задач;
2. Создать условия для построения ребёнком целостной образно - смысловой картины мира;
3. Формирование начал самопознания.
В речевом развитии:
1. Формирование речевых навыков и умений;
2. Формирование предпосылок чтения и письма;
3. Формирование знаний, умений, навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.
В художественно-эстетическом развитии:
1. Развивать эстетическое мировосприятие;
2. Воспитание эмоционально-нравственной культуры;
3. Формирование творческого воображения и образного мышления средствами продуктивной деятельности дошкольников;
4. Формирование условий к общей художественно-конструктивной умелости.
В физическом развитии:
1. Психолого-педагогическая поддержка способностей к двигательному творчеству;
2. Создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения;
3. Развивать скоростные, силовые качества, гибкость, выносливость и координацию;
4. Формировать у детей потребность в двигательной активности;
5. Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;
6. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
7. Формирование у детей дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков;
8. Формирование начальных представлений о ЗОЖ.
Новизна: использование в работе современных материалов соответствующих ФГОС ДО.
Основные формы организации образовательной деятельности:
- Индивидуальные
- Подгрупповые
- Групповые
Основные методы и приё мы организации образовательной деятельности:
Словесные:
- беседы;
- устные задания;
- чтение сказок;
- стихотворно-песенное сопровождение.
Наглядные:
- рассматривание дидактических пособий, предметов.
Практические:
- показ способов действия с предметами, эксперимент;
- диагностические задания;
- гимнастика для глаз;
- физкультминутки;
- упражнения на релаксацию.
Игровые:
- развивающие задания;
- дидактические игры;
- игры, направленные на формирование речевых навыков и умений;
- игры на развитие коммуникативных навыков;
- подвижные игры;
- игры на определение пространственных и временных отношений;
- игры с модулями набора «Дары Фрёбеля».
Направления работы :
Оздоровительное направление предполагает регулирование деятельности группы для соблюдения режима, формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья образа жизни детей, стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, сенсорно - перцептивных процессов.
Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности, воспитание ее с учетом фактора развития, воспитание ребенка с творческими способностями, развитие и коррекцию познавательных процессов (внимание, память, ассоциативность и гибкость мышления, словарный запас речи, воображение, воспитание умения выражать свои эмоции. Развитие и корректирование зрительных, слуховых и тактильных ощущений.
Образовательное направление обеспечивает овладение систематизированных знаний; развитие сенсомоторных умений и навыков; формирование моторных способностей, учитывая, в первую очередь, формирование отношения к активной деятельности, интереса и потребности в совершенствовании сенсорных навыков ребенка, введение в практику нетрадиционных методов и приёмов, формирование представлений об окружающем мире.
Фридрих Фрё бель предлагает три основных типа занятий:
Жизненные формы. Тип занятий предполагает конструирование предметов из окружающей действительности.
Изящные формы. Знакомясь с изящными формами, дети учатся выкладывать инвариантные абстрактные узоры из всевозможных кубиков.
Математические формы подразумевают использование кубиков в виде счётного материала.
Но на занятиях с жизненными и изящными формами должны соблюдаться следующие правила:
- готовые фигуры не ломать, а новые - создавать путём преобразования предыдущей фигуры.
Таким образом, ребёнок с ранних лет учится творить новое путём трансформации старого, и с годами понимает, что разрушение – это бесполезный процесс. Проще создать новое на основе уже готового и нет смысла разрушать. Среди прочего эти ограничения воспитывают толерантность и усложняют задания.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО во время получения ребенком дошкольного образования должно быть обеспечено формирование личности и развитие способностей детей в различных видах деятельности. Наше дошкольное образовательное учреждение оборудовано разнообразными дидактическими и игровыми материалами, среди которого – «Дары Фрёбеля». Игровой набор «Дары Фрёбеля» целиком и полностью соответствует с ФГОС ДО. Он сделан из экологически чистого продукта – дерево, безвреден, лёгок в обращении, эстетичен для реализации ребенком. Представляет собой структуру занятий игр с мячами и геометрическими телами (шариками, кубиками, цилиндрами, брусочками) и разнообразными их дроблениями. Создает условия для организации совместной деятельности педагога и ребенка, самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно – исследовательской деятельности детей.
Игровой набор состоит из 14 модулей и сопровождается комплектом методических пособий, где имеются рекомендации по проведению игр по всем направлениям развития ребенка.
Игровой набор «Дары Фрёбеля» позволяет легко организовать свободный выбор детьми своей образовательной и игровой деятельности, что является составной частью предметно-пространственной развивающей образовательной среды.
Хотя мы используем данный дидактический материал сравнительно недавно, но уже видим эффективность его применения во всех образовательных областях.
В нашем дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) художественно – эстетическое развитие является приоритетным направлением работы. Поэтому это первое к чему мы обратились, начиная работать с «Дарами».
Применяя «Дары Фрёбеля», дети сначала пытались выкладывать картины по образцу. В дальнейшем, они так заинтересовались этим действием, что стали активно придумывать новые образы и стараться вложить что-то свое в процедуру выполнения задания. Потом мы решили усложнить задачу. Например, ребята, закройте глаза и представьте себе, что вы находитесь в лесу, изобразите, что вы увидели? Сначала дошкольники создают аппликацию с помощью «Даров», ведь это намного интереснее. Потом свою идею они переносят на бумагу, побуждая творческую активность, дети видят результат труда, что – то изменяют, дополняют и в конце - находят свой вариант. Мы работаем со всеми модулями, но особенно хочется выделить № 7, № 8, № 9, № 10 в образовательной деятельности, которые очень любимы нашими детьми. С помощью их ребята складывают разные сюжеты. Мы уже знаем о главном правиле, что готовые фигуры не ломать, поэтому мы просто берём и заменяем одну форму на другую или меняем цвет. Поэтому, на каждой НОД по продуктивной деятельности мы используем игровой набор «Дары Фрёбеля».
Немаловажную роль в жизни дошкольного образовательного учреждения играет адаптация малышей. Именно в социально - коммуникативном развитии дошкольников хочется особо отметить применение нами «Даров Фрёбеля». «Дары» помогают воспитателям быстрее адаптировать детей к жизни в детском саду. Помощником этому служит разнообразные игры и задания на объединение коллектива, знакомство ребят друг с другом и воспитателями. Более совершенны – командные игры, например «Бусы Дружбы». Дошкольники делятся на команды по 2 человека, задача ребят состоит в том, чтобы собрать бусы, например, из красных шаров и синих кубиков, чередуя их. Побеждает команда, собравшая бусы Дружбы первая (чем старше воспитанники, тем сложнее задание). Ещё одна командная игра «Настроение». Педагог создает проблему: «Ребята, вы жители города, в котором сломалась карусель…». Дети откликаются на сообщение о произошедшей ситуации и выражают нужные эмоции.
В физическом развитии нам с детьми очень нравится играть в модуль № 1. С помощью вязанных мячиком мы с ребятами делаем зарядку для глаз (педагог раскачивает мячик вправо – влево, вверх - вниз, где дети следят за движением мяча глазами. Ещё мячики участвуют в тренировки ловкости и глазомера. Также они помогают в развитии координации движения (ребенок вытягивает руку и задает амплитуду руке по заданию воспитателя вправо - влево, вперед - назад). Для развития крупной и мелкой моторики рук и ног мы также применяем мячи. Дети босиком, лежа на спине играют с мячами (берут мяч ногами и поднимают его в разные стороны). Игра «Ловец жемчуга», здесь применим модуль № 10 и № 11. С помощью считалки ребята выбирают ведущего «ловца жемчуга», который поворачивается спиной к детям, а педагог раздает детям в ладошку кому – то одному – «жемчуг» (шар из набора № 11, а остальным детям песок (точки из набора 10). По команде педагога «ловец жемчуга» поворачивается лицом к детям и пытается отгадать, у кого «жемчужина». Если он показал правильно, тот, у кого жемчужина ребенок убегает, если «ловец» его поймал, он становится ведущим. Если «ловец» ошибся, и не нашел у кого жемчужина, то ведущий ему говорит «иди, тренируйся», дает ему какое – то задание, в следующий раз повезет».
В познавательном развитии огромных результатов мы с детьми достигли в ФЭМП. Не одна образовательная деятельность по ФЭМП не возможна без использования игрового набора. На занятиях дошкольники изучают разные формы, рассматривают часть и целое, решают задачи на логическое мышление, тем самым у детей дошкольного возраста формируется познавательная активность, развивается мелкая моторика, наглядно-действенное мышление, внимание, пространственное ориентирование, которое в дальнейшем сформирует конструкторские способности дошкольников.
Особое значение имеет речевое развитие. Игровой набор «Дары Фребеля» показал себя с хорошей стороны. Например, игра «Я змея, змея, змея» очень любима нашими детьми. Ведущий, нанизывая бусину на шнурок, повторяет слова: «Я змея, змея, змея», потом, обращаясь к другу: «Хочешь быть моим хвостом?» передает шнурок следующему игроку. Игрок отвечает: «Да, хочу» и добавляет: «Я хочу стать твоим хвостом, добавляя любое прилагательное (желтой, веселой, большой и т. д.) змеи». Игра продолжается, только следующий игрок называет уже два прилагательных, сказанное ранее и новое - своё. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся в названии прилагательных.
Еще один метод, который вызывает интерес у наших детей – это «составление сказки». Во время НОД по речевому развитию, мы читаем сказку, а затем выкладываем ее сюжет из различных фигур, предварительно договариваясь о том, какие обозначения будут соответствовать персонажам и предметам сказки.
Хочется заметить, что использование игрового набора в процессе развития речи, у наших воспитанников стала богаче грамотная речь, они научились полным ответом отвечать на вопросы, выросла грамотность.
В заключение хотим сказать, что можно по-разному смотреть на тот или иной принцип работы с детьми. На наш взгляд, педагог дошкольного образовательного учреждения должен быть открыт любым знаниям и уметь приобретать из различных методик положительный опыт, применяя его на практике.
Принципы комплектования группы и организации работы
- Учет интересов и способностей детей.
- Желание родителей.
- Добровольное участие.
- Учет психофизических особенностей детей.
Продолжительность реализации технологии:
2 младшая группа (дети 3-4 лет).
Год обучения состоит из 36 занятий по 15 минут каждое. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Средняя группа (дети 4-5 лет).
Год обучения состоит из 36 занятий по 15 – 20 минут каждое. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Старшая группа (дети 5-6 лет).
Год обучения состоит из 72 занятий по 20 минут каждое. Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Подготовительная группа (дети 6-7 лет).
Год обучения состоит из 72 занятия по 20 минут каждое. Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Ожидаемые результаты:
Для дошкольников 3-4 лет:
- группировать предметы по цвету, размеру, форме;
- при поддержке взрослого составлять группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы;
- находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов;
- определять количественное соотношение двух групп предметов,
- понимать конкретный смысл слов: больше – меньше, столько же;
- видеть разницу в размерах двух предметов по длине; показывать, какой из двух предметов: длинный – короткий, широкий – узкий, высокий – низкий, большой – маленький или они одинаковые;
- различать круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму;
- понимать смысл обозначений: вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа, на, над – под, верхняя – нижняя;
- принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре от имени героя.
Для дошкольников 4-5 лет:
- знание названий объемных геометрических фигур, умение детей описывать знакомую фигуру;
- умение различать геометрические формы (шар, куб, цилиндр, развитие ориентации в пространстве, развитие координаций движений, крупной и мелкой моторики обеих рук;
- формирование грамматически правильного строя речи;
- умение упорядочивать геометрические фигуры по форме, умение выделять признаки фигур с помощью зрительного анализатора;
- развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, расширение кругозора, мышления;
- объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию; отражать в игре действия с предметами и человеческие взаимоотношения.
Для дошкольников 5-6 лет:
- развивать сенсорные навыки, элементарные математические представления, развивать восприятие, мышление, внимание, память;
- развитие диалогической речи, коммуникативных навыков, умения сотрудничать, договариваться друг с другом, развитие навыков планирования;
- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, развитие координации движений, ловкости, мелкой моторики;
- понимание на слух текста художественного произведения;
- приобщение к художественной литературе, формирование интереса к драматизации литературных произведений;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, первичных представлений о профессиях людей;
- формирование первичных представлений о себе и других людях, эмоциональных состояниях, настроении.
Для педагогов дошкольного образовательного учреждения:
- повысить уровень профессионализма педагога;
- внедрить инновационные формы и методы работы по всестороннему развитию воспитанников.
Для родителей:
- взаимодействие родителей во всестороннем развитии ребенка.
Таким образом, игровой набор «Дары Фрёбеля» можно использовать во всех возрастах дошкольного периода. Наши воспитанники знакомятся с различными понятиями, учатся играть, уходят от игровой деятельности в учебную и осваивают, играя, те непростые понятия, которые давались бы с трудом в учебной деятельности.
В игровой набор «Дары Фрёбеля» входит комплект методических пособий, где вы сможете найти рекомендации по проведению игр по всем направлениям развития дошкольников.
Комплект с легкостью сочетается с любой общеобразовательной программой ДОУ. Также он может использоваться в работе с авторскими методиками развития и воспитания дошкольников в частных образовательных учреждениях и в процессе семейного воспитания.
Он является составной частью предметно-пространственной развивающей образовательной среды. Его структура и значение созданы в соответствии с принципом реализации ведущей игровой деятельности в дошкольном возрасте и личностно-ориентированного подхода в развитии и воспитании каждого ребенка, что
способствует развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств дошкольника.
Работа с комплектом создает условия не только для организации совместной деятельности педагога и ребенка, но и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.
Именно поэтому, мы можем сказать, что «Дары Фрёбеля» - это открытие для педагогов, родителей, детей.
Мы считаем, что наша работа будет интересна воспитателям, психологам, логопедам, дефектологам, а так же педагогам дополнительного образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Карпова, Ю. В. Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в
дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО: Метод.
рекомендации /Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова; Под
общ. ред. В. В. Кожевниковой. - М. : ООО «Издательство «ВАРСОН»,
2014; Самара: ООО «ТД «Светоч», 2014.- 20 с.
2. Карпова, Ю. В. Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в
образовательной области «Физическое развитие» : Метод. рекомендации
/Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова; Под общ. ред. В. В.
Кожевниковой. - М. : ООО «Издательство «ВАРСОН», 2014; Самара:
ООО «ТД «Светоч», 2014.-24 с.
3. Карпова, Ю. В. Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в
образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» :
Метод. рекомендации /Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В.
Соколова; Под общ. ред. В. В. Кожевниковой. - М. : ООО «Издательство
«ВАРСОН», 2014; Самара: ООО «ТД «Светоч», 2014.- 44 с.
4. Карпова, Ю. В. Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в
образовательной области «Речевое развитие» : Метод. рекомендации
/Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова; Под общ. ред. В. В.
Кожевниковой. - М. : ООО «Издательство «ВАРСОН», 2014; Самара:
ООО «ТД «Светоч», 2014.- 44 с.
5. Карпова, Ю. В. Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в
образовательной области «Познавательное развитие» : Метод.
рекомендации /Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова; Под
общ. ред. В. В. Кожевниковой. - М. : ООО «Издательство «ВАРСОН»,
2014; Самара: ООО «ТД «Светоч», 2014.- 36 с.
6. Карпова, Ю. В. Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в
образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» :
Метод. рекомендации /Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В.
Соколова; Под общ. ред. В. В. Кожевниковой. - М. : ООО «Издательство
«ВАРСОН», 2014; Самара: ООО «ТД «Светоч», 2014.- 44 с.
7. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта.
8. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций».
9.«Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду» В. И. Логинова